Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс являются мультимедийные презентационные технологии.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Использование инструментов презентации позволяет вводить визуальные эффекты в классы и помогает быстрее учиться, фокусируясь на наиболее важных моментах представленной информации; создавать визуально эффектные изображения в виде текстовых материалов, фотографий, рисунков, слайд-шоу, дизайна и аудио-повествования, видеоклипов и анимаций, трехмерной графики, то есть факторов, которые обращают на себя внимание дольше всего [2].
Одновременное воздействие на два наиболее важных органа восприятия (слух и зрение) может иметь гораздо больший эффект. Доказано, что человек помнит 20% того, что он слушал, и 30% того, что он видел, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов является основой любой современной презентации [7].
Бурное развитие мультимедийных презентаций и степень их применения в сфере образования обусловлены главным образом многочисленными преимуществами использования [3]. К ним относятся:
Информационная емкость. Основное различие между презентациями и другими методами представления информации заключается в их особом содержании контента и способности помещать достаточное количество графической, текстовой и звуковой информации в мультимедийную презентацию.
Компактность. Различные типы жестких дисков, карты USB можно использовать в качестве носителя для мультимедийных презентаций. Независимо от формы и емкости, все эти типы носителей компактны и их легко хранить.
Доступность. Достоинства презентации в том, что ее просто сделать;
Наглядность и эмоциональная привлекательность. Мультимедийные презентации позволяют представлять информацию не только в удобном порядке для восприятия, но и эффективно комбинировать звуковые и визуальные образы, выбирать доминирующие цвета и сочетания цветов, которые создадут позитивное отношение к дошкольникам в представленной информации, будут способствовать комплексному восприятие и лучшая память материала;
Мобильность. Все, что нужно для демонстрации - это носитель и компьютер;
Многофункциональность. Возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, ее дополнения новыми текстовыми и графическими материалами, модификации.
Кроме того, презентация позволяет учителю составлять учебные материалы на основе их характеристик для конкретной группы, темы, предмета, что позволяет выстроить урок для достижения максимального образовательного эффекта [1].
Федеральный государственный образовательный стандарт по профессиям и специальностям среднего профессионального образования предписывает в части требований к результатам освоения программы подготовки специалистов следующие общие компетенции:
ОК.4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК.5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
Создание мультимедийной презентации при выполнении определенных требований, предъявляемых к учебной информации, способствует формированию данных компетенций.
Этапы создания и структура мультимедийной презентации
Основными этапами создания презентации являются:
Подготовка текста доклада (реферата, курсовой, выпускной квалификационной работы) и его согласование с руководителем.
Разработка структуры мультимедийной презентации.
Содержание презентации в Power Point.
Структура мультимедийной презентации, отвечающая требованиям учебной информации, представлена в таблице 1.1
Таблица 1.1. Структура мультимедийной презентации
Структурный элемент презентации |
Содержание слайда |
1 |
2 |
Титульный слайд |
наименование организации, название презентации (тема доклада, реферата и т.п., ф.и.о. автора, его должность, город и год создания презентации) |
Актуальность темы |
обоснование и значимость учебного материала |
Цели и задачи работы |
аппарат исследования |
Основной материал |
структурированное изложение текстового и графического материала |
Выводы |
подведение итогов на основе аппарата исследования |
Финальный слайд |
список литературы, слова благодарности за внимание |
Основные требования к оформлению мультимедийной презентации
Общие рекомендации по дизайну сводятся к тому, что оптимальный объем мультимедийной презентации составляет от 10 до 20 слайдов, текстовая и графическая информация должна быть разумно объединена на слайдах, не должно быть злоупотребления внешним видом. Шрифт должен быть разборчивым и сохранен в том же стиле представления. Текст отчета должен быть четким, кратким и без орфографических ошибок. Иллюстрации (рисунки, схемы, рисунки, таблицы) должны иметь четкое и выразительное название [8].
Более подробные рекомендации для каждого требования размещены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Рекомендации по оформлению слайдов
Оформление слайда |
Рекомендации |
1 |
2 |
Расположение информации на слайде и объем информации |
Поля 1 см; горизонтальное расположение информации является предпочтительным; самая важная информация должна быть расположена в центре экрана; если изображение находится на слайде, под ним должна быть надпись |
Содержание информации и способы ее выделения |
Не перегружайте один слайд слишком большим количеством информации: в памяти одновременно записывается не более трех фактов, выводов и определений. Эффективность достигается, когда ключевые точки отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Информация может быть выделена жирным шрифтом, курсивом или подчеркиванием, рамками, границами, заливками, штриховкой, стрелками, рисунками, диаграммами для иллюстрации наиболее важных фактов. |
Шрифты |
для заголовка - 32, основного текста – 24, нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации |
Стиль и фон |
Унифицированный стиль дизайна предпочтительнее, поскольку смешивание стилей отвлекает саму презентацию. Крутые тона предпочтительнее для фона, мы рекомендуем использовать не более трех цветов на слайде: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используются контрастные цвета. |
Кроме указанных рекомендаций автор мультимедийной презентации должен продумать вариант, если подача наглядной информации по техническим причинам будет невозможна[4].
Типичные ошибки в презентации
1. Отсутствие титульного слайда с темой урока, целью, фамилией, ФИО и отчеством автора презентации.
2. Отсутствие последнего слайда со словами «Спасибо за внимание!».
3. Отсутствие краткого изложения урока, выводов.
4. Когда тема раскрывается, словарный запас не соответствует возрастным характеристикам учащихся начальной школы.
5. Слайд содержит слишком много информации для восприятия.
6. Недостаток источников информации: литература, сайты.
7. Чрезмерное использование анимации (это занимает много времени, вступает в противоречие с логикой восприятия контента, чрезмерным количеством объектов анимации).
8. Презентация воспроизводит четкость изображения, не имеет значения для повышения активности детей во время урока.
Создание презентаций требует творческого подхода со стороны учителя и только хороших навыков работы с компьютером. Компьютер не заменяет учителя в классе, но является эффективным помощником.
Красочные дизайнерские презентации с использованием текстовых анимационных эффектов, рисунков и фотографий упрощают и упрощают объяснение учебного материала и привлекают внимание и интерес учащихся к занятиям. Анализ таких упражнений с использованием презентаций показал, что когнитивная мотивация повышается, усвоение сложного материала облегчается. Благодаря презентациям студенты, которые обычно не были очень активны в классе, начали активно выражать свое мнение и причину. Поэтому мультимедийные презентации из года в год становятся все более популярной и эффективной формой проведения занятий.
Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если вы перестараетесь, то снизите эффективность презентации в целом. Необходимо найти такой баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами. Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно: для обучающих презентаций[6].
Таким образом, методически грамотное использование мультимедийных презентаций повышает эффективность учебного процесса обучения
Список использованной литературы
Безека С.В. PowerPoint 2007. Как создать красочную и информативную презентацию.// Создание презентаций в PowerPoint 2007.- Владимир: НТ Пресс, 2008.
В. Волков. Современные мультимедиа // Компьютер-ИНФО, 9’99.
Вашкевич Э.В. PowerPoint 2007. Эффективные презентации на компьютере.// Видеосамоучитель. – Питер, 2008.
Информационные технологии в образовании–2009. Сборник научных трудов участников IX научно-практической конференции-выставки 29–30 октября 2009 г. – Ростов н/Д: Ростиздат, 2009.
Маленькие секреты успешной презентации. http://www.nachalka.com/PP.
Мультимедийная презентация на уроке как методический прием. Требования к созданию и применению презентаций. http://arzgirrono.narod.ru/new_page_12.htm.
Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000.
Требования к презентации – http://www.openclass.ru/wiki-pages/31184