Разработка и использование в образовании различных средств, основанных на различных технологиях, таких как компьютерные, мультимедийные и коммуникационные, открывает не только новые возможности в области образования, но и в других различных сферах. Из этого всего можно сделать вывод, что появляется необходимость в создании обоснованных критериев отбора этих средств, их классификация, выбор методики оценивания. Среди всех средств наибольший интерес представляют такие образовательные ресурсы, как электронные. Так как эти внедрения произошли не так давно, нет устоявшейся и общепринятой терминологии, а также классификации в области электронных образовательных ресурсов.
В действующем ныне ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» различают следующие виды электронных изданий:
электронный аналог и самостоятельное издание (по наличию печатного эквивалента);
текстовое (символьное), изобразительное, звуковое, мультимедийное, программный продукт (по природе основной информации);
официальное, научное, научно- популярное, производственно-практическое, нормативное производственно-практическое, учебное, массово-политическое, справочное, для досуга, рекламное, художественное (по целевому назначению);
локальные, сетевые, комбинированные (по технологии распространения);
однотомные, многотомные и электронные серии (по структуре);
непериодические, сериальные, периодические, продолжающиеся, обновляемые (по периодичности).
В стандарте перечисляются образовательные издания. Рассмотрим их:
Образовательные издания
Учебное электронное
Художественное электронное
Научное электронное
Справочное электронное
Научно-популярное
учебное электронное — электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме удобной для изучения и преподавания и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения;
научное электронное — электронное издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях, а также научно-подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы;
научно-популярное электронное — электронное издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме доступной читателю-неспециалисту;
справочное электронное — электронное издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в удобном порядке для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения;
художественное электронное — электронное издание, содержащее произведения художественной литературы, изобразительного, театрального искусства, эстрадного и циркового творчества, произведения кино, музейную и другую информацию, относящуюся к сфере культуры и не являющуюся содержанием научных исследований.
Электронные ресурсы (учебные) можно классифицировать по некоторым критериям:
по уровню образования:
а) общее;
б) начальное;
в) среднее и высшее профессиональное;
г) дополнительное;
д) специальное.
2. по форме получения образования:
а) очное;
б) очнозаочное;
в) заочное.
3. по видам организуемой учебной деятельности;
4. по форме представления учебной информации;
5. по способу взаимодействия с обучаемым;
6. по способу задания образовательной траектории обучаемого с учетом его индивидуальных способностей.
Список использованных источников и литературы
1. Киселёв, Л.Ю. Всероссийский конкурс электронных учебно-методических комплексов для студентов высших учебных заведений Министерства сельского хозяйства: методические рекомендации и информационно-аналитические материалы / Л.Ю. Киселёв, О.А. Михайленко, Р.М. Цыбулевская. — М.: ФГОУ ВПО РГАЗУ, 2008.
2. Михайленко, О.А. Электронный учебно-методический комплекс: методические рекомендации и материалы по разработке и применению в заочном агрообразовании / О.А. Михайленко. — М.: ФГОУ ВПО РГАЗУ, 2006. — 46 с.
3. ГОСТ 7.83-2001 СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения
4. Информационные технологии в профессиональной деятельности : учеб.-метод. пособие. Направления подгот. 44.03.01 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), уровень бакалавриата / А.В. Иванова, Т.А. Саркисян ; Департамент образования и молодеж. политики ХМАО - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО - Югры “Сургут. гос. пед. ун-т”. - Сургут : РИО БУ “Сургутский государственный университет”, 2019. - 110, [1] с.