Искусственный интеллект (ИИ, англ. Artificial intelligence, AI) — наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ. ИИ связан со сходной задачей использования компьютеров для понимания человеческого интеллекта, но не обязательно ограничивается биологически правдоподобными методами.
Как ритейл будет использовать искусственный интеллект?
В январе 2019 г. американский производитель аппаратного и программного обеспечения IBM опубликовал отчет о «Грядущей революции искусственного интеллекта в ритейле и производстве потребительских товарах» (The coming AI revolution in retail and consumer products), подготовленный на основании опроса 1900 компаний розничной торговли в 23 странах мира. Исследование фокусируется в том числе на том, как автоматизация может помочь магазинам уменьшить влияние человеческого фактора и улучшить качество обслуживания клиентов.
Согласно результатам исследования IMB, к 2021 г. более 70% компаний розничной торговли и производства потребительских товаров будут использовать инструменты интеллектуальной автоматизации на всех цепочках создания стоимости. Вот шесть сфер, в которых розничные сети планируют использовать ИИ.
Планирование цепочки поставок (85%).
Прогнозирование спроса (85%).
Клиентский интеллект (79%).
Маркетинг и реклама (75%).
Складские операции (73%).
Ценообразование и продвижение (73%).
ИИ на Российском рынке
В России искусственный интеллект (ИИ, artificial intelligence, AI) уже затронул такие темы, как интеллектуальный мониторинг инфраструктуры, сбор и обработка больших объемов информации, управление знаниями, технические и медицинские системы диагностики, создание индивидуальных траекторий обучения, поведенческий анализ, умные платформы и т.д.
На сегодняшний день 42% российских ритейлеров используют искусственный интеллект.
Этот результат показало исследование РАЭК и НИУ ВШЭ при поддержке Microsoft «ИИ в ритейле: политика российского бизнеса». По мнению экспертов, внедрение технологий ИИ в ритейл является одной из лидирующих отраслей по внедрению в России.
По результатам исследования, самыми популярными у российских ритейлеров стали ИИ-решения для персонализации (26%), виртуальные помощники и чат-боты (23%), интеллектуальные системы для принятия решений и предиктивной аналитики (20%). В пятилетней перспективе большинство опрошенных планируют использовать аналитические ИИ-решения для выявления закономерностей и отклонений (36%), при том, что по данным на декабрь 2019 года их внедряет только 13%. Сохранится актуальность решений для персонализации (35%) и чат-ботов (35%).
Среди основных рисков внедрения были отмечены репутационные (влияние на имидж бренда неудачных кейсов и др., 39%), безопасности (39%) и несоответствия выгоды затратам на проект (28%). Основными вызовами при внедрении ИИ для российских ритейлеров являются необходимость изменения существующих бизнес моделей (35%), недоверие к решениям, принятым ИИ (33%), а также финансовые ограничения (30%)
Возможности ИИ на текущий момент
Ведение переговоров
Ученые из Лаборатории по исследованию искусственного интеллекта Facebook (FAIR) обнаружили, что алгоритм, с помощью которого общаются боты.
В ходе испытаний также стало известно, что, научившись вести переговоры, алгоритм начал полагаться на машинное обучение и продвинутые стратегии ведения переговоров, чтобы улучшить их результаты. Так, боты научились технике искусственного компромисса, симулируя интерес к предмету, которым они планируют пожертвовать на более позднем этапе переговоров.
Обслуживание покупателей
Современные ритейлеры используют искусственный интеллект для общения со своими клиентами через индивидуальные онлайн-интерфейсы, роботов-продажников, социальные сети. С его помощью ритейлеры, ведущие электронную торговлю, предлагают клиентам удобный способ выбора продукции.
Обычно покупатель получает персональные рекомендации, основанные на его прошлых покупках. А если он раньше ничего ещё не покупал, тогда наверняка он что-то присматривал, листая страницы интересующих его товаров. ИИ способен всё это учесть и массово сгенерировать персонализированные целевые страницы, специальные предложения, содержимое корзины покупок и прочие варианты одновременно.
Динамическое ценообразование
Крупные международные онлайн-магазины, типа Амазон, располагают внушительными объёмами данных и приложениями, позволяющими реагировать на цены своих конкурентов прямо в режиме реального времени. Владельцы небольших частных магазинов не могли себе позволить такие инструменты до появления ИИ. Сегодня они могут конкурировать с гигантами за счёт этой технологии, которая стала доступна малому бизнесу.
Как это осуществляется? Торговые приложения могут автоматически обновлять цены на товары благодаря корректировке, основанной на внешних данных, таких как погода, локальные события, маркетинговые кампании конкурентов.
Управление запасами
Крупные онлайн-ритейлеры и сети розничных магазинов ежедневно выполняют многочисленные заказы. Продавцам часто затруднительно вручную отслеживать запасы и обеспечивать бесперебойную, своевременную доставку товаров в соответствии с потребностями клиентов.
Теперь им в этом помогают приложения для розничной торговли на основе искусственного интеллекта. Они умеют выявлять пробелы в поставках, оценивать и отслеживать складские запасы, прогнозировать необходимый запас на основе таких факторов, как предпочтения клиентов, данные о предыдущих продажах, сезонность и прочее. Такое грамотное управление исключает риск затоваривания.
Заключение
С текущим развитием ИИ, некоторые ритейлеры полагают, что ИИ способен превзойти тенденцию автоматизированного предприятия. Возможно, уже пора учиться использовать искусственный интеллект, чтобы не пропустить момент, когда эта технология станет основой взрывного роста.
Список использованных источников:
Inc. [Электронный ресурс] / Редакция сайта. — Электрон. журн. — Режим доступа: https://incrussia.ru/news/iskusstvennyj-intellekt-ot-facebook-sozdal-sobstvennyj-yazyk/ (дата обращения: 20.12.2019)
NewRetail [Электронный ресурс] / Редакция сайта. — Электрон. журн. — Режим доступа: https://new-retail.ru/tehnologii/iskusstvennyy_intellekt_v_riteyle_kak_ego_uzhe_seychas_primenyayut_i_kakie_vygody_iz_etogo_izvlekayu6742/ (дата обращения: 20.12.2019)
Retail.ru [Электронный ресурс] / Редакция сайта. — Электрон. журн. — Режим доступа: https://www.retail.ru/articles/iskusstvennyy-intellekt-v-riteyle/ (дата обращения: 20.12.2019)
Tadviser [Электронный ресурс] / Редакция сайта. — Электрон. журн. — Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Искусственный_интеллект_в_ритейле (дата обращения: 20.12.2019)
Accenture [Электронный ресурс] / Редакция сайта. — Электрон. журн. — Режим доступа: https://www.accenture.com/ru-ru/insights/strategy/retail-artificial-intelligence (дата обращения: 20.12.2019)
Info.microsoft.com [Электронный ресурс] / Редакция сайта. — Электрон. журн. — Режим доступа: http://info.microsoft.com/rs/157-GQE-382/images/RU-RU-CNTNT-eBook-DT-Retail-AI-in-Retail.pdf (дата обращения: 20.12.2019)