Теневая экономика как одна из главных проблем в системе налогообложения - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Теневая экономика как одна из главных проблем в системе налогообложения

Гранкина Ю.О. 1
1Банковский колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наше время теневая экономика всегда присутствует в экономике любой страны, несмотря на её развитость. В некоторых странах удельный вес теневой экономики сопоставим с легальной. В России по данным Росстата удельный вес составлял на момент 2017 года 10-12%. Однако уже в 2018 эта цифра поднялась до 20%[1].

Основным двигателем «ухода в тень» является желание населения уйти подальше от государственного регулирования и высоких налогов. Так же проблема отсутствия вакансий с большой оплатой труда толкает людей на уход в неформальную экономику. Все это следствие отсутствия чуткого законодательного регулирования в сфере налогообложения.

Рис.1. В каких секторах чаще происходят теневые операции

Рост доли «теневой экономики» в общем объеме хозяйственной деятельности, влечет за собой недоверие во взаимодействии экономических субъектов и является преградой на пути развития экономики в целом.

При расширении масштабов «теневой экономики» границы между беззаконием, деятельностью вне закона (нерегулируемой законом) и незаконной деятельности расплываются, в результате чего исчезают нравственные ориентиры, и общество утрачивает моральное право на социально-нравственный контроль и на экономическое регулирование. Поскольку же общество представляет собой единственную силу, способную и обязанную осуществлять контроль над деятельностью государства, то утрата этого влияния может приводить к перерастанию последнего в сторону тоталитаризма. Результатом является явно парадоксальное явление: чем меньше размер экономической активности государства, тем больше вероятность перехода от демократических методов к тоталитарным способам управления и регулирования.

Это приводит страну к риску не только национальной экономики, но и в целом всей национальной безопасности. В таком случае господство неформальной экономики очевидно, а страна погружается в кризис государственного регулирования, то есть, государство больше не может сдерживать происходящие в ней процессы.

Остро стоит вопрос утечки части дохода и использование так называемых «налоговых дыр». Организации, зарегистрированные на территории государства на условиях льготного налогообложения – оффшор. Оффшор позволяет избегать большей части налогов и обходиться лишь ежегодным сбором, осуществляя свою деятельность на территории разных стран. По распространенному мнению, поддерживаемому такими экономистами, как Джозеф Стиглиц, существование оффшорных зон является глобальной проблемой. Такие юрисдикции способствуют отмыванию денег и уклонению от уплаты налогов, как следствие, росту преступности и социальному неравенству[3].

Опыт стран ЕС показывает, что полностью избавиться от утечки ресурсов почти нельзя, но повлиять можно. Крупные корпорации теперь должны отчитываться по своим доходам в каждой стране, в которой они ведут деятельность, тем самым утрачивая способность экономить на налогах и выводе денежных средств в тень.

Продолжая двигаться по пути снижения уровня теневого сектора, Еврокомиссия сосредоточилась на трех направлениях:

- обеспечение эффективного налогообложения в ЕС, которое базируется на применении принципа корпоративного налогообложения, т.е. фирмы должны платить налоги там, где получают свою прибыль;

- повышение прозрачности в системе налогообложения и обеспечение справедливой налоговой конкуренции;

- обеспечение равных условий, укрепление международного сотрудничества в общей борьбе против уклонения от уплаты налогов.

Предложенные механизмы не единственные. Но мы считаем, что не существует точного механизма выведения экономики страны из тени. В первую очередь нужно наладить налоговое законодательство. По нашему мнению предложения, описанные в докладе ООО «Деловая Россия» правильные: нужно снизить уровень налогов с инноваций, заработной платы и производства и повысить налог на роскошь, дорогостоящие земли и технологии[4].

Работа органов государственной власти по формированию соответствующей нормативной правовой базы, применению своевременных и эффективных мер налогового регулирования в целях создания благоприятной деловой среды для российских производителей, привлечения инвестиций в российскую экономику должна проводиться постоянно и видоизменяться с учетом реальных особенностей ее развития.

Эффективная экономическая, в т.ч. налоговая политика, позволяет нивелировать эти угрозы. Для решения этой непростой задачи необходим комплексный подход. Так, стабильная, ответственная, прогнозируемая налоговая политика позволит привлечь дополнительные инвестиции, так необходимые в настоящее время, в т.ч. и иностранные, в производственный сектор экономики. Борьба с «теневым сектором» экономики, по нашему мнению, должна носить комплексный характер, сочетая меры принуждения и меры налогового регулирования.

Список литературы:

Теневая экономика в современной России. URL: http://bank. ru//publicatioh/ show/id/9304.

Росстат измерил «невидимую» экономику России URL: https://www.rbc.ru/economics/29/08/2019/5d651ed89a79474a0d725030

Stiglitz J.E., Pieth M. Overcoming the Shadow Economy. November 2016.

Доклад ООО «Деловая Россия» Модернизация экономики России. Кардинальное улучшение инвестиционного климата. URL: http://www. deloros. ru/FILEB/doklad-2010/pdf/.

Просмотров работы: 5