В научной литературе и действующем законодательстве инвестициями понимаются деньги ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, а также услуги и информация.
Инвестиции являются неотъемлемой частью экономики, выступают инструментом экономического роста, обеспечением устойчивого социально-экономического развития. Инвестиции способны стимулировать научно-технический прогресс, необходимы для обновления основного капитала, преодоления экономического спада, развития промышленности, повышения эффективности управления и выхода на рынок.
Инвестирование может осуществляться по различным направлениям, мы же выделим наиболее общие:
- транспортно-логистическая инфраструктура;
- минерально-сырьевой комплекс;
- агропромышленность;
- жилищное строительство;
- туризм;
- пищевая и легкая промышленность;
- промышленность.
Инвестиционная деятельность осуществляется на основе государственно-частного партнерства в рамках средне- и долгосрочного сотрудничества государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Иными словами, государство привлекает средства бизнеса для развития по определенным направлениям – строительство социально важных объектов, промышленной инфраструктуры, развитие инновационных технологий, вложение в основные фонды и человеческий капитал и прочего, в обмен на дивиденды от использования объектов, товары и услуги, налоговые преференции.
Однако, такая зависимость от инвестиций сказывается на экономической безопасности.
Под экономической безопасностью рассматривается важность национальных интересов, экономическая независимость, стабильность и устойчивость экономики к внутренним и внешним воздействиям [6, с. 54].
Также следует рассматривать экономическую безопасность субъекта РФ – независимость экономики региона, устойчивый экономический рост, решение вопросов регионального значения, высокое качество управления.
Экономическая безопасность выражается в стабильности и независимости от различных факторов [11, с. 36-37]. Вместе с тем, при значительном объеме инвестиций создается угроза экономике, поскольку инвестиция работает по принципу кредитных отношений «в будущем необходимо за нее отдавать».
В экономических отношениях рассматриваются четыре основные внешние сферы угроз экономической безопасности государства: структура внешней торговли, ее международная инвестиционная позиция, валютно-финансовые отношения и влияние международных экономических организаций.
Внутренние угрозы экономической безопасности проблемы неустойчивости и неразвитости финансовых рынков, бюджетно-налоговой системы, проблемы реального сектора экономики.
В 1990-е годы в Российской Федерации была выработана государственная стратегия экономической безопасности, которая включала в себя защиту национальных интересов, социальную направленность политики.
В 2000-е годы произошли изменения в структуре источников финансирования, что выразилось в резком сокращении удельного веса государственного сектора. Специалисты в то время отметили обострение проблемы экономической безопасности страны в связи с увеличением объемов инвестиций в промышленность (в основном, топливно-энергетический комплекс) отдельных регионов РФ – Кемеровская и Тюменская области, ЯМАО, Якутия и Татарстан.
Поскольку российская экономика того периода находилась в переходной стадии, отмечалась нестабильность, инвестиции стали рассматриваться как источник угроз экономической безопасности.
Для предупреждения негативных последствий воздействия на российскую экономику в период сложного периода, были приняты меры правового и экономического характера. В частности, совершенствование межбюджетных отношений, были приняты Федеральные законы от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Для привлечения инвестиций, развития государственно-частного партнерства, реализации последовательной и эффективной экономической, инвестиционной политики, в субъектах Российской Федерации были созданы особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы, технополисы и промышленные парки.
Согласно информации Росстата, в Российской Федерации и в настоящее время отмечается увеличение показателей, характеризующих финансовые условия инвестиционной деятельности [4].
Таблица 1
Показатели, характеризующие финансовые условия инвестиционной деятельности
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Ставка рефинансирования (на конец года), процентов |
8,25 |
8,25 |
8,25 |
8,25 |
10,00 |
7,75 |
7,75 |
6,25 |
Ключевая ставка (на конец года), процентов |
- |
5,50 |
17,00 |
11,00 |
10,00 |
7,75 |
7,75 |
6,25 |
Денежная масса М2 (национальное определение; на конец года), млрд. руб. |
27164,6 |
31155,6 |
31615,7 |
35179,7 |
38418,0 |
40114,4 |
44891,6 |
48083,0 |
Удельный вес денежной массы М2 |
35,6 |
38,2 |
38,0 |
38,4 |
41,4 |
43,55 |
43,22 |
42,5 |
Удельный вес наличных денег МО в общем объеме денежной массы М2 (на конец года), процентов |
23,7 |
22,4 |
22,7 |
20,6 |
20,1 |
19,9 |
19,6 |
18,5 |
Международные резервы Российской Федерации (на конец года), млрд. долл. США |
537,6 |
509,6 |
385,5 |
368,4 |
377,7 |
432,1 |
466,9 |
548,7 |
Индекс потребительских цен на товары и услуги, процентов |
106,6 |
106,5 |
111,4 |
112,9 |
105,4 |
102,51 |
104,26 |
102,67 |
Индекс цен производителей промышленных товаров (реализованных на внутреннем рынке), процентов |
105,1 |
103,7 |
105,9 |
110,7 |
107,4 |
105,5 |
103,0 |
103,7 |
Индекс цен строительной продукции, процентов |
106,9 |
104,9 |
107,2 |
110,3 |
103,2 |
102,51 |
104,26 |
102,67 |
в том числе индекс цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы), процентов |
108,3 |
104,3 |
104,6 |
104,1 |
106,6 |
104,85 |
106,51 |
107,01 |
Официальный курс доллара США к российскому рублю (на конец года), руб./ долл. США |
30,37 |
32,73 |
56,26 |
72,88 |
60,66 |
57,6 |
69,47 |
62,4 |
Приток капитала в российскую экономику увеличивается, несмотря на действующие экономические санкции. Значительный рост инвестиций был отмечен в 2016 году в связи с реализацией крупных проектов (строительства Крымского моста и строительства спортивных объектов к чемпионату мира по футболу).
Далее на таблице представлена динамика прямых инвестиций до 2018 года [5].
Таблица 2
Динамика прямых инвестиций до 2018 года
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Прямые инвестиции |
17288 |
33532 |
15232 |
-10225 |
8200 |
22592 |
Российские исходящие инвестиции (млн долл. США) |
86507 |
56389 |
22085 |
22314 |
36757 |
31377 |
Входящие иностранные инвестиции (млн долл. США) |
69219 |
22857 |
6853 |
32539 |
28557 |
8785 |
Примечание.
Знак операции: знак "-" означает снижение активов и снижение обязательств.
Привлекательными направлениями для вложения инвестиций стали оборонная промышленность и агропромышленный комплекс. С 2015 года росте рисков увеличился.
Считаем, что при полной занятости и при средних темпах инфляции, наличии структурированной рыночной экономикой, экономическая безопасность меньше подвержена влиянию инвестиций.
Предполагается, что в 2020 году продолжится рост инвестиций.
По нашему мнению, угроза экономической безопасности зависит от внутренних экономических проблем страны, от степени развитости финансовых рынков. Экономические показатели показывают стабильность и неустойчивость социально-экономической системы Российской Федерации.
Полагаем, что для повышения уровня влияния инвестиции на экономический рост и в целях обеспечения экономической безопасности страны, следует разработать методику выявления угроз экономической безопасности при использовании инвестиций, а также предусмотреть обязательную оценку экономического и социального эффекта инвестиций.
Список литературы
Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 31.05.2018) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Российская газета, № 134, 14.07.1999.
Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // СЗ РФ, 01.03.1999, № 9, ст. 1096.
Безмельницын Д.А. Оценка синергетического эффекта при реализации нескольких инвестиционных проектов / Д.А. Безмельницын // Проблемы и перспективы развития экономики и менеджмента в России и за рубежом. Материалы пятой международной научно-практической конференции. - 2013. - С. 309-313.
Инвестиции в России 2017. Статистический сборник // http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/invest.pdf
Инвестиции в России // https://bankiros.ru/wiki/term/investicii-v-rossii
Климонова А.Н. Основные подходы к исследованию понятий «экономическая безопасность» и «экономическая безопасность государства» / А.Н. Климонова // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - Т. 9. № 8. - С. 54-60.
Попов В.И. К вопросу инвестиционной привлекательности региона / В.И. Попов // Проблемы и перспективы развития экономики и менеджмента в России и за рубежом. Материалы пятой международной научно-практической конференции. - 2013. - С. 214-217.
Сафрончук М.В. Экономическая безопасность и инвестиции как факторы роста переходной экономики России / М.В. Сафрончук // Вопросы статистики. – 2001. – №11. – С. 50-55.
Стасенко С.И., Самодуров А.А. Формирование требований и самооценка инвестирования собственных ресурсов организации в условиях кризиса / С.И. Стасенко, А.А. Самодуров // Сборник статей по докладам Международной научно-практической конференции «Экономика и управление: вчера, сегодня, завтра», посвященной социально-экономическому развитию регионов и муниципальных образований. - 2017. - С. 66-70.
Филатова А. С. Инвестиционная безопасность РФ в современных условиях // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 304-307. — URL https://moluch.ru/archive/81/14655/ (дата обращения: 25.01.2019).
Эркеев И.Х. Экономическая безопасность государства как часть национальной экономической безопасности и безопасности государства / И.Х. Эркеев // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2014. - № 2. - С. 36-40.