Инновационного потенциала предприятия: сущность, значение, виды, цель. - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Инновационного потенциала предприятия: сущность, значение, виды, цель.

Белеуш Д.В. 1
1Банковский колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инновации играют большую роль в развитии экономики. Опыт показывает, что долгосрочное и стабильное развитие напрямую зависит от инноваций. Они поддерживают конкурентоспособность. Текущее управление инновационной деятельностью тесно связанно с величиной и структурой инновационного потенциала предприятия, который является необходимым условием осуществления инноваций.

Немаловажным моментом является и тот факт, что в условиях сокращения бюджетного финансирования сферы науки и технологий государственная поддержка направлена, прежде всего, на предприятия с высокими инновационными возможностями. При этом возникает проблема наличия общепринятой методики оценки таких возможностей, свободной от субъективных суждений.

Исследование и оценка имеющегося инновационного потенциала способствует выявлению резервов повышения эффективности его использования, что в свою очередь даст возможность корректировать направления инновационного развития и прогнозировать вероятность и характер результатов инновационной деятельности предприятия. В связи с этим большее внимание как отечественных, так и зарубежных ученых уделяется роли инновационного потенциала в развитии предприятия.

Инновационный потенциал предприятия – это совокупность ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности[2].

Чтобы более точно определить понятие инновационного потенциала, нужно более детально рассмотреть составные его части. «Инновация» - новшество, нововведение в виде новых технологий, информации, социальных решений. Новшества могут быть, как и в виде открытий, изобретений, так и в виде патентов и товарных знаков. Само слово новшество имеет смысл изменения. А значит инновация – это изменение посредством введения новшеств.

Тот факт, что изменения являются последствием внедрения новшеств и последующего их использования в виде нововведений, нашел свое отражение в трудах Й. Шумпетера, который выделил пять типичных изменений, задающих форму и содержание экономического развития промышленности [1]:

1) использование новой техники, новых технологических процессов;

2) внедрение нового метода производства, в основе которого лежит новое научное открытие;

3) освоение нового рынка сбыта;

4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов;

5) проведение соответствующей реорганизации, например изменение в организации производства, его материально-технического обеспечения.

Позднее Й. Шумпетер ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Сам же потенциал предприятия означает совокупность финансовых, кадровых, технологических нововведений. Можно предположить, что инновационный потенциал определяется готовностью и способностью предприятия к использованию инновационных возможностей. Инновационные возможности - это возможности предприятия, реализация которых позволяет обеспечить планомерное и поступательное развитие предприятия посредством целенаправленного преобразования новшеств в нововведения. Именно инновационные возможности составляют основное содержание инновационного потенциала. Источники инновационных возможностей заключаются, прежде всего, в различного рода изменениях.

Использование подхода, связанного с вовлечением инновационного потенциала в процессы развития, приводит к реализации стратегической цели развития предприятия - занятие лидирующих позиций на определенном рынке выпускаемой продукции. Инвестирование в материальные, технические и нематериальные ресурсы предприятия являются основой обеспечения стратегической цели развития и укрепления потенциала. Материальные и технические ресурсы представляют собой новые или переработанные в новом виде здания и сооружения, новое или модернизированное оборудование, от использования которого ожидается повышение эффективности и безопасности производства. Особую ценность имеют инвестиции в нематериальные ресурсы, а именно в разработку технологий, организационно-технологических преобразований и ноу-хау, которые позволяют обеспечить значительное повышение эффективности использования созданных или приобретаемых материальных ресурсов и получить на этой основе конкурентные преимущества[3].

Рис.1. Виды и сущность производственного н инновационного потенциалов предприятия

Цели реализации потенциала отражают то желаемое состояние отдельных элементов предприятия, на которое ориентированы собственник капитала. Каждая из целей развития предприятия является объектом экономических отношений персонала предприятия и собственников капитала, осуществляющих осознанную инновационную деятельность по достижению поставленных целей.

Понятно, что успешное достижение запланированных целей требует наличия у каждого индивидуальных инновационных качеств персонала (знаний, квалификации, творческих способностей, интуиции), а также наличия на предприятии благоприятной среды. Социально-экономический подход к формированию инновационной среды, позволяет создать условия для профессиональной деятельности, комфортности обслуживания и проживания персонала предприятия[3]. Такой подход в значительной степени способен повлиять на формирование инновационных возможностей персонала, а именно, на представления, занимаемые позиции и взаимоотношения, которые рассматриваются в работе как элементы потенциала инновационного технологического развития.

Модель инновационной организации позволяет определить, что ее содержание можно представить в виде составляющих инновационного потенциала. Можно определить, что процесс формирования эффективной системы инновационного управления зависит от уровня инновационного потенциала предприятия. Инновационный потенциал складывается из ряда составляющих, оценив которые, можно дать общую оценку инновационности предприятия. Инновации в первую очередь стимулируют рынок, развивая конкуренцию. Поэтому данный аспект мы считаем очень важным.

Список литературы:

Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 164 с.

Большая экономическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2017. - 816 с.

Друкер П.Ф. Рынок: Как выйти в лидеры. М.: Москва, 1992. 61 с

Просмотров работы: 31