Корпоративные информационные системы - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Корпоративные информационные системы

Абдулхаликова А.И. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Значимость наличия корпоративной информационной системы (КИС) для успеха современного бизнеса давно не требует доказательств. Теория таких систем давно изучена, а на рынке имеется большое число мощных программных продуктов. Тем не менее реальная ситуация с использованием КИС далека от идеальной. Это связано с тем, что внедрение КИС само по себе является крайне сложной задачей.

Успешное внедрение КИС требует правильного выбора программных продуктов, четкой формулировки целей внедрения и ясного понимания ожидаемых результатов. Также необходимы выбор правильной методологии и грамотная организация проекта внедрения. При этом следует учитывать специфические особенности внедряемого продукта и помнить, что внедрение КИС сопряжено с целым рядом рисков, возникающих на разных этапах процесса внедрения. Пренебрежение этими рисками может привести к увеличению расходов на проект внедрения КИС, его длительности и даже к краху проекта.

Корпоративная информационная система (КИС) – это комплексная автоматизированная система управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, обеспечивающая принятие обоснованных управленческих решений на основе качественной и достоверной информации, получаемой с помощью современных управленческих и информационных технологий. Она обеспечивает ведение оперативного, бухгалтерского и управленческого учета и строится на основе единого информационного пространства, охватывая и координируя всю совокупность управленческих процессов предприятия. Термин «корпоративная» в данном случае означает, во-первых, способность информационной системы работать в распределенной структуре, которую отличает множество территориально разбросанных филиалов. Во-вторых, этот термин предполагает полнофункциональность. Если какое-либо программное обеспечение автоматизирует только деятельность бухгалтерии или склада, то это еще не корпоративная информационная система. Это одноаспектная автоматизированная система учета и анализа, которых много как на российском, так и на западном рынке.

Главная роль КИС (EIS – Enterprise Information System – Корпоративная Информационная Система) – поддержать функционирование и развитие предприятия, цель существования которого – получение прибыли за счет некоторой основной деятельности. Сферы деятельности могут быть разными – производство, торговля, строительство и т.д. При этом задачи управления в подобных организациях будут весьма схожи – организовать управление ресурсами предприятия таким образом, чтобы получить запланированный результат. Другими словами, за счет наиболее эффективного использования всех ресурсов предприятия и повышения качества принимаемых решений КИС позволяет увеличить прибыль компании. Корпоративные информационные системы охватывают все уровни управления предприятием: операционный, функциональный и стратегический.

Уровни управления предприятием в виде пирамиды управления представлены на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Уровни управления, охватываемые КИС

По мере движения вверх по пирамиде, переходя с одного уровня на другой, происходит обработка и анализ первичной информации таким образом, что попадающие высшему руководству отчеты содержат только самую существенную информацию для выработки стратегических решений по управлению и развитию предприятия.

Корпоративные информационные системы – это интегрированные системы управления предприятием, поэтому:

они не связаны с производственным процессом непосредственно, не являются автоматизированными системами управления технологическими процессами, но имеют дело с моделью технологического процесса;

их работа состоит в улучшении деятельности предприятия, оптимизации материальных и финансовых потоков на основе вводимой на рабочих местах информации;

информация вводится в систему только один раз в том подразделении, где она возникает, хранится в одном месте и многократно используется всеми заинтересованными подразделениями.

Далеко не каждая информационная система, присутствующая сегодня на российском рынке, является корпоративной информационной системой. Для этого она должна обладать следующими определенными качествами:

быть интегрированной, т.е. обладать достаточно широкой функциональностью, чтобы покрывать 75 – 80 % задач предприятия;

обладать гибкостью и масштабируемостью, т.е. при распространении системы на филиалы и необходимости консолидации материальных и финансовых потоков не должно возникать глобальных технических проблем;

обеспечивать полный цикл управления в масштабах корпорации: нормирование, планирование, учет, анализ, регулирование с поддержкой обратной связи в условиях информационной и функциональной интеграции;

территориальная распределенность и значительные масштабы системы и объекта управления;

неоднородность составляющих технического и программного обеспечения структурных компонентов системы управления;

единое информационное пространство для выработки управленческих решений, объединяющее управление финансами, персоналом, снабжением, сбытом и процесс управления производством;

функционирование в неоднородной операционной среде на нескольких вычислительных платформах;

реализация управления в реальном масштабе времени;

высокая надежность, безопасность, открытость и масштабируемость информационных компонентов.

соответствие бизнесу компании и ее потребностям, а также согласованность с организацинно-финансовой структурой и культурой предприятия.

В настоящее время существует достаточно большое количество разновидностей корпоративных информационных систем как зарубежных (например, SAP R/3, BAAN, MS DynamicsAX и др.), так и российских (например, Галактика, Парус, 1С: Предприятие и др.). Все КИС условно можно разделить на две большие категории:

учетные системы, построенные на основе журнала хозяйственных операций;

системы управления производством, в той или иной степени реализующие модель MRP II или ее модификации. MRP II – это методология эффективного планирования всех ресурсов предприятия.

В свою очередь, учетные системы делятся:

на локальные (знаменитые «бухгалтерии», таких систем сейчас известно больше сотни, например, 1С: Предприятие, Инфо-бухгалтер и др.);

распределенные (например, Platinum, SUN Systems, Парус, Галактика и др.).

Системы управления производством также можно условно поделить на два класса:

«тяжелые» системы, стремящиеся вобрать в себя всю возможную функциональность;

более специализированные «легкие» системы, обязанные своим появлением «закону 80 – 20»: 80 % всех предприятий использует в целом около 20 % возможностей «тяжелой» системы. Как правило, такие системы поддерживают ограниченное количество типов производств, легче и быстрее внедряются и стоят дешевле.

По ожидаемым выгодам и степени риска корпоративные информационные системы могут быть подразделены на четыре категории:

Незначительная выгода и низкий риск. Такие системы – реальные кандидаты на внедрение, но отсутствие серьезных ожиданий не позволяет считать их приоритетными. Как правило, внедрение таких систем ведется по «остаточному принципу».

Незначительная выгода и высокий риск. Внедрение таких систем следует однозначно признать нецелесообразным.

Значительная выгода и низкий риск. Именно такие системы следует рассматривать в качестве кандидатов на внедрение в первую очередь.

Значительная выгода и высокий риск. Как правило, в данном случае речь идет о новых системах, построенных на наиболее прогрессивных управленческих технологиях, но еще недостаточно зарекомендовавших себя на практике. В этом случае внедрение возможно, но компания должна отдавать себе отчет в том, что роль первопроходца почти всегда связана с серьезными трудностями и проблемами.

Корпоративную информационную систему можно определить как совокупность информационных ресурсов, процессов и технологий, собирающих, преобразующих и распространяющих корпоративную информацию. Обобщенной целью КИС является накопление, хранение и преобразование информации для использования ее в процессе принятия управленческих решений.

Современные КИС обладают сложной структурой и предназначены для решения большого количества разнотипных задач автоматизации, возникающих на предприятии.

Основные задачи корпоративных информационных систем – поддержка динамической информационной модели предметной области и обеспечение решения на основе информационной модели задач управленческого, исследовательского и иного характера. Для успешного решения этих задач КИС должны обладать следующими функциями:

Функция сбора и регистрации информационных ресурсов. Сбор информации о предметной области необходим для поддержания информационной модели в адекватном состоянии.

Функция хранения информационных ресурсов. Данная функция связана, прежде всего, с необходимостью управления ресурсами хранимых данных и ресурсами памяти.

Функция актуализации информационных ресурсов. Актуализация информационных ресурсов заключается в приведении их в соответствие текущему состоянию предметной области системы.

Функция обработки информационных ресурсов. Одним из важнейших качеств КИС является возможность производства новых данных и знаний на основе уже существующих.

Функция предоставления информационных ресурсов пользователям. Цель создания КИС – это, прежде всего, удовлетворение информационных потребностей пользователей, поэтому функции обеспечения интерфейса системы с пользователем являются одной из важнейших составляющих информационной системы.

Функция планирования. Данная функция состоит в разработке и реализации планов по выполнению поставленных задач на различные сроки, например, план производства, план маркетинговых исследований, финансовый план и т.д.

Учетная функция. Эта функция заключается в разработке или использовании уже готовых форм и методов учета показателей деятельности фирмы: бухгалтерский учет, финансовый учет, управленческий учет и т.п. Другими словами, учет состоит в получении, регистрации, накоплении, обработке и предоставлении информации о реальных хозяйственных процессах.

Аналитическая функция. Анализ заключается в изучении итогов выполнения планов и заказов, выявлении резервов и тенденций развития и т.д.

Контрольная функция. Это контроль за выполнением планов, расходованием материальных ресурсов, использованием финансовых средств и т.д..

Корпоративные информационные системы используются для автоматизации всех функций предприятия и включают в себя ряд модулей, работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности. Эти модули можно подразделить на пять категорий в соответствии с их функциональностью:

стратегическое планирование, бюджетирование, финансы и учет;

маркетинг и дистрибуция;

разработка новой продукции;

планирование и управление производством и материальными потоками;

оперативное управление производственными операциями.

Предприятия приходят к осознанию необходимости внедрения корпоративных информационных систем самыми различными путями: при решении какой-либо проблемы, перестройке процессов деятельности предприятия или даже при анализе деятельности конкурентов.

Многие консалтинговые компании связывают основные причины внедрения корпоративной информационной системы на предприятии:

с информационными переменами: увеличением ценности информации и возрастающими требованиями к качеству информации;

организационными переменами: изменением выполнения некоторых бизнес-процессов;

изменениями в результатах деятельности предприятия: укреплением позиции предприятия на рынке, увеличением прибыли и др.

Предприятие внедряет КИС для того, чтобы приобрести систему, которая, во-первых, удовлетворяла бы требованиям современного бизнеса. Во-вторых, масштабировалась бы под задачи развивающегося бизнеса предприятия. И, в-третьих, обеспечивала бы эффективное выполнение основных бизнес-процессов и достаточную оперативность получения и обработки информации, необходимой для принятия управленческих решений. Тем самым предприятие стремится достичь желаемого уровня конкурентного преимущества и выйти на новую ступень развития.

При внедрении корпоративной информационной системы предприятие любого размера и профиля деятельности получает следующие основные преимущества, которые также можно рассматривать как причины внедрения КИС:

Стабильность и унификация всех процессов управления предприятием.

Снижение издержек и повышение конкурентоспособности.

Инвестиционная привлекательность.

Возможности интеграции в новую экономику.

Повышение эффективности предприятия.

Внедрение корпоративной информационной системы следует рассматривать как инвестиционный проект, направленный на приобретение новых конкурентных преимуществ и получение реальной экономической отдачи от вложенных в систему средств.

Проекты внедрения КИС имеют ряд особенностей, отличающих их от других типов проектов. Они вытекают из того факта, что любой такой проект – это по сути дела реорганизация системы управления предприятием.

Одна из особенностей проектов внедрения КИС – недостаточная ясность всего перечня работ, которые предстоит выполнить в ходе проекта. Безусловно, начиная проект, следует стремиться к как можно более четкому и ясному пониманию структуры работ по проекту. Но, как показывает практика, есть моменты, относящиеся, как правило, к тактическим задачам, которые не могут быть оценены и спланированы однозначным образом до начало проекта.

Отсюда вытекает другая особенность, которая заключается в том, что каждый последующий этап проекта внедрения довольно сильно зависит от результатов предыдущего. Результаты каждого этапа должны оцениваться и анализироваться, а результаты анализа – использоваться для корректировки плана последующих этапов.

На успех или неудачу внедрения КИС на предприятии влияет много факторов, основные из которых следующие:

Планирование внедрения.

Планирование проекта внедрения системы должно начинаться с определения глобальных целей компании, т.е. того, что хочет достичь предприятие через несколько лет. В соответствии с этим необходимо определить, каковы будут размер компании, объем продаж, численность персонала, количество оборудования и т.д. Эти оценки послужат основой для определения структуры предприятия, с помощью которой и будут достигнуты поставленные цели. Также необходимо оценить реальное состояние предприятия, например в виде списка параметров, которые будут очень важны при оценке результатов проекта и при определении будущих целей. Далее на основе подготовленной базовой информации можно смоделировать, каким образом система сделает руководство предприятием более четким, увеличит эффективность организации, устранит неэффективно используемые ресурсы и в конечном итоге выведет бизнес на новый уровень без привлечения дополнительных ресурсов.

Командный подход.

КИС являются интегрированными системами, и в процессе их внедрения подразделения предприятия объединяются для достижения целей проекта. Сотрудники предприятия также должны участвовать в проекте, иначе они не смогут правильно и эффективно работать в системе. Кроме того, внедрение КИС требует привлечения значительных усилий и ресурсов предприятия. Именно руководители предприятия должны обеспечить распределение этих ресурсов. В этот процесс обязательно вовлекаются директор компании и руководители основных подразделений: производства, сбыта, снабжения, бухгалтерии и т.д. Поэтому при внедрении корпоративных информационных систем на предприятиях необходим командный подход.

Управление изменениями.

Внедрение корпоративной информационной системы и соответствующее изменение бизнес-процессов предприятия может вызвать страх у персонала предприятия. Наилучший способ преодоления этого страха – обучение. Речь идет не только об обучении работе с системой, но и об общем образовании: концепции MRP II, управлению изменениями, управленческому учету и т.д. Также необходимо объяснить сотрудникам, что предприятие и каждый из них получат от внедрения системы. Тогда персонал сможет работать эффективно, используя свои полученные знания и навыки. Кроме того, необходимо учитывать, что изменения затрагивают не только персонал, но и саму организацию. Изменения в концепциях и принципах управления предприятием практически всегда приводят к изменению структуры организации. Для того чтобы достичь успеха, руководство предприятия должно вовремя осознавать необходимость изменения структуры и реализовывать ее по мере внедрения КИС.

Обучение.

Так как в проекте внедрения участвует основной персонал предприятия, то уровень квалификации и способности привлекаемых сотрудников будут влиять на проект внедрения. Поэтому внедрение любой системы требует обучения персонала взаимодействию с системой. Кроме того, необходимо постоянно повышать квалификацию сотрудников и совершенствовать или разрабатывать новые процедуры работы и контроля. Предприятия, вложившие больше средств в обучение своего персонала, получали больший возврат инвестиций, затраченных для внедрения системы.

Использование консультантов.

В процессе внедрения необходимо использовать консультантов. Они смогут предостеречь от ошибок и проблем, с которыми уже сталкивались в ходе внедрения других проектов. Консультанты также помогут определить цели, спланировать внедрение и управление проектом и обеспечат обучение персонала. Но на них не перекладывается ответственность за внедрение системы.

Перечисленные факторы можно рассматривать как необходимые условия успеха проекта внедрения любой системы на любом предприятии.

Таким образом, самыми главными факторами успеха внедрения КИС на предприятиях являются участие руководства в проекте, наличие и соблюдение плана внедрения, четкие цели и требования к проекту, а также участие специалистов со стороны компании-клиента. Отсутствие перечисленных факторов в процессе внедрения системы приводит к различным трудностям и проблемам, возникающим при внедрении КИС, снижая успех проекта в целом.

Список литературы:

Сбалансированная система показателей: краткий обзор рынка программного обеспечения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://citcity.ru/11172.

Грекул, В. И. Управление внедрением информационных систем : учебник [Электронный ресурс] / В. И. Грекул, Н. Л. Коровкина, Г. Н. Денищенко. – Режим доступа: http://www.intuit.ru/department/itmngt/isimman.

Питеркин, С. В. Точно вовремя для России. Практика применения ERP-систем / С. В. Питеркин, Н. А. Оладов, Д. В. Исаев. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. – 368 с. – ISBN 978-5-9614-1157-7.

Каплан, Р. С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р. С. Каплан, Д. П. Нортон. – М. : Олимп-Бизнес, 2006. – 304 с. – ISBN 978-5-9693-0139-9.

Красоткин, А. Геометрия проектов [Электронный ресурс] / А. Красоткин. – Режим доступа: http://www.osp.ru/pcworld/2008/06/365180/.

Мазур, И. И. Управление проектами : учеб. пособие / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге ; под общ. ред. И. И. Мазура. – 2-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2004. – 664 с. – ISBN 5-98119-096-5.

Характеристика методов экспертных оценок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.managment.aaanet.ru/issys/14.php.

Каплан, Р. С. Стратегические карты : Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Р. С. Каплан, Д. П. Нортон. – М. : Олимп-Бизнес, 2005. – 482 с.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infamed.com/stat/s05.html.

Орлов, А. И. Экспертные оценки : учеб. пособие / А. И. Орлов ; МГТУ. – М., 2002. – 61 с.

Карминский, A. M. Информатизация бизнеса / А. М. Карминский [и др.]. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 624 с. – ISBN 5-279-02764-2.

Просмотров работы: 50