Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что открытый в XVI в. Северный морской путь уже активно использовавшийся в торговых операциях России и Сибири, он и сейчас играет значительную роль во внешней торговле. Сегодня для регионов Сибири его эксплуатация особенно актуальна, так как они вновь стали активно включаться во внешний товарообмен. Актуален на современном этапе развития Северного морского пути и вопрос привлечения иностранных инвестиций. Этим, равно как и не изученностью темы акционирования Северного морского пути в исторической литературе, определяется актуальность исследования.
Арктика — самый необычный, таинственный и загадочный регион на нашей планете. Это северная полярная область Земли, в которую входит глубоководный Арктический бассейн с мелководными окраинными морями, острова и прилегающие части материковой суши Северной Америки, Европы и Азии. Территория Арктики занимает примерно шестую часть Земли. В 20-х годах прошлого столетия за Советским Союзом, Канадой, США, Норвегией, Данией, так называемой «арктической пятеркой», закрепилась часть Арктики.
В арктических широтах единственной магистралью, которая связывает субарктические и арктические районы, является Северный морской путь. Он оказывает большое влияние на развитие российского Севера в целом. Это целая транспортная система, в комплекс которой входят и все многочисленные реки, впадающие в Северный Ледовитый океан.
Как считают некоторые эксперты, перспективы развития СМП во многом связаны с тем, что он может стать полноценным конкурентом Суэцкому каналу.
Аналитики пришли к выводу, что СМП способен пропускать около 50 млн. грузов в год. Мореплаватели разделяют эту точку зрения, поскольку считают, что с каждым годом Северный морской путь будет становиться все более востребованным, особенно если учесть растущую активность газовых и нефтяных компаний в регионе Арктики и Ямала.
Большую роль могут сыграть и частные инвесторы. До 2000 года в России уделялось мало внимания инфраструктуре Арктики. Но в последнее время правительством предпринимаются активные действия в этом направлении. Россия планирует вернуть себе былые лидерские позиции в арктическом регионе.
В 2008 году была принята «Стратегия развития арктической зоны Российской Федерации до 2020 года», в котором Арктика обозначена как ключевой стратегический резерв развития страны. Отечественные специалисты связывают перспективы роста грузоперевозок с увеличением экспорта, при том, что доля импорта и транзита останется незначительной. Также принимаются в расчет каботажные перевозки.
Северный морской путь как одна из будущих ключевых магистралей международных перевозок имеет много плюсов с учетом пиратства, процветающего на трассах Южного морского пути. Часть судовладельцев будут рассматривать другие маршруты, поскольку вынуждены тратить огромное количество средств на содержание охранных флотилий.
Развитие Северного морского пути в России может быть обусловлено еще и тем фактором, что в стране создан самый масштабный в мире ледокольный флот. К действующим атомоходам планируется добавить еще минимум 20. Последние должны профинансировать ресурс добывающие организации.
Другими словами, у Северного морского пути существует огромный потенциал для того, чтобы если и не заменить полностью другие артерии транспорта, то стать весьма востребованным в части доставки определенных типов фрахта. Большие преимущества сулит и факт глобального потепления, поскольку маршруты, раннее покрытые значительным слоем льда, сегодня становятся судоходными и без ледоколов.
Для России эффективная работа и развитие инфраструктуры транспорта на северном побережье означает динамичный рост экономики. В целом можно назвать ряд основных целей развития транспортной составляющей для европейского Севера:
1. Создание общего транспортного пространства.
2. Обеспечение доступных и добросовестных услуг в сфере транспортной логистики грузовых перевозок.
3. Предоставление доступных транспортных услуг для населения на уровне стандартов качества.
4. Вхождение в мировое транспортное пространство и максимальное осуществление возможности транзитных перевозок.
5. Увеличение показателей транспортной безопасности.
6. Уменьшение вреда для окружающей среды.