ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РЕЗУЛЬТАТ КОМАНДЫ НА ПРИМЕРЕ ЖЕНСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ФУТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РЕЗУЛЬТАТ КОМАНДЫ НА ПРИМЕРЕ ЖЕНСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ФУТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ

Бирюкова Ю.Е. 1
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Спортивная команда – это, по понятиям современной социальной психологии - малая группа. Г. М. Андреева в своем учебнике «Социальная психология» дает такое определение: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». [1, с. 13]

Поэтому мы можем говорить, что спортивная команда является главной социально-психологической единицей в спорте и представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями и определенными взаимоотношениями.

Одним из сложных психологических проблем, которые возникают в команде в соревновательных условиях, является динамика взаимоотношений в команде и психическое состояние спортсменов.

Учитывая, что в спортивных играх успешное выступление чередуются с менее успешным, это не может не влиять на взаимоотношения в команде и психическое состояние спортсменов. Тревога и позитивные мысли, хорошее и плохое настроение, мобилизация и растерянность, которые могут возникать вовремя соревнований, не могут не влиять на взаимоотношения в команде: сплочение или поиск виновных, поддержка или разобщенность.

Эти изменения оказывают существенное влияние на эффективность спортивной деятельности команды. В связи с этими знаниями и контролем над этими показателями позволяют тренеру вносить необходимые коррективы в процесс управления командой, снизить их негативное влияние. [3,с.57]

Исследование проводилось в женской команде по мини-футбола в возрасте от 19 до 26 лет в соревновательный период.

В данном исследовании учитывались такие психологические показатели в условиях выступления в соревнованиях:

1. Психологический климат в команде.

2. Принадлежность к команде.

3. Уровень тревоги.

4. Шкала мотивации.

5. Показатели САН (самочувствие, активность, настроение)

Психологический климат в команде является показателем социально-психологического состояния команды. Устойчивость этого показателя независимо от успешности или не успешности выступления команды позволяет считать, что в команде сложился достаточно сплочённый коллектив (один из важных факторов характеристики спортивных команд), который способен преодолевать трудности, которые возникают в процессе выступления в соревновании.

Второй показатель, который учитывается в процессе исследования – это принадлежность к команде. Этот показатель позволяет определить степень ощущение себя в команде и насколько он может меняться в зависимости от успешных или неуспешных игр.

Не менее важным является контроль психологического состояния спортсменов, как оно меняется на протяжении определённого соревновательного периода.

Использовался тест на уровень тревоги. Тест «САН» определяющий самочувствие, активность, настроение спортсменов и тест на мотивацию к тренировочной работе.

Каждый тест проходил 3 раза. Исследование было в соревновательный период до игр. Средние показатели всех тестов:

Тест

1 этап

2 этап

3 этап

Психологический климат

63

56

64

Принадлежность к команде

20

19

21

Уровень тревоги

8

10

9

Шкала мотивации

20

18

20

Показатели САН

132

124

135

После прохождения всех тестов, мы наблюдаем положительный настрой в команде, на втором этапе есть незначительный спад, который вызван проигрышем, но уже на следующем этапе команде приходит в более хорошую форму и достигает поставленных результатов.

Следовательно, мы можем говорить, что, чем лучше психологический настрой в команде, тем лучше будет результат.

Управление спортивной командой особенно в соревновательный период может создать определенные трудности с учетом того, что в спортивных играх выступление команды чаще всего состоит как из успешных игр, так и менее успешных. Это может оказывать влияние, как на психологический климат в команде, так и на психическое состояние спортсменов.

В связи с этим от тренера требуется умение правильно строить на психологическую работу с командой, чтобы снизить отрицательное влияние неудачных выступлений и правильно оценивать успех (переоценка своих достижений и снижение мотивации на будущие выступления).

Список литературы:

Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – Москва : Аспект Пресс, 2003. – 148 с.

Загайнов, Р. М. Психолог в команде. — Москва : Физкультура и спорт, 1984. — 144 с.

Просмотров работы: 35