Актуальность проблемы развития мнемических процессов младших школьников обусловлена тем, что программа школьного обучения усложняется, а значит ученикам необходимо запоминать достаточно большой объем учебного материала. При этом недостаточно внимания уделяется формированию у детей эффективных, рациональных приёмов и способов запоминания. Поэтому важно подготовить младших школьников к переходу на новую ступень обучения, чтобы окончив начальную школу, они были готовы к большему объему учебной информации.
Развитию памяти в процессе школьного обучения придаётся большое значение. Именно с началом школьного обучения происходит становление мнемических процессов. С поступлением ребенка в первый класс память начинает претерпевать значительные изменения, связанные с освоением различных мыслительных операций. Дети младшего школьного возраста овладевают различными средствами и приёмами запоминания в отличие от эмоционального запечатления дошкольников. Память младших школьников развивается под влиянием школьного обучения. Уже перед первоклассниками ставится задача запомнить большой объем учебного материала и понять его. Школьная программа предусматривает, что младшие школьники должны владеть смысловым запоминанием. Однако у многих детей возникают определенные трудности с запоминанием большого объёма учебного материала. Причиной этого является потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. В процессе обучения в начальной школе мнемическая деятельность становится все более произвольной и осмысленной. Показателем развития мнемических процессов является овладение приёмами и способами запоминания.
Исследование уровня развития мнемических процессов младших школьников мы проводили на базе Муниципального общеобразовательного учреждения "Начальная общеобразовательная школа №18" г. Шуя Ивановской области. В исследовании участвовало 2 класса – 4"Б" и 4"В". Всего в исследовании приняло участие 50 человек.
Для выявления уровня развития мнемических процессов использовались следующие методики:
1. Диагностика опосредованной памяти (Р.С. Немов) [3, с.55].
Данная методика направлена на исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности.
2. Методика Джекобсона по определению способности к запоминанию [2, с.25].
Данная методика была проведена с целью определения способностей младших школьников к запоминанию.
3. "Смысловые пары" (Л.Ф. Тихомирова) [4, с.172].
Данная методика позволяет определить уровень развития смысловой памяти.
4."Воспроизведение рассказа" [1, с.95].
Целью данной методики является определение уровня развития смысловой памяти, её объема и особенностей, способности к запоминанию текстов.
Результаты диагностики оказались следующими:
1. Диагностика опосредованной памяти:
Очень высоко развитая опосредованная память – 11 чел.-22%
Высоко развитая опосредованная память – 20 чел.- 40%
Средне развитая опосредованная память – 17 чел.-34%
Низко развитая опосредованная память – 0 чел.- 0 %
Слабо развитая опосредованная память – 2 чел.-4%
2. Методика Джекобсона по определению способности к запоминанию:
Отлично – 14 чел.-28%
Очень хорошо – 5 чел.-10%
Хорошо – 8 чел.-16%
Удовлетворительно – 21 чел.-42%
Неудовлетворительно – 2 чел.- 4%
3. "Смысловые пары":
Удовлетворительно- 28 чел.- 56%
Неудовлетворительно-22 чел.- 44%
4. "Воспроизведение рассказа":
4 балла (отлично)-4 чел.-8%
3 балла (хорошо)- 16 чел.-32%
2 балла (удовлетворительно)-16 чел.-32%
1 балл (неудовлетворительно)-14 чел.-28%
Исходя из результатов диагностики можно сделать вывод о том, что у двух детей (4%) младшего школьного возраста возникают трудности при запоминании, что ведёт к негативному отношению к школе, снижению учебной мотивации и успеваемости.
В результате диагностики мы выявили, что у 19 детей (38%) младшего школьного возраста недостаточно развита словесно-логическая память. Дети с низким уровнем развития словесно-логической памяти запоминают материал механически, не осмысливая его, что существенно затрудняет процесс запоминания большого объёма информации. Так же у школьников с неудовлетворительно развитой смысловой памятью отсутствует умение пользоваться мыслительными процессами как средством логического запоминания. Такие дети не могут установить причинно-следственную зависимость. Так же они отличаются нарушениями устойчивости внимания при прослушивании текста, трудностями сосредоточения, процесс воспроизведения развит недостаточно, возникают трудности письменного изложения.
Поэтому для развития мнемических процессов необходимо познакомить и обучить младших школьников рациональным, эффективным приёмам и способам запоминания материала, а так же способствовать развитию словесно-логической памяти.
Список литературы:
Альманах психологических тестов. / Сост. С. Римский, Р.Р. Римская. – Москва: КСП+, 1995. – 400 с.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие –М.: НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
Козьяков Р.В. Методы и методики диагностики памяти / Р.В. Козьяков. – Москва: Директ-Медиа, 2013. – 120 с.
Тихомирова Л.Ф.Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/Л.Ф.Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1996 – 192 с.