Диагностика развития мнемических процессов - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Диагностика развития мнемических процессов

Смирнова А.И. 1
1Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность проблемы развития мнемических процессов младших школьников обусловлена тем, что программа школьного обучения усложняется, а значит ученикам необходимо запоминать достаточно большой объем учебного материала. При этом недостаточно внимания уделяется формированию у детей эффективных, рациональных приёмов и способов запоминания. Поэтому важно подготовить младших школьников к переходу на новую ступень обучения, чтобы окончив начальную школу, они были готовы к большему объему учебной информации.

Развитию памяти в процессе школьного обучения придаётся большое значение. Именно с началом школьного обучения происходит становление мнемических процессов. С поступлением ребенка в первый класс память начинает претерпевать значительные изменения, связанные с освоением различных мыслительных операций. Дети младшего школьного возраста овладевают различными средствами и приёмами запоминания в отличие от эмоционального запечатления дошкольников. Память младших школьников развивается под влиянием школьного обучения. Уже перед первоклассниками ставится задача запомнить большой объем учебного материала и понять его. Школьная программа предусматривает, что младшие школьники должны владеть смысловым запоминанием. Однако у многих детей возникают определенные трудности с запоминанием большого объёма учебного материала. Причиной этого является потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. В процессе обучения в начальной школе мнемическая деятельность становится все более произвольной и осмысленной. Показателем развития мнемических процессов является овладение приёмами и способами запоминания.

Исследование уровня развития мнемических процессов младших школьников мы проводили на базе Муниципального общеобразовательного учреждения "Начальная общеобразовательная школа №18" г. Шуя Ивановской области. В исследовании участвовало 2 класса – 4"Б" и 4"В". Всего в исследовании приняло участие 50 человек.

Для выявления уровня развития мнемических процессов использовались следующие методики:

1. Диагностика опосредованной памяти (Р.С. Немов) [3, с.55].

Данная методика направлена на исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности.

2. Методика Джекобсона по определению способности к запоминанию [2, с.25].

Данная методика была проведена с целью определения способностей младших школьников к запоминанию.

3. "Смысловые пары" (Л.Ф. Тихомирова) [4, с.172].

Данная методика позволяет определить уровень развития смысловой памяти.

4."Воспроизведение рассказа" [1, с.95].

Целью данной методики является определение уровня развития смысловой памяти, её объема и особенностей, способности к запоминанию текстов.

Результаты диагностики оказались следующими:

1. Диагностика опосредованной памяти:

Очень высоко развитая опосредованная память – 11 чел.-22%

Высоко развитая опосредованная память – 20 чел.- 40%

Средне развитая опосредованная память – 17 чел.-34%

Низко развитая опосредованная память – 0 чел.- 0 %

Слабо развитая опосредованная память – 2 чел.-4%

2. Методика Джекобсона по определению способности к запоминанию:

Отлично – 14 чел.-28%

Очень хорошо – 5 чел.-10%

Хорошо – 8 чел.-16%

Удовлетворительно – 21 чел.-42%

Неудовлетворительно – 2 чел.- 4%

3. "Смысловые пары":

Удовлетворительно- 28 чел.- 56%

Неудовлетворительно-22 чел.- 44%

4. "Воспроизведение рассказа":

4 балла (отлично)-4 чел.-8%

3 балла (хорошо)- 16 чел.-32%

2 балла (удовлетворительно)-16 чел.-32%

1 балл (неудовлетворительно)-14 чел.-28%

Исходя из результатов диагностики можно сделать вывод о том, что у двух детей (4%) младшего школьного возраста возникают трудности при запоминании, что ведёт к негативному отношению к школе, снижению учебной мотивации и успеваемости.

В результате диагностики мы выявили, что у 19 детей (38%) младшего школьного возраста недостаточно развита словесно-логическая память. Дети с низким уровнем развития словесно-логической памяти запоминают материал механически, не осмысливая его, что существенно затрудняет процесс запоминания большого объёма информации. Так же у школьников с неудовлетворительно развитой смысловой памятью отсутствует умение пользоваться мыслительными процессами как средством логического запоминания. Такие дети не могут установить причинно-следственную зависимость. Так же они отличаются нарушениями устойчивости внимания при прослушивании текста, трудностями сосредоточения, процесс воспроизведения развит недостаточно, возникают трудности письменного изложения.

Поэтому для развития мнемических процессов необходимо познакомить и обучить младших школьников рациональным, эффективным приёмам и способам запоминания материала, а так же способствовать развитию словесно-логической памяти.

Список литературы:

Альманах психологических тестов. / Сост. С. Римский, Р.Р. Римская. – Москва: КСП+, 1995. – 400 с.

Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие –М.: НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.

Козьяков Р.В. Методы и методики диагностики памяти / Р.В. Козьяков. – Москва: Директ-Медиа, 2013. – 120 с.

Тихомирова Л.Ф.Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/Л.Ф.Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1996 – 192 с.

Просмотров работы: 109