Актуальность: Многие студенты после окончания специалитета или магистратуры задумываются на тему: а стоит ли идти в аспирантуру, для чего вообще она нужна и что дает ученое звание. Данная тема является весьма актуальной для студентов, аспирантов и вообще всех людей, окончивших высшие учебные заведения и которые хотят или думают поступить в аспирантуру.
Цель: раскрытие значений терминов таких как аспирантура, аспирант, диссертация, кандидат технических наук, а также обсуждение плюсов обучения в аспирантуре
Результаты
Для начала следует определить термин «аспирантура». Первое определение аспирантуры – это форма профессионального после вузовского обучения. Второе определение – подготовка научных и научно-педагогических кадров. Третье определение: аспирантура – форма повышения квалификации для тех, кто желает удостоиться ученой степени кандидата наук. Цель аспиранта – это получение тех навыков, которые необходимы для самостоятельного занятия исследовательскими работами [1].
Аспирантура имеется в вузах, а также в различных исследовательских институтах.
Для того чтобы учиться в аспирантуре, необходимо иметь интерес к научно-исследовательским работам.
Теперь определим термин «аспирант». Аспирант – это человек с профессиональным высшим образованием. Его задача – это подготовка к защите кандидатской диссертации, для того чтобы получить ученую степень кандидата наук. Для выполнения данной задачи необходимо обучение в аспирантуре в вузах или выбранном им исследовательском институте. В аспирантуру могут поступить те желающие, у которых имеется квалификация специалиста или магистра. Кроме того, они могут поступить не по своей специальности, только придется осваивать много новой информации по направлению, по которому собираются учиться. Важный этап, который проходят желающие поступить в аспирантуру – это вступительные экзамены. На экзаменах нужно проявить все свои таланты и способности при возрастающем с каждым годом конкурсе. Если у поступающего имеются публикации, участия в конференциях, где могут дать рекомендации на поступление в аспирантуру, то всё это является значительным плюсом.
Аспиранту нужно выбрать себе научного руководителя либо его могут ему назначить. У каждого аспиранта есть индивидуальный план работы, в котором указана тема, сроки проведения экзаменов по кандидатскому минимуму, проведение педагогических практик и т.д. Тема в индивидуальном плане – научная задача, охватывающая определенную область научного исследования. Аспиранту надо будет работать над своей выбранной темой.
Также плюсом обучения в аспирантуре для тех, кто обучается по очной форме, является получение стипендии, для обучающихся заочно – дополнительный отпуск в течение 30 дней за год по месту работы [2].
Заканчивающий аспирантуру, должен иметь приобретенные за время обучения навыки. Приобретенные навыки будут необходимы, для того чтобы выполнять задачи, поставленные в научной среде, а также качественно делать научные работы. Чтобы как раз таки выбрать то направление своих научных исследований, где специалист будет решать поставленные перед ним задачи, необходим опыт, который будет получен во время обучения в аспирантуре.
Аспирант начинает понимать актуальность своей работы, приобретает опыт необходимый для успешного проведения эксперимента. Получает навыки работы с научной литературой, узнает интересные различные источники с опубликованными статьями по конкретным тематикам в научных журналах и т.д. Также «в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой кадров высшей квалификации и согласно требованиям ФГОС ВО, прохождение педагогической практики сегодня является обязательным и одним из важнейших видов учебно-воспитательного процесса. Именно педпрактика непосредственно готовит аспирантов всех направлений к будущей профессиональной научно-педагогической деятельности» [3, с. 170].
Аспирантура дает навыки обобщения всех своих экспериментальных данных. Заключительный этап обучения – это написание диссертации, ее защита на заседании кафедры.
Теперь выясним,что же дает аспирантура. Аспирантура дает возможность заниматься научно-исследовательскими работами, выступать на конференциях, получать знания по выбранному направлению. Можно преподавать в вузах, в научно-исследовательских институтах. Кроме этого, важнейшей задачей обучения в аспирантуре «является активация мыслительного потенциала обучаемых, включение их в решение насущных психолого-педагогических вопросов. …если привлекать учащихся в интерактивное поле взаимодействия для свободного изложения их мыслей, то это позволит значительно повысить качество результата обучения» [4, с. 307].
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно прийти к выводу, что аспирантура нужна для тех, кто хочет заниматься преподавательской деятельностью. Аспирантура нужна тем, которым нравится заниматься наукой, ставить различные эксперименты, узнавать что-то новое, анализировать результаты. Для повышения квалификации. Если есть желание поменять свою деятельность. Поступают и те, которым нравится процесс обучения.
Современный выпускник аспирантуры - это «сочетание профессионализма, проектного мышления, высокого уровня ответственности, навыков самостоятельного принятия решений и умения управлять коллективом. Для реализации поставленных задач необходимо поощрять работу <…> в разнообразных научных, учебных и производственных проектах, создавать условия для их участия в грантах и работе в инженерно-конструкторских коллективах» [5, с. 143].
Список использованной литературы
1 Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. – М.: ИНФА-М, 2011. – 240 с.
2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197-ФЗ с. 114 из 282
// https://dokumenty21.ru // с изм. и допол. в ред. от 02.08.2019 (статья 173.1 - Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации, а также работникам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук [введена Федеральным законом от 22.12.2014 № 443-ФЗ] часть первая, раздел VII, гл.26).
3 Лакман И.А., Иванова А.Д., Муругова О.В. Методическое обеспечение педагогической практики аспирантов технических и экономических направлений // Современные наукоемкие технологии. - 2018. - № 4. – с. 169-173.
4 Муругова О.В., Иванова А.Д. Роль и значение производственной практики при обучении на технических специальностях в вузе // Молодежный Вестник УГАТУ. – 2018. – № 2(19). – с. 140-146.
5 Бильдер Е.А., Иванова А.Д. Современные требования к развитию инженерного образования: формирование проектного мышления и управленческих навыков // Инженерное мышление: особенности и технологии воспроизводства. Матер. научн.-практ. конф. (27 октября 2018 г.). – Екатеринбург: Деловая книга. - 2018. - с. 139-143.