Введение. Организм человека - сложная, саморазвивающаяся биологическая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Мышечная деятельность является непременным условием отправления вегетативных и двигательных функций организма человека на всех этапах его развития [1].
Студенческий возраст – один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии человека [1]. Отношение студентов к занятиям физической культурой определяется их интересами и мотивацией, а обусловлено оно воспитательным влиянием окружающей среды. В системе высшего образования продолжают возрастать учебные нагрузки, большинство учебных дисциплин выполняются на компьютерах, тем самым уменьшается двигательная активность студентов, приводя к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения. Отслеживание проблем восприятия ценностей физической культуры в студенческой среде является актуальным и своевременным в ВУЗах. Негативное или положительное отношение к физкультурной активности – это результат несформированной системы привычек в дошкольные и школьные годы [2].
Актуальностьисследования основывается на интересах студентов к самостоятельным занятиям физической культурой в ВУЗах. На данный момент нет ни одной сферы человеческой деятельности, которая не была бы связана со спортом и физической культурой, так как на протяжении многих лет физическая активность неотделимой частью культуры общества и каждого человека в отдельности.
Предметом данного исследования является отношение студентов к самостоятельным занятиям физической культуры.
Объект исследования - студенты Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.
Цель исследованияизучить особенности организации самостоятельных занятий физическими упражнениями студентови определить отношение к занятиям.
Задачи исследования:
Выяснить предпочтения студентов по формам организации самостоятельных занятий;
Раскрыть понятие отношения к занятиям физической культурой;
Определить цели и виды самостоятельных занятий физическими упражнениями у студентов 1 и 2 курса САФУ;
Провести опрос студентов среди 1 и 2 курсов САФУ.
Материал и методы исследования. В ходе исследований, для решения поставленных задач по определению отношения студентов к самостоятельным занятиям физической культурой был проведен опрос среди студентов 1 и 2 курса на базе ФГАОУ ВО«Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова». Был разработан онлайн-опрос, состоящее из 10 вопросов, в котором приняло участие в общей сложности 100 учащихся 1 (66,7 %) и 2 (33,3 %) курса.
В опросе принимали студенты в возрасте от 18 до 25 лет (77% юноши, 23% девушки).
Результаты исследования и их обсуждение. Формирование положительного отношения к самостоятельным занятиям физическими упражнениями является одновременно целью, средством и фактором успешности обучения студентов в ВУЗах [4].
Приобщение студентов к самостоятельным занятиям физической культурой - важная составляющая в формировании здорового образа жизни. Двигательная активность помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма студента на достижении поставленной цели, укрепляет здоровье, повышает работоспособность. Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок - один из обязательных факторов здорового образа жизни.
Отношения задают предметную ориентацию, определяют социальную и личностную значимость физической культуры в жизни. Выделяют 5 категорий:
а) активно-положительное (ярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, регулярность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий);
б) пассивно-положительное (неясность целей, неустойчивость интересов, эпизодическое участие в физкультурно-спортивных мероприятиях);
в) индифферентное — это безразличие и безучастность, мотивация в этом случае противоречива, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутствуют;
г) пассивно-отрицательное (связано со скрытым негативизмом части людей к физической культуре и спорту, они для таких лиц не имеют никакого значения);
д) активно-отрицательное отношение (проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении занятиям физическими упражнениями, которые для таких лиц не имеют никакой ценности) [6].
Самостоятельные занятия могут проводиться в любых условиях, в разное время и включать задания преподавателя-тренера или проводиться по самостоятельно составленной программе и индивидуальному плану.
Значимым фактором для самостоятельных занятий физическими упражнениями является мотивация, которая делится на следующие виды:
– мотивация, связанная с удовлетворением процессом деятельности (динамичность, эмоциональность, общение и др.);
– мотивация, связанная с удовлетворением результатом занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, испытание себя, овладение разнообразными двигательными действиями, улучшение результата и др.);
– мотивация, связанная с видением конкретных перспектив занятий (физическое совершенство, воспитание личностных качеств, повышение спортивной квалификации, укрепление здоровья и др.) [5].
При выборе видов спорта или физических упражнений у большинства отсутствует четкая и обоснованная мотивация. В основном выбор происходит случайно (за компанию с друзьями, более удобное расписание или симпатичен преподаватель), реже присутствует интерес к определенному виду спорта или понимание необходимости выполнения физических упражнений.
Основными целями самостоятельного занятия физической культурой могут быть:
а) укрепление здоровья, коррекция телосложения;
б) повышение функциональных возможностей организма;
в) подготовка к будущей профессиональной деятельности, овладение жизненно необходимыми умениями и навыками;
г) активный отдых;
д) повышение спортивных результатов.
Если же человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.
В современных научных источниках выделяют три основные формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия.
Утренняя гигиеническая гимнастика включается в утренние часы после пробуждения от сна. В комплексы следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость. Можно включать упражнения со скакалкой, эспандером, мячом.
При составлении комплексов утренней гигиенической гимнастики и их выполнении рекомендуется физиологическую нагрузку на организм повышать постепенно, с максимумом в середине и во второй половине комплекса. К концу выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается, и организм приводится в сравнительно спокойное состояние.
Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой с постепенным увеличением ее до средних величин.
Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем основных мышечных групп ног, туловища и рук (5-7 мин) и закаливанием организма с учетом правил и принципов).
Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах между учебными занятиями. Такие упражнения обеспечивают предупреждение наступающего утомления, способствуют поддержанию высокой работоспособности на длительное время без перенапряжения. Выполнение физических упражнений оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых. Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветриваемых помещениях. Очень полезно выполнять упражнения на открытом воздухе.
Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 3-5 человек и более. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная. Наиболее доступными и полезными средствами физической тренировки являются ходьба и бег на открытом воздухе [6].
Студенты, имеющие активно положительное отношение к занятиям физическими упражнениями и спортом, ставят себе целью спортивные достижения и повышение спортивного мастерства. Структура спортивной классификации предусматривает присвоение следующих разрядов и спортивных званий (от низших к высшим). Спортивные разряды: 5-й, 4-й разряды (только в шахматах и шашках); 3- й, 2-й, 1-й разряды, «кандидат в мастера спорта». Спортивные разряды необходимо подтверждать. Спортивные звания: «мастер спорта», «мастер спорта международного класса» (к этому званию приравнивается звание «гроссмейстер» в шахматах и шашках). За особо выдающиеся спортивные достижения присваивается звание «заслуженный мастер спорта России».
Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в других только разрядные требования. Разрядные нормативы обычно выражены в мерах времени, длины, веса и других количественных показателях. Разрядные требования определяются такими положениями: а) занять определенное место на соревнованиях того или иного масштаба; б) добиться определенного количества побед над спортсменами соответствующих разрядов.
Спортивная классификация носит подвижный, динамичный характер. Периодически в нее вносятся коррективы, связанные со спортивной практикой, на которую влияют прогрессивные изменения в теории и практике подготовки спортсменов, их техническая оснащенность и др [6].
В результате опроса студентов 1 и 2 курса САФУ мы получили следующие результаты:
Первое, что требовалось узнать, регулярно ли студенты самостоятельно занимаются физической культурой и спортом. 43,3 % молодежи делают это эпизодически, 36,7% вообще не занимаются самостоятельно, 16,7 % - часто, а 3,3 % - очень часто. Таким образом, большинство студентов имеет пассивное отношение к самостоятельным занятиям физической культурой.
По данным опроса среди студентов университета удалось выяснить, что 66,7 % занимается самостоятельными физическими упражнениями с целью укрепления здоровья и коррекции телосложения, 33,3 % - с целью повышения функциональных возможностей организма. Также 30 % молодежи не имеет цели, а значит, совсем не занимается самостоятельными физическими упражнениями.
Большинство студентов тратит на самостоятельные физические упражнения в среднем от одного до двух часов в неделю.
Популярными видами спорта и физических упражнений, предпочитаемыми студентами, являются утренняя гимнастика, аэробика, пешие прогулки, лыжный спорт и катание на коньках, занятия на тренажерах и велоспорт. Из этого можно сделать вывод, что занятия на открытом воздухе наиболее полезны и интересны для физического развития организма.
40 % опрошенных выбирают самостоятельные тренировочные занятия, примерно 27 % студентов затруднились с выбором формы самостоятельных занятий физическими упражнениями, так как занимаются физической культурой только на учебных занятиях в университете. 10% опрошенных используют такую форму организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, как утренняя гигиеническая гимнастика.
Давая субъективную оценку своего здоровья, студенты чаще отмечали удовлетворительное состояние здоровья, и наличие небольших проблем с организмом.
93,3 % студентов из числа принимавших участие в опросе не имеют спортивных разрядов и званий. 3,35 % указали, что имеют спортивные разряды и звания.
Выводы.
Теория физической культуры определяет ряд положений, соблюдение которых гарантирует успех в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, а также ограничивает от переутомления, травм и других нежелательных последствий для организма. Главное для студента поставить для себя цель и понять, для чего необходимы такие занятия.
На основании проведенного опроса среди студентов 1 и 2 курса САФУ можносделать вывод о, преимущественно, индифферентном и пассивно-положительном отношении студентов к самостоятельным занятиям физической культурой. Большинство опрошенных предпочитают самостоятельные тренировочные занятия на открытом свежем воздухе для укрепления здоровья и коррекции телосложения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
Заливан Д.О., Савчук А.Н. Отношение студентов средних специальных учебных заведений к самостоятельным занятиям физической культурой // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. №2. URL: https://vivliophica.com/articles/sport/529246 (дата обращения: 11.12.2019).
Герасимов Н.П. Анализ физкультурно-спортивных интересов и мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов высшего учебного заведения // Евразийский Союз Ученых. 2019. № 5 (62). URL: https://euroasia-science.ru/pdf arxiv/21-23-gerasimov-n-p-analysis-of-physical-and-sports-interests-and-motivation-for-performance-in-physical-culture-and-sports-at-students-of-higher-educational-institution/ (датаобращения: 09.12.2019).
Сизова Н. В., Семиглазова Е. П Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии: материалы сборника научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (г. Челябинск, 07 июля 2014 г.). Нижний Новгород: Издательство Инновационного центра образования и науки, 2014. С. 31. URL: http:// izron.ru/articles/perspektivy-razvitiya-nauki-v-oblasti-pedagogiki-i-psikhologii-sbornik nauchnykh-trudov-po-itogam-me/sektsiya-4-teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-sportivnoytrenirovki-ozdorovitelnoy-i-adapti/formirovanie-motivatsii-studentov-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom/ (дата обращения: 09.12.2019).
Матузов Леонид Евгеньевич. Формирование положительного отношения студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями: автореф. дис. на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Тюмень. 2003.
Михеева Т.М., Холодова Г.Б. Формирование мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой (на примере оздоровительного бега) // Вестник ОГУ. 2014. №3. С.89-93 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-studentov-k-samostoyatelnym-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-na-primere-ozdorovitelnogo-bega/viewer (дата обращения: 14.12.2019).
Ильинич В.И. Физическая культура студента. М.: Гардарики. 2000. 448 с. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1309/1/physical_culture.pdf (дата обращения: 14.12.2019).