Для познания объектов действительности в биологии и географии основными являются принципы фундаментальности и системности. Особенно это относится к сфере общего образования, основной задачей которого является личностное развитие человека. Этого можно достичь на основе формирования у ученика объективного представления о мире в целом.
Со временем неизбежно происходит смена научных картин мира, но при этом продолжает действовать принцип преемственности, общий для развития всего научного знания. Старая картина мира не отбрасывается целиком, а продолжает сохранять своё значение, уточняются только границы её применимости. Таким образом, в общем случае, различают:
- общенаучную картину мира, которая выступает как форма систематизации знаний, вырабатываемых в естественных и гуманитарных науках;
- специальные (локальные) картины мира, к которым относят такие картины мира, как географическая, химическая, биологическая, астрономическая, политическая, экономическая, демографическая и т. д.
Частью естественнонаучной картины мира является биологическая картина мира. В.И. Кремянский, А. Ю. Цибулевский, А.Г. Юсуфов отмечают, что биологическую картину мира можно рассматривать как совокупность обобщенных и систематизированных знаний об объектах живой природы, их строении, функционировании и взаимодействии с окружающей средой для их использования в различных сферах человеческой деятельности.
Согласно С.Т. Мелюхину, формирование биологической картины мира разделяется на пять основных этапов. Каждый из этапов связан с доминированием определенных мировоззренческих установок, формированием основополагающих представлений, концепций, крупными обобщениями в изучении причин и закономерностей развития природного мира.
На первом этапе (от античной натурфилософии до эпохи Нового времени, XVII век) формируются донаучные представления.
На втором этапе осуществляется переход к систематизации накопленного в ботанике и зоологии материала и построению первых таксономических классификаций. Ж.-Б. Ламарком предпринята первая попытка построения целостной концепции развития органического мира, в основу которой вошли идеалистические положения об изначальной целесообразности живого, о внутренней цели и стремлении живого к совершенствованию как основных причинах органической эволюции.
На третьем этапе, на рубеже XIX – XX вв. происходит революционный перелом в биологии, связанной с трудами Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859 г.). В результате острой борьбой как между различными эволюционными течениями утверждается материалистическая идея развития всего органического и животного мира.
На четвертом этапе (с начала XX в. - середина 30-х гг. XX в.) формируются эволюционные концепции, осуществляется переход к экспериментальному изучению отдельных факторов эволюции и попытками создания целостной эволюционной теории.
На пятом этапе, на основе анализа и синтеза знаний о факторах, движущих силах и закономерностях эволюции формируется современный неодарвинизм.
В настоящее время условно можно выделить три направления в биологии:
- классическая биология, которую представляют учёные-натуралисты, изучающие многообразие живой природы;
- эволюционная биология, основоположником которой является автор теории естественного отбора – Чарльз Дарвин, пытавшийся разработать теорию, объясняющую всё наблюдаемое органическое разнообразие. В настоящее время изучение эволюции живых организмов активно продолжается, а синтез генетики и эволюционной теории привёл к созданию так называемой синтетической теории эволюции. Есть много нерешенных вопросов, ответы на которые ищут учёные-эволюционисты и переход от животного мира к человеку и сейчас остается одной из самых больших загадок биологии;
- физико-химическая биология, исследующая строение живых объектов при помощи современных физических и химических методов. Это быстро развивающееся направление биологии, важное как в теоретическом, так и в практическом отношении.
Таким образом, сформировалось междисциплинарное направление (теория динамических систем), направленное на исследование сложных открытых систем (космических, биологических, социальных и других).
Список литературы
Губернаторова, Л. И. Естественнонаучная картина мира [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Губернаторова; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. − 226 с.
Сауров Ю.А. Научные картины мира: Элементы эпистемологии [Текст] / Ю.А. Сауров, С.Ю. Сауров – Киров: ОАО «Дом печати – ВЯТКА», 2006. – 192 с.