К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Могут быть предложены следующие этапы изучения периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева в школе с учащимися с ОВЗ.
На первом этапе учащиеся усваивают основные понятия, необходимые для дальнейшего усвоения периодического закона. Это понятия об атоме, химическом элементе, атомной массе, валентности, о простых и сложных веществах, о классах неорганических соединений и их генетических связях. Происходит также накопление фактов об отдельных химических элементах и их соединениях.
Второй этап представляет непосредственное изучение периодического закона и периодической системы, теории строения вещества.
На третьем этапе при изучении химии элементов происходит конкретизация учения о периодичности.
Четвёртый этап – этап обобщения и углубления данной теоретической концепции [1].
Существует большое разнообразие методов обучения (по внешним признакам деятельности учащихся и преподавателя; по источнику получения знаний; по степени активности познавательной деятельности учащихся; по логичности подхода и другие). При работе с особым учеником количество методов, которые можно применять на уроке ограничено. Поэтому остановимся на классификации методов по источнику получения знаний, предложенной Н.М. Верзилиным, Д.О. Лордкинанидзе, И.Т. Огородниковым и другими.
Словесные методы обучения. Наиболее распространенным и эффективным средством изложения материала является устная речь. Используется особые вспомогательные средства: жестовая речь, дактилология, четкая артикуляция, обеспечивающая чтение с губ, использование звукоусиливающей аппаратуры.
При изучении периодической систем возникает необходимость выполнения следующих условий:
– замедленность темпа прохождения учебного материала;
– адаптированность словесного материала, так как с самого начала обучения ведется большая работа по овладению необходимой химической лексикой и терминологией.
Большую часть времени на уроке необходимо уделить объяснению неслышащих слов и понятий, формируя химический словарь.
Требования к усвоению химических понятий глухими учащимися:
– ученик должен считывать новые слова с губ учителя;
– контроль за правильным считыванием и произношением;
– прослушивание химического понятия или термина через звукоусиливающую аппаратуру;
– контроль за правильностью использования терминов в предложениях [4].
Словарная работа проводится на каждом уроке химии 5-7 минут. Словарный минимум повторяется из урока в урок с последующим добавлением новых слов. Кроме того, проводятся слухо-зрительные и слуховые диктанты, которые способствуют закреплению словаря обучающихся и проверке их знаний по химии. Учитель подводит учащихся к самостоятельному определению понятий «период», «группа», «подгруппа» химических элементов.
Для развития устной речи глухого необходимо научить его составлять сначала самые простые предложенияпо теме уроков, а затем короткие описания приборов и опытов [3].
Обучение обычно начинается с составления однотипных предложений и использования типичных глаголов, которые являютсяопорными. Опорные глаголы, наиболее употребляемые в рассказе, даются в виде плаката или выписываются на доске, например: металлические свойства уменьшаются.., с увеличением относительных атомных масс элементов, образуется и т. д. Отдельные характерные обороты и фразы полезно заучивать, например, «химические элементы, расположенные в строчку».
Такой прием способствует лучшему считыванию с губ и запоминанию новых слов и терминов. Постепенно обучающийся накапливает определенные стереотипные словесные выражения, характерные для изученных дальнейших тем.
Работа с книгой является для глухих важным методом обучения. Глухой ученик, используя учебник имеет возможность многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. При использовании учебника на уроке, учитель имеет возможность разбивать информацию в учебнике на отдельные блоки и контролировать темп работы с ней [2].
Вследствие важного значения раздела «Периодический закон и периодическая система химических элементов» может рассматриваться как цель изучения и как средство обучения. При планировании темы и выбора методов и приёмов необходимо обеспечить достаточную фактологическую базу для вывода закона; изучать все группы химических элементов; рассматривать структуру и закономерности периодической системы, не отделяя их от теории строения атомов. Также при планировании темы необходимо нормативные-правовые документы, требования к результатам освоения ФГОС ООО с ОВЗ.
Список литературы
Космодемьянская, С.С. Методика обучения химии [Текст]: учебное пособие / С.С. Космодемьянская, С.И. Гильманшина – Казань: ТГГПУ, 2011. – 136 с.
Рау, Ф.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих [Текст]: Пособие для учителей / Ф.Ф. Рау, Н.Ф Слезина. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.
Специальная педагогика [Текст]: учебное пособие для пед. вузов / Ред. Н.И. Назаровой. – М.: Академия,2000. – 396 с.
Сурдопедагогика [Текст]: Учебник для ВУЗов /под ред. Р.Г. Речицкой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. – М.: 2004.