Конфликты в студенческой среде: сравнительное исследование в Республике Саха (Якутия) и Республике Кыргызстан - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Конфликты в студенческой среде: сравнительное исследование в Республике Саха (Якутия) и Республике Кыргызстан

Кутумова А.К. 1, Неустроева А.Б. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждому человеку хотя бы раз приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями, как в личной повседневной жизни, так и на работе в трудовом коллективе. Конфликт - это когда отсутствует согласие и понимание между двумя или более сторонами.

Конфликты в студенческой среде практически неизбежны, поскольку молодым людям приходится адаптироваться к новым жизненным условиям, знакомится и взаимодействовать с новыми людьми в учебном заведении и в общежитии. Часто поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны и тогда возникает недопонимание, неприязнь и конфликт. Конфликт представляет собой отношение между двумя и более сторонами, которые уверенны в том, что имеют несовместимые цели. Конфликт в студенческих коллективах (конфликт в студенческой среде) - это противоречие между интересами, взглядами, стремлениями, ценностями, возникающее в процессе социально­-студенческих отношений. В период студенчества наблюдается рост невротических отклонений и психологических проблем, вызванные новым образом жизни и социальными факторами, происходящими на фоне постоянных изменений современного общества.

Целью данной статьи является выявление особенностей и причин возникновения конфликтных ситуаций в студенческой среде, сравнение социально-психологического климата и уровня конфликтности студентов из Республики Саха (Якутия) и Республики Кыргызстан.

Методом исследования стал анкетный (онлайн) опрос студентов (в Республике Саха (Якутия) и в Республике Кыргызстан). Нами была разработана анкета, состоящая из 14 вопросов закрытого и открытого типа. Для сбора данных была использована платформа Google Forms. Анкета была переведена в электронный вид и разослана респондентам.

Всего в исследовании приняли участие 60 студентов из Республики Саха (Якутия) (30 человек) и Республики Кыргызстан (30 человек). Опрошенные студенты были в возрасте от 20 до 24 лет. В опросе приняло участие 28,3% мужчин и 71,7% женщин из различных учебных заведений.

На вопрос «Для вас конфликт – это», большинство студентов (40%) ответили, что это «столкновение интересов». Другие (35%) считают, что это «крайняя мера решения проблемы». Остальные студенты (11,7% и 10%) выбрали ответы «способ отстоять свою точку зрения» и «норма жизни». Среди других вариантов ответов были следующие ответы: «Конфликт – это метод прийти к одной точке зрения и найти решение»; «не понятная штука, которая никому по идее не нужна».

На вопрос «Часто ли у вас возникают конфликты внутри (вашей студенческой) группы?» преобладал ответ «редко, в месяц 1-2 раза». Большинство студентов из Якутии (30%) выбрали ответ «никогда», а в Кыргызстане этот ответ выбрали лишь 13,3% студентов. Утверждение «иногда, в неделю 1-2 раза» наоборот преобладает в Кыргызстане, чем в Якутске. И ответ «всегда, каждый день» никто не выбрал из Якутска, из Кыргызстана – один студент.

На следующий вопрос «Чем чаще всего заканчиваются конфликты в студенческой среде?» большинство опрошенных студентов считали, что чаще всего студенческие конфликты заканчиваются обидой друг на друга (60%). Каждый второй респондент ответил, что конфликт заканчивается «совместным обсуждением проблемы». Вариант ответа - «одна из сторон уступает, только чтобы не продолжать спор» выбрали 45% респондентов. И только один (1,7%) студент выбрал ответ «дракой».

На вопрос «На какой почве чаще всего возникают конфликты в студенческой среде?» ответ «из-за непонимания» преобладает и в Якутии (79,3%) и в Кыргызстане (80%). Больше половины студентов из Кыргызстана (60,0%) выбрали ответ «из-за различия ценностей», а этот же ответ из Якутии выбрало 44,8%. Так же утверждения «из-за конкуренции», «из-за плохого настроения» и «на национальной почве» преобладают в Кыргызстане, чем в Якутии.

Таким образом, сравнив ответы на вопросы, мы выявили причины возникновения конфликтов в Якутии и в Кыргызстане. В целом в обеих странах преобладают одни и те же ответы. Можно сказать, что причинами являются различия ценностей, интересов и непонимание студентами друг друга.

Особенности разрешения студенческих конфликтов во многом определяются спецификой этого сложного социального явления. По нашему мнению, важным принципом разрешения конфликтов выступает принцип компетентности. То есть, вмешивающиеся в развитие конфликтной ситуации личности, должны обладать общими знаниями о характере возникновения, развития и завершения конфликтов вообще.

Половина респондентов на вопрос «Как вы себя ведете в конфликтных ситуациях?» выбрали ответ «стараюсь всячески избегать конфликты». Более 31,7% студентов «стараются найти компромиссное решение». Меньше всего респондентов выбрало ответ «чаще всего доходит до драки, веду себя агрессивно». На вопрос «Кто, по-вашему мнению, должен регулировать конфликт?» почти все студенты (96,7%) выбрали ответ «сами студенты».

Так сопоставив ответы студентов из Якутии и Кыргызстана можно сказать, что студенты сами регулируют конфликтные ситуации внутри студенческой группы. Способом разрешения конфликта можно считать «час откровений», то есть высказывание конфликта, его пик и последующие варианты решения конфликта.

Таким образом, опрос показал, что большинство конфликтов в студенческой среде возникает по причине соперничества, различных ценностей и из-за отсутствия коммуникативных навыков у студентов; при возникновении конфликтной ситуации большинство студентов равнодушно относятся друг другу.

Список использованной литературы

Анцупов А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.М. Шипилов. - М.: Юнити, 2016. - 551 с.

Krisberg L. Sociology of Social Conflict / L. Krisberg. - Hew Jersey: Prentice-Holl. 2015. XIV. P. 17.

Просмотров работы: 210