ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ЖУРНАЛИСТИКА» ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ЖУРНАЛИСТИКА» ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Конкурентоспособность будущих специалистов во многом определяется не только их личностными качествами, но и применением современных педагогических и информационных технологий в ходе образовательного процесса. В современном образовательном пространстве России является значимой качественная подготовка кадров для творческой профессиональной деятельности, что для профессии журналиста особенно важно [1, С. 33]. Для анализа психологических особенностей студентов третьего курса направления подготовки «Журналистика» используются результаты психодиагностического тестирования, проведенного с помощью комплексов «Профориентатор» на первом и «Профкарьера» на третьем курсах, а также корреляционный анализ.

В первую очередь следует отметить социально-демографические характеристики, включая пол и возраст испытуемых.

Рисунок 1. Распределение по полу.

Согласно рисунку 1, подавляющим большинством в выборке являются женщины (90%), что связано со спецификой гуманитарных профессий, в общем, и профессии «Журналист», в частности. Гендерные различия в данном анализе не являются предметом рассмотрения.

Количество человек – 29, средний возраст – 20 лет.

Согласно результатам исследования по программному комплексу «Профориентатор» в блоке «Интересы», представленным на рисунке 2, у данной выборки наблюдаются следующие особенности. Во-первых, наиболее привлекательными интересами для будущих журналистов является «Искусство», «Общение», «Риск».

Рисунок 2. Средние значения по блоку «Интересы»

Лидирующие позиции занимает «Искусство», что подтверждается большими, по сравнению с другими, максимальными и минимальными значениями, представленными на рисунке 3.

Рисунок 3. Максимальные и минимальные значения по блоку «Интересы».

Испытуемых характеризует интерес к работе с художественными образами (их создание, организация, оценка), как правило, сильная впечатлительность, эмоциональность, развитое воображение и образное мышление. Такой интерес очень важен в журналистской работе, которая предполагает написание и создание различного нового материала.

Для некоторых испытуемых из выборки характерен также интерес к общению и к риску, что представлено на рисунке 4.

Рисунок 4. Распределение по шкале «Общение». Распределение по шкале «Риск».

При развитом интересе «Общение» испытуемым нравится работа с людьми, различными группами и коллективами, что обычно сопровождается развитыми коммуникативными и организационными способностями, хорошей выдержкой, самоконтролем, доброжелательным отношением к окружающим. Однако, важно отметить, что имеются испытуемые, которым такая работа неинтересна, согласно низкому минимальному баллу по этой шкале, этим людям интересна работа непосредственно по созданию нового, написанию статей, анализу информации. Журналистская деятельность часто предполагает работу с людьми, но является разнообразной. У журналиста есть выбор: вести общение с людьми с целью добычи и подтверждения информации, работать на публику, или же писать статьи, заниматься бумажной работой, не контактируя с людьми без надобности.

При высоком уровне выраженности интереса «Риск» подразумевается желание действовать в стрессовых, неопределенных ситуациях при высоких физических или психических нагрузках, что обычно сопровождается любовью к спорту (особенно к экстремальным его видам), жаждой острых ощущений, высокой активностью, ловкостью, выносливостью. Это соответствует работе журналиста, часто предполагающей такие ситуации – дедлайны, незнакомые люди, о которых необходимо собирать информацию, экстремальные ситуации, которые необходимо освещать. Следует учитывать, что такое желание характерно не для всех студентов-журналистов.

В целом, основным является интерес к творческой работе, деятельности с художественными образами, созданию нового на основе воображения. Скорее всего, испытуемым присуща сильная эмоциональность, что также подтверждается наиболее выраженной, по сравнению с остальными, склонностью к творческому обучению.

Рисунок 5. Средние значения по блоку «Склонность к обучению».

Относительно блока «Склонность к обучению», средние значения которого представлены на рисунке 5, следует отметить интересные корреляции. Предсказуемо, творческие люди очень часто эмоционально нестабильны, о чём и свидетельствует отрицательная корреляция (r= -,477; p=0,009) между склонностью к творческому профилю обучения и личностным свойством «Эмоциональная стабильность». Однако более интересной особенностью выборки является отрицательная корреляция (r= -,521; p=0,004) между склонностью к творческому обучению и активностью. Чем меньше активность испытуемого, выражающаяся в необщительности, замкнутости, скромности в общении, предпочтении узкого круга большому количеству людей, тем больше его склонность к творческому профилю обучения. То есть испытуемые больше заинтересованы в искусстве, создании нового, ориентированы на выражение себя и на творчество.

Сравним идеальный профиль по профессии «Журналистика», включая интересы, структуру интеллекта и личность, и полученный с помощью комплекса «Профориентатор» усредненный профиль студента-журналиста. Сравнение представлено на рисунке 6.

Рисунок 6. Сравнение идеального и усредненного профилей в рамках программного обеспечения «Профориентатор».

В усредненном профиле, как уже было отмечено, преобладает интерес к искусству, в отличие от идеального профиля, где преобладающим интересом является общение. Остановиться подробнее следует на интересах к бизнесу и к знакам, которые значительно ниже в усредненном профиле, чем в идеальном.

В первом случае речь идет об интересе к управлению и организации работы других людей, стремлении к материальному благополучию, способности принимать решения и брать на себя ответственность; активности, лидерских качествах, аналитической направленности ума, увлечении общественными и экономическими науками.

Рисунок 7. Распределение по шкале «Бизнес»

По данным исследования, представленным на рисунке 7, подобная деятельность является незначимой для 66% испытуемых, что, скорее всего, связано с тем, что испытуемые получают образование, еще не приступили к трудовой деятельности. Также важно понимать, что направление подготовки относится к гуманитарному образованию, не к экономическому.

Во втором случае, речь идет об интересе к работе с буквами, цифрами, схемами, графиками, текстами, документами, естественными и искусственными языками, о предпочтении таких предметов, как алгебра, логика, информатика, языки.

Рисунок 8. Распределение по шкале «Знак».

Согласно результатам, представленным на рисунке 8, данная сфера является незначимой для 50% испытуемых. Мы уже не раз отмечали, что преобладающим у них интересом является искусство, создание нового с использованием воображения. Работа со знаками по большей части рутинная, аналитическая, что не входит в область интересов испытуемых. Несмотря на то, что работа журналистом в определенный момент предполагает работу с документами, текстами и схемами, она всё же видится для студентов как возможность для реализации своего творческого потенциала.

Особенностью в структуре интеллекта является средний уровень выраженности по по шкалам «Лексика» и «Эрудиция». Речь идет об объеме словарного запаса, легкости его актуализации, широком кругозоре и осведомленности о различных сферах жизни. Скорее всего недостаток развитости этих способностей также связан с тем, что испытуемые еще не завершили обучение.

Важно отметить, что применение тренингов по мотивации и интеллектуальному развитию не требуется, согласно результатам исследования.

Рисунок 9. Распределение по тренингу «Мотивация». Распределение по тренингу «Интеллектуальное развитие».

Скорее всего, это связано с тем, что мотивация у испытуемых уже находится на приемлемом уровне, о чем свидетельствует отрицательная корреляция (r=-0,147, p=0,450) с общим баллом мотивации, как и интеллектуальное развитие благодаря получению образования и деятельности как преподавателей, так и самих испытуемых.

В описании профессии «Журналист» в программном обеспечении «Профкарьера» сообщается о работе, которой предстоит заниматься – «написание информационных и информационно-аналитических материалов, интервьюирование, работа с иноязычными журналистскими материалами».

Скорее всего, испытуемые с описанным усредненным профилем испытают стресс в начале трудовой деятельности в данной сфере в силу своей творческой, не аналитической направленности. Поэтому важно для выявления особенностей мотивации испытуемых и их сильных сторон проанализировать результаты исследования, полученные на третьем курсе с помощью программного обеспечения «Профкарьера».

Рисунок 10. Распределение по шкале «Аналитик». Распределение по шкале Коммуникатор.

Согласно результатам, представленным на рисунке 10, можно сделать вывод, что интересы в области аналитики наименее значимы для данной выборки, а интерес в области коммуникаций наиболее.

Рисунок 11. Средние значения по блоку «Профессиональные интересы»

Согласно результатам, представленным на рисунке 11, Испытуемые не ориентированы на аналитическую деятельность, не заинтересованы в работе с бумагами, схемами, о чем свидетельствует доля испытуемых с низким уровнем выраженности по шкале «Аналитик» (62%). Напротив, 50% испытуемых показали высокий уровень значений по шкале «Коммуникатор», подразумевающей поиск новых контактов, работу с людьми. Об этом также свидетельствует отрицательная корреляция между шкалами «Аналитик» и «Коммуникатор» (r= -,532, p=0,003), подразумевающаяся и самой методикой. Также наблюдается отрицательная корреляция (r= -,559, p=0,002) шкалы «Аналитик» и склонности к общественно-гуманитарному профилю обучения. Иными словами, испытуемые больше ориентированы на работу с людьми, нежели с бумагами. Скорее всего, они будут испытывать трудности при работе с документацией, которая является неотъемлемой частью работы журналиста, однако не будут иметь проблем с налаживанием связей, получением и освещением информации. Это может быть связано с интересом к творческой, не рутинной деятельности и спецификой профессии журналиста, выраженной в совмещении работы с людьми и работы с документацией.

Рисунок 12. Средние значения по блоку «Мотивация».

На рисунке 12 мы также наблюдаем преобладание мотивации к творчеству. Значимость этой мотивации подтверждается и положительной корреляцией (r= ,484, p=0,008) шкал «Творчество» (в блоке мотивации) и «Искусство» (в блоке интересов). Иными словами, мы опять подтверждаем склонность испытуемых к творчеству.

Стоит отметить низкую, по сравнению с другими, мотивацию к определенности, а также ее отрицательную корреляцию (r= -,611, p=0,001) с активной целеустремленностью. Чем ниже у человека мотивация к определенности, тем выше у него активная целеустремленность. Это важно и показательно для профессии журналиста, которая подразумевает работу в неопределенности, цейтноте, стрессовых и экстремальных ситуациях. Получается, что чем меньше человека мотивирует наличие рамок и стабильности, тем больше он проявляет активности в профессиональной и жизненной сферах.

По усредненному профилю по блоку «Личность» можно сделать вывод о том, что выраженность мышления как умения анализировать и организовывать, трезво оценивать ситуацию, способности мыслить последовательно и четко для выборки испытуемых менее характерна, чем интуиция. Испытуемым наиболее свойственна работа «по вдохновению».

Рисунок 13. Средние значения по блоку «Личность».

Также на рисунке 13 мы наблюдаем высокий по сравнению с другими показатель экстраверсии, который говорит о том, что испытуемые определенно склонны играть ведущую роль в общении; ориентированы на инициацию и ведение разговора. Интересной особенностью выборки является отрицательная корреляция (r= -,536; p=0,003) экстраверсии и склонности к творческому профилю обучения. Подытожив, можно отметить, что чем менее человек социально активен, тем больше он предрасположен к творческой деятельности. Чем больше он социально активен, тем больше он предрасположен к коммуникативной деятельности (согласно положительной корреляции (r=,734; p=0,001) экстраверсии и интереса «Общение»).

Эти результаты позволяют сделать вывод о том, что в данной выборке есть как творческие, более замкнутые люди, ориентированные на самовыражение посредством творчества, так и общительные, более открытые люди, ориентированные на коммуникативную деятельность. Выражения и того, и другого можно добиться в профессиональной деятельности журналиста.

Исследование позволяет сделать прогноз о том, какой тип карьеры наиболее подходит студентам-журналистам согласно усредненному профилю.

Рисунок 14. Средние значения по блоку «Тип карьеры».

Очевидным результатом является творческий тип карьеры, что соответствует и проведенному анализу. В современном обществе остро стоит проблема о соотношении технологии и творчества в работе журналиста [2, С. 87]. Предполагается, что современный журналист по большей части выполняет рутинную работу по аналитической обработке информации и «конвейерному» созданию материалов. Необходимо восстановление паритета технологии и творчества, что определяет возможность по реализации творческих интересов в области журналистики.

По завершении нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

Выборка испытуемых заинтересована в реализации своего потенциала посредством осуществления творческой и коммуникативной деятельности.

Выборка испытуемых не заинтересована и не мотивирована к выполнению аналитической работы.

В ходе исследования были найдены важные и неожиданные отрицательные корреляции между определёнными шкалами:

r=-,521, p=0,004 между шкалами «Склонность к творческому профилю обучения» и «Активность»;

r=-,611, p =0,001 шкал «Определенность» и «Активная целеустремленность».

Также было проблематизировано соотношение творческого и технологического в работе журналиста, выраженное в несоответствии творческих способностей студентов-журналистов современному рутинному процессу создания журналистских работ. В целом, по данным исследования, можно утверждать, что испытуемые заинтересованы в работе в условиях «цейтнота», в творческом подходе к работе, в поиске контактов и общении с людьми. Как итог, можно утверждать, что в ДВФУ готовятся к выпуску конкурентоспособные специалисты, ориентированные на творческую деятельность.

Библиографический список.

Артёмова Ю.В. Конкурентоспособность выпускника факультета журналистики как проблема современного профессионального образования // Вестник ВятГУ. 2011. №2-3. С. 33-37 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-vypusknika-fakulteta-zhurnalistiki-kak-problema-sovremennogo-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 30.11.2019).

Тертычный А.А. О соотношении технологии и творчества в современной журналистике // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2013. №6. С. 77-88
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-tehnologii-i-tvorchestva-v-sovremennoy-zhurnalistike (дата обращения: 30.11.2019).

Просмотров работы: 3