Экономика совместного потребления - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Экономика совместного потребления

Тарасьев В.С. 1
1ФГБОУ ВО "Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского", БГУ, 1023202736952
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Возникновение экономики совместного потребления как нового вида потребления

Определение «экономика совместного потребления» существует с недавнего времени, и не имеет конкретного определения. Однако специалисты остановились на том, что это новый способ взаимодействий среди людей и она доказала свою необходимость в сферах деятельности.

Понятие экономика совместного потребления появилось в начале 2000 года и было связано с бизнес-моделью, которая старалась решать социальные проблемы и учитывая стремительный рост населения и исчерпаемость ресурсов. Такое понятие ввел профессор права в Стэнфордском университете Лоуренс Лессиг в 2008 года. Понятие описывает взаимодействие между людьми, одни из которых имеют активы и готовы этими активами поделиться с другими людьми, для удовлетворения потребностей последних.

Стоит понимать, что наличие собственности – это не только удовлетворение потребностей, но и драйвер развития экономики. В мире существует скорость восполнения ресурсов, и если потребления ресурсов превышает её, то «живет в долг» у природы.

Из-за активного использование ресурсов люди в ХХ в. столкнулись с рядом проблем:

1. глобальное потепление

2. истребление многих видов животных;

3. исчерпаемость многих ресурсов и др.

На данный момент люди решают такие вопросы, так как понимают, что человечество может столкнуться с катастрофами мирового масштаба

Люди продолжают думать о себе. Этот факт бы не способствовал развитию экономики совместного потребления, если не следующий фактор: люди, имеющие актив, могут позволить его дать использовать другим и получать определенный доход. Таким образом, мы понимаем, что люди, готовы что-то менять в своем потреблении, решая тем самым общечеловеческие проблемы, но, если они получат за это пользу.

Потребление определяется как использование благ с целью удовлетворения потребностей. Изучение потребления начало изучаться Г. Госсеном для анализа закона спроса и в 1854 г. была написана книга о «Развитие закона общественных связей и вытекающих из него правил человеческого поведения», где был показан принцип убывающей полезности, что и повлияло основой для анализа вида спроса на товар.

Проблема потребления была рассмотрена в XIX–XX вв., в работах К. Менгера, Л. Вальраса и У. С. Джевонса. Они считали, что потребление - максимизации полезности, которую индивид получает от использования блага. Ими был доказан принцип убывания предельной полезности, что полезность потребляемого блага снижается, при увеличении потребления данного блага.

Теория потребления была и в работах английского экономиста Альфреда Маршалла. Он рассматривал данный вопрос основываясь на работы У.С. Джевонса, в основном на «Теорию политической экономии» и утверждал, что полезность можно измерить суммой денег, которую потребитель готов отдать чтобы получить данный товар. Основываясь на принципе убывания предельной производительности.

В ХХ в. открыли новое применение - ординалистский подход. Такой подход более детально анализировал подход Маршалла при понятие влияния изменения цены на потребления его человеком. Данный подход рассматривали Е.Е. Слуцкий, Дж. Р. Хикс и Р. Дж. Д. Аллен. Они рассмотрели поведение потребителя в связи с изменением цены. Слуцкий первый, кто открыл эту взаимосвязь в начале 1915 г. Он написал её в своей статье «К теории бюджета потребителя» и в начале 1930х гг. Хикс и Аллен тоже пришли к данной закономерности. Данное изменение в цене товара проводит к двум последствиям:

Изменение его реального дохода

Замещение более дорого товара на дешевый

Разработали новую классификацию товаров, в которой были выделены 3 группы:

Нормальные товары

Товар Гиффена

Низшие товары

Сегодня самыми популярными сферами экономики совместного потребления являются каршеринг и сервисы аренды жилья. Каршеринг от английского «car sharing» дословно означает, что хозяин машины делится ею с кем-то еще. Самым знаменитым примером каршеринга является сервис по заказу такси Uber. Данный сервис был признан самым дорогим стартапом в мире, что говорит о признании инвесторами экономики совместного потребления, как одной из главных отраслей экономики будущего. История Uber является наиболее показательной среди сервисов каршеринга не только изза гигантской оценки инвесторов. В компании используют современные технологии для разработки и для внедрения новых услуг. О некоторых из них необходимо сказать, так как они не имеют аналогов у конкурентов и наилучшим образом характеризуют совместное потребление. Одно из последних нововведений данного сервиса – это услуга Uberpool. Данная услуга позволяет нескольким людям, которые заказывают такси в одно время и поездки которых имеют общий маршрут, совершить совместную поездку, а цену разделить между собой. Это является довольно новым и разумным способом, чтобы справиться с пробками на дорогах, а также уменьшить количество выбросов углекислого газа в атмосферу Россия отстает от других стран по введению "умных технологий", но, тем не менее, процесс внедрения ресурсосберегающих технологий идет по нарастающей. Причинами тому послужили понижение цен на оборудования и необходимость экономии в управлении системами из-за недостатка ресурсов. Потребление ресурсов реально снизить на 10-30% за счет рационализации потребления.

На недавней лекции в Москве, Тревис Каланик, основатель Uber, анонсировал еще одно нововведении. В Калифорнии, водителем Uber теперь может стать любой человек, имеющий транспортное средство. Для этого достаточно скачать особенный сервис от Uber и можно подвозить, например, соседей на работу или с работы. Таким образом, водители не работают в Uber, но могут подвести своих соседей и подзаработать на этом. Таким образом, видно, что Uber пошел дальше других сервисов по заказу такси.

Таким образом, из рассмотренных примеров видно, что экономика совместного потребления – это сфера экономики, которая не только делает процесс получения услуг простым и более быстрым, но также и сокращает транзакционные издержки, связанные с получением этой услуги.

Что касается экономики совместного потребления в России, то здесь важно отметить, что у нас существуют свои аналоги таких сервисов. Так, например, один из самых популярных каршеринговых сервисов в России, является Яндекс такси, как аналог Uber, но не с таким широким набором предлагаемых услуг. Что касается сервиса по аренде жилья, то в России есть свой сервис «Островок», который действует по аналогичной схеме с Airbnb.

Таким образом, видно, что экономика совместного потребления активно развивается как в мире, так и в России в частности, и людям выгодно использовать сервисы, предоставляющие услуги из этой сферы, работающие именно по такому принципу.

Экономика совместного потребления представляет собой взаимодействие между двумя сторонами, одна из которых имеет ресурсы и не использует их, а другая сторона готова эти ресурсы арендовать на время для удовлетворения своих потребностей. Данное экономическое понятие призвано решить проблемы, которые остро стоят перед обществом, прежде всего, неэффективное использование ресурсов и др. Таким образом, процесс потребления предстоит в совершенно новом формате, где удовлетворения потребностей возможно со сравнительно меньшими затратами.

Потребление во все времена являлось категорией, которую изучали экономисты. Все исследования, начиная с Госсена и заканчивая Слуцким и Хиксом, были направлены на выработку концепции потребления на уровне индивида и населения в целом. Однако в начале 2000-х гг. экономисты посмотрели на потребление с другой стороны, они предложили использовать схему аренды простаивающих активов. Таким образом, потребление стало только доступнее для широкого круга лиц.

Ярким примером экономики совместного потребления является каршеринговый сервис Uber и сервис по аренде жилья Airbnb, имеющие аналоги и в России. Данный факт свидетельствует о том, что все страны понимают важность развития экономики совместного потребления, и способствуют этому процессу.

Список используемой литературы.

Микроэкономика / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. 1 том / общ. ред. В.М. Гальперина. М.; СПб.: Экономическая школа, 2014.

Медоуз Д., Рандерс Й. Пределы роста. 30 лет спустя. 2016.

Комаров В.В., Комарова И.Ф. История российской империи // http://www.refhistory.ru/hard/ref-sobstvennost-na-zemlu.htm

Янг Р. (19 июля 1977) Опыт применения каршеринга // Robin Young (19 July 1977). "Experiment in car-sharing” // https://en.wikipedia.org/wiki/Carsharing#cite_ref-23

Stephany A. (2015) // The Business of Sharing: Making it in the New Sharing Economy

Просмотров работы: 206