Малое и среднее предпринимательство в современной России - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Малое и среднее предпринимательство в современной России

Мамыкина В.А. 1
1СИУ филиал РАНХиГС Банковский колледж 2 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Малый и средний бизнес играет большую роль в развитии экономики любой страны. Именно состояние и уровень развития малого бизнеса являются наиболее показательными и значимыми критериями, наиболее ярко отражающими конкурентоспособность как отдельной отрасли, региона, сферы деятельности, так и страны в целом. Он не только вносит долю в ВВП, но и обеспечивает занятость населения, мотивацию на рынке, двигает конкуренцию.

Формирование этого института в России проходит сложно. Это обусловлено рядом причин:

Основным направлением малого бизнеса обычно бывает производство товаров народного пользования или оказание услуг населению. Сейчас в России крупные компании-производители, являются монополистами, которые были созданы ещё при зарождении плановой экономики.

Большую часть доходов страны формирует добывающая отрасль. Россия, безусловно, богатая на ресурсы страна, но эти ресурсы, в основном, не восполняемые. Делать ставку на долгосрочное использование этой отрасли очень опрометчиво.

У населения должен сформироваться определенный менталитет, желание заниматься производством, а также знания и навыки в сфере ведения бизнеса.

Низкий уровень развития малого и среднего бизнеса по сравнению со странами с развитой экономикой большинством авторов объясняется экспортно-сырьевой ориентацией российской экономики [4]. В современной российской экономике очень высока доля предпринимателей, занимающихся торговлей. Эта сфера является привлекательной в силу ряда причин.

Во-первых, существует возможность получения прибыли за короткий срок, без вложений в специальное оборудование и технологии.

Во-вторых, отсутствует потребность постоянного вложения средств в основные средства и модернизацию оборудования.

В-третьих, отсутствует необходимость в специальной подготовке и постоянном повышении квалификации работников. В условиях экономического кризиса данный вид деятельности в наибольшей степени подвержен стагнации в связи со снижением покупательской способности населения.

Анализируя опыт экономического развития различных стран, стоит отметить особую роль малого и среднего бизнеса в период кризиса. Малый и средний бизнес является более гибким, поэтому в условиях экономической нестабильности быстрее адаптируется к новым условиям и потребностям рынка.

И становится очевидно откуда появилось такое пристальное внимание у многих экономистов нашей страны к этому сегменту рынка. Ведь часто зарубежный опыт показывает положительные результаты. В 2015 и 2017 гг. вступили в силу два основных документа стратегического планирования - Стратегия национальной безопасности Российской Федерации[1] и Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года[2], соответственно, в которых проблеме развития малого и среднего бизнеса уделено особое внимание. В настоящее время обдумываются новые подходы к господдержке малого и среднего предпринимательства.

Имея возможность быстро реагировать на рыночные изменения, мобильно подстраиваться под новые требования, условия и правила, это выгодно отличает этот субъект хозяйственной деятельности от крупных предприятий и государственных учреждений. Он более динамичен. Создание малых предприятий не требует крупных стартовых инвестиций, и при этом их функционирование предполагает высокий оборот финансовых и материальных ресурсов. Высокий уровень развития малого бизнеса ведет к обогащению рынка товарами, услугами и более рациональному использованию сырьевых ресурсов. Малый бизнес выполняет ряд важнейших социально-экономических задач, прежде всего, снижает уровень безработицы и бедности в стране, формирует устойчивый средний класс.

Согласно «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» особое внимание будет отводиться развитию институтов инфраструктуры поддержки предпринимательства при одновременном значительном сокращении программ адресной финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

Рис.1. Вклад малого и среднего бизнеса в экономику

На наш взгляд, поддержка малого и среднего предпринимательства должна быть комплексной, то есть представлять собой как мероприятия направленной финансовой поддержки субъектов предпринимательства, так и меры по развитию институтов инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Поддержка и институтов инфраструктуры может оказать большее влияние, чем просто существующая система распределения субсидий компаниям, которая предусматривает государственный контроль за целевым использованием этих средств в течение одного года после получения поддержки. К сожалению, судьба как выделенной субсидии так и компании, получающей субсидию, не контролируется[3].

Но при этом было бы неправильно полностью отказаться от направленной поддержки предпринимательства. Поскольку развитие инфраструктуры возможно не на всех территориях - в силу целесообразности, низкой эффективности, малой численности населения и, как следствие, количества субъектов предпринимательства, сохранение направленной поддержки на таких территориях, например в отдаленных поселениях, просто необходимо. Определение модели поддержки будет зависеть от географических, исторических, социальных и иных особенностей регионов и муниципальных образований.

Список литературы:

Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

Власов М. М. Роль малого и среднего бизнеса в отечественной экономике: учебное пособие / М. М. Власов. –М. : Экономика и социум, 2014. – 248 с.

М. С. Сюпова, С. С. Халикова. Особенности современной системы Государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2017, Том 8, № 1, С. 382 – 386

Просмотров работы: 6