Проблемы развития социального предпринимательства - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Проблемы развития социального предпринимательства

Чириков А.В. 1, Давыдова В.Я. 1
1СВФУ им. М.К. Аммосова, Институт Психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Выполняемая социальными предпринимателями деятельность в пределах нашей страны, выступает в роли совершенно нового вида деятельности, которая появилась не так давно. По сей день в России специалисты до сих пор не могут точно охарактеризовать саму формулировку социального предпринимательства. У разных специалистов своя формулировка социального предпринимательства и она понимается среди людей по-разному.

Деятельность в сфере социального предпринимательства появилась сравнительно недавно и является новаторской деятельностью в связи с чем не существует точного определения для социального предпринимательства, деятельность социальных предпринимателей является новаторской и в ней существует ряд проблем, тормозящих ее развитие

В законопроекте Федеральный закон ФЗ - 40- "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" дается определение понятия «социальное предпринимательство» и выделяются условия отнесения малых и средних компаний к социальному предпринимательству, среди которых создание рабочих мест для определенных категорий граждан (инвалиды, одинокие родители, имеющие малолетних детей, многодетные родители, неработающие пенсионеры и т.д.) или осуществление предпринимательской деятельности, направленной на улучшение жизнедеятельности граждан и (или) расширение их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности [1]

Цель нашего исследования изучение проблем развития социального предпринимательства.

Для того чтобы найти необходимую нишу для социального предпринимательства среди другой предпринимательской активности и определить ее особенности нужно обратится к научной работе «Типология социальных предприятий» Альтера Кима.

Альтер выделил 3 группы организаций, создающих активность в социальной сфере:

1) Благотворительные организации, на чистой благотворительности (традиционные НКО);

2) Коммерческие компании, сосредоточенные на получении личной выгоды (традиционные прибыльные организации);

3) Гибридные формы, соединяют в себе очертания коммерческих и благотворительных организаций [4]

Типы предприятий социального предпринимательства Кима Альтера зависят от взглядов на достижение цели и/или социальных программ и бизнес-процессов.

Бизнес

Социальные программы

Социальные программы

Социальные программы + бизнес

Бизнес

Встроенный Интегрированный Внешний

Встроенный тип – предприятия данного типа считают своей целью выполнение социальных программ. Социальные программы и предпринимательская деятельность взаимосвязаны и зависят друг от друга.

Интегрированный тип – в данном типе социальные программы и деятельность социальных предпринимателей сталкиваются друг с другом. Интегрированные предприятия и организации социального предпринимательства служат источником финансирования для НКО (некоммерческих организаций) Данные предприятия помогают НКО достичь своей цели или же расширить ее, создав гораздо более широкий охват проблемы.

Внешний тип – социальные программы и предпринимательская деятельность расходятся друг с другом. НКО создают предприятия для финансирования своих услуг. Деятельность, выполняемая этими предприятиями, разительно отличается от цели выполняемой социальной программой, но несмотря на это поддерживают ее благодаря дополнительным денежным вложениям. [3]

Исследователи из Российской Федерации в основном приводят многочисленные типологии людей, занимающихся социальным предпринимательством, а также качества, которыми те должны обладать: Уверенность в собственных возможностях, включенность, активность, навыки преодоления сложных ситуаций при недостатке данных и проявления инициативы. Помимо прочего учитываются умственные способности, которые выражаются следующими показателями: Генерация бизнес-идей, новаторские методы решения проблем, творческое мышление. Учитываются и психологические черты портрета социального предпринимателя: Принятие, адаптация к изменениям, стрессоустойчивость и способность к принятию рискованных действий. [2]

Для изучения представления о социальном предпринимательстве был проведен опрос молодежи от 18 до 26 лет в количестве 60 человек и взрослого трудоспособного населения 28 до 37 лет в количестве 60 человек

Было выявлено то, что 72% опрошенных знают, что представляет собой деятельность социальных предпринимателей, но несмотря на это имеют негативное и недоверчивое отношение к людям занимающимся данным видом деятельности поскольку считают, что социальные предприниматели в первую очередь руководствуются собственными интересами несмотря на, то, что социальное предпринимательство в первую очередь должно приносить пользу обществу, а не прибыль. 64% респондентов изъявили желание изменить положение социального предпринимательства в лучшую сторону, при условии, что это не потребует от них особых усилий. 76% опрошенных утверждает, что ни при каких обстоятельствах не занялись бы социальным предпринимательством.

Тремя наиболее актуальными видами деятельности по мнению респондентов являются содействие уязвимым категориям населения в поиске работы 29%; обеспечение людей с ОВЗ необходимой техникой и средствами для успешной реабилитации 21%; оказание помощи семьям ТЖС в области здравоохранения, занятости и образования 16%; далее идут виды деятельности, которые менее актуальны с точки зрения опрошенных респондентов. Помощь людям, пережившим техногенные и природные катастрофы 15%; Привлечение людей к социально-полезной деятельности 10%; Создание частных садов 7%; и культурно просветительская деятельность 2%

12 вопрос о том прибегали ли сами респонденты к услугам частных социальных организаций 48% опрошенных утверждали, что никогда не прибегали к такого рода услугам, 35% опрошенных ответили, что пользовались данными услугами, когда не могли прибегнуть к данным услугам на государственной основе и 17% ответили, что прибегали к услугам частных социальных организаций. Всё это свидетельствует, что респонденты предпочитают использовать государственные социальные услуги и прибегают к услугам частных предприятий, когда у них не остается альтернативы.

Таким образом исходя из проведенного опроса респондентов можно утверждать следующее: В настоящий момент население города имеет представление о социальном предпринимательстве более 72% опрошенных, понимают, в чём смысл ведения этой деятельности, кто являются клиентами социального предпринимательства, какие сферы оно затрагивает и в каких видах деятельности задействована, но несмотря на это общественное мнение по отношению к социальному предпринимательству если не негативное, то по крайней мере нейтральное, поскольку население считает, деятельность социальных предпринимателей не совсем законной (78% опрошенных), людей занимающихся социальным предпринимательством корыстными, которые нацелены на получение в первую очередь собственной выгоды в виде денежных средств и достижения их собственных целей и повышения собственного имиджа 65,5% (опрошенных). Так как выборка составляет более 100 человек можно утверждать, что мнение респондентов скорее всего совпадает со мнением большинства людей. Некоторые из аспектов проведенного опроса совпадают с интервью, которое было взято у практикующих социальных предпринимателей и специалистов изучающих социальное предпринимательство, такие как мнение о том, что необходимо произвести изменения в сфере государственной поддержки, финансирования, профессиональной подготовки специалистов сфере социального предпринимательства и проблемы связанной с налогами и арендной платой для помещения необходимого для проведения деятельности социальными предпринимателями. Данный опрос также можно считать достоверным поскольку он совпадает с вышеупомянутым интервью практикующих социальных предпринимателей. Гипотеза, которая предполагала, что имеет место негативное и неправильное отношение к социальному предпринимательству частично подтвердилась в связи с большим процентом опрошенных имеющих негативное отношение к социальному предпринимательству.

Список литературы

1. Хозяйственный кодекс Украины. Статья 42. Предпринимательство как вид хозяйственной деятельности

2. Московская А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. М. НИУ «Высшая школа экономики» 2011. 284 с.

3. Предпринимательство как особая форма экономической активности [Электронный ресурс]//Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Высшая школа психосоциальных технологий управления». URL: http://www.psycademy.ru/pages/525/.

4. Schumpeter Y.A. The Theory of Economic Development. Harvard University Press. -Cambridge. MA. 1934

Просмотров работы: 17