Проблема динамичной информатизации всех отраслей общественной жизни, а прежде всего образования и воспитания, приобрела сегодня глобальный характер. Зарубежные и отечественные педагоги признают, что хотя традиционная авторитарная образовательная система устарела, при этом проблема популяризации гаджетов и ситуация их повсеместного использования нуждается в коренных изменениях на основе гуманистических общечеловеческих ценностей, которые должны прививаться родителями детям. Следовательно, возникает актуальной цель данной статьи: исследование современных стилей воспитания и влияния на традиционное ценностно-ориентированное воспитание глобальной информатизации общества.
За последние десятилетия информационные технологии широко развились во всем мире, они применяются во всех сферах жизнедеятельности современного человека. При этом минимальный возраст пользователя разнообразными гаджетами планомерно снижается, сеть Интернет входит в жизнь ребенка уже в первые годы жизни. Соответственно, такое распространение информационных технологий значительным образом влияет на систему воспитания, которая используется семьей: методы, способы и средства обучения и развития ребёнка, вариации его отдыха и времяпровождения.
Организация семейного воспитания и образования как важного звена воспитательного процесса, единства семьи и школы - является приоритетным направлением даже в современной системе формирования полноценной личности. Воспитание в рамках семьи сегодня - это не только передача ребёнку определенной суммы знаний об обществе, человеке, природе, а, прежде всего, воспитание интеллектуально развитой, творческой личности, формирование у нее общечеловеческих нравственных ценностей и убеждений, научного мировоззрения, идеалов, стремлений, способностей, навыков, внимания, воли, чувств [2].
Основой педагогической концепции семейного воспитания должна быть такая организация воспитательного процесса, когда формирование личности, всестороннее культивирование индивидуальных способностей ребёнка являются главным смыслом и целью педагогических усилий родителей [1].
В современной научно-педагогической литературе определены различные стили отношений между родителями и их детьми:
Авторитарный стиль - регламентация родителями поведения детей в соответствии со стандартами. Характеризуется угрожающим тоном, безотказным подчинением.
При либеральном стиле царит терпимость, всепрощение родителей, демонстрация любви к детям. Этот стиль отношений характеризуется отсутствием контроля за развитием воспитания и жизнедеятельностью ребёнка.
Демократический стиль - родители, гибко мотивируя свои действия и требования, твердо достигают положительных поступков детей. У ребёнка ценят независимость, чувство собственного достоинства. Характеризуется признанием прав ребёнка и учетом его возможностей. Лучшие отношения у детей с родителями складываются именно при этом стиле отношений [3].
Как утверждает в своем исследовании Толстухина А.Ю., современное информационное общество становится свидетелем и причиной формирования нового поколения, которому придется жить в цифровом обществе и конкурировать с искусственным интеллектом. В связи с этим, по мнению автора, ключевой задачей всех взрослых является ограждение детей и от деструктивной информации, киберпреследований, интернет-зависимости [4].
Марком Пренски, писателем и популяризатором технологий учения и образования, был предложен термин «цифровое поколение», который автор придумал по аналогии с английским словом «native» (с англ. - коренной житель, абориген). Таким образом, цифровой человек - это коренной житель цифрового общества, или цифрового века [7].
Педагоги сейчас сталкиваются с «поколением Z» - так исследователи Н. Хоув и В. Штраус в своих работах называют тех, кто родился (или еще родится) в период с 2000 по 2025 год. Это поколение отличается от всех предыдущих. Дети умеют увеличивать-уменьшать экран уже в один год, в два - пользоваться камерой, в три - загружать видео на YouTube. Им не нужно сидеть в библиотеке и искать ценную информацию, она у них под руками каждую секунду. Соответственно, и скорость обработки этой информации значительно выше [6]. Марк Пренски считает, что представители этого поколения имеют особые способности к получению и обработке информации, поскольку технологии сопровождают их от рождения [7].
В рамках проблематики стиля семейного воспитания современного общества, следует обратить внимание на то, что все чаще родители перекладывают свои обязанности развивать и занимать ребёнка посредством использования сети Интернет и соответствующих гаджетов. Так, появляется поколение детей, которые перманентно в течение своего дневного распорядка находятся «в сети» (англ. – online): самым младшим предоставлен доступ к мультфильмам и прочему видео-контенту для данной возрастной категории, школьники играют в сетевые игры, регистрируются в социальных сетях и т.п. Соответственно, данное поколение абстрактно можно назвать поколением «онлайн».
Безусловно, нельзя отрицать, что современные дети и подростки кардинально отличаются своим видением мира от всех предыдущих поколений. Дети создают и активно пользуются диджитальными объектами - цифровыми версиями реальных объектов. Такими версиями становятся представительства нашей персональной активности в матрице социально-медийного поля - профили в различных социальных сетях. Мышление становится не только клиповым, но и ссылочным, когда интерес становится полевой функцией и определяется в большей степени внешними маркерами, чем внутренними ощущениями. Погружение в цифровую реальность требует и выработки особого языка, в котором слова могут оказаться ненужными. Подростки вполне обходятся смайлами и набором скриншотов любимого сериала, передают нужную эмоцию. При этом родителям стоит учитывать, что специфический стиль разговора и частое употребление сокращений может привести к проблемам с нормальной формулировкой мысли.
В случае чрезмерного погружения в мир цифровых технологий у ребенка формируется «клиповое» мышление (способность воспринимать и перерабатывать информацию только маленькими порциями), с которым значительно снижается способность к анализу и концентрации внимания. Это может привести к поверхностному подходу к анализу и, соответственно, к принятию непродуманных решений.
У детей поколения «онлайн» большая вероятность постепенного снижения качества памяти, ведь человек все больше делегирует эту функцию электронному устройству. Количество внешних стимулов ограничивается через однообразное времяпрепровождение в Интернете. Ребёнок, родители которого заменяют личное общение возможностями гаджетов, не набирается необходимого ему опыта, чтобы развить важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений и т.д.
Ученые утверждают, что у современного поколения школьников продолжительность внимания сократилась до 8 секунд. Они не могут сосредоточиться ни на чем более длительное время. Представители этого поколения растут в мире, возможности которого просто безграничны, а вот времени на все не хватает. Именно поэтому они адаптировались к необходимости очень быстро оценивать и фильтровать огромные объемы информации. В мобильных приложениях и сети Интернет они полагаются на секции и вложения, где собрано наиболее свежий и популярный контент.
Еще одной достаточно тревожной чертой поколения «онлайн» выступает склонность к аутизации. Речь идет не об аутизме как психическом расстройстве. Аутизация выступает в качестве защиты от проблем современного образа жизни, как способ взаимодействия с миром людей, которые с рождения погружены в себя и не способны к общению с окружающими.
Так, перед современными родителями стоит ключевая задача: найти такой собственный стиль воспитания, который предполагает идеальный баланс между воспитанием ребёнка посредством гаджетов и занятий в реальности. Проблема гаджетов - одна из самых болезненных для родителей, но никто не знает, как ее решать. Собственно, одно из решений радикальное: нет гаджетов - нет проблемы. Но мало кто из современных родителей способен на такой шаг, к тому же современному ребенку необходимо постепенно осваивать основы обращения с информационными технологиями, которые уже используется не только в большинстве трудовой деятельности, но и в процессе образования.
Следовательно, цель родителей - обеспечить безопасность и контроль цифровой жизни детей. На самом деле, негативного эффекта от использования гаджетов избежать несложно. Родителям необходимо только контролировать количество времени, которое ребёнок тратит на игры и программы, а также следить за тем, чем именно увлекается их ребёнок. Чтобы помочь детям стать не «рабами», а образованными пользователями информационных технологий, родителям и учителям нужно прилагать целенаправленные и настойчивые усилия.
Так, можно выделить основные советы по формированию оптимального стиля семейного воспитания современного ребенка.
Отношение к детям не должно быть авторитарным и деспотичным. Ребенок должен быть равноправным субъектом общения. Проявление родительской любви не должно быть чрезмерным, потому что это только наносит вред детям. К каждому ребёнку необходимо подходить индивидуально, в соответствии с его характером и особенностями. Надо любить, уважать их достоинство, быть справедливыми и тактичными в отношениях с ними. В любой семье важную роль играет то, как родители владеют методами и приемами воспитания, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка. Родители в своей практике могут использовать такие общие методы воспитания: убеждение (объяснение, внушение); личный пример (поощрение, подарки); наказание (лишение удовольствий) [3: 162]. Выбирая пути убеждения через философствование, размышление, рассуждение, родитель должен учить детей рассуждать вслух, делиться своими сомнениями, обращаться за советом, приглашать к общению, совместным размышлениям.
Дети в семье - это не только послушные исполнители воли родителей и старших, они равноправные члены всех семейных дел, они могут оказывать взаимное положительное влияние на семью, поведение родителей и старших, их отношение ко всем семейным и общественным обязанностям.
Итак, воспитание детей в современной семье - это такая организация воспитательной деятельности, когда формирование личности, всестороннее культивирование индивидуальных способностей детей является главным смыслом и целью педагогических усилий родителей. Гуманистический подход к воспитанию детей в семье требует того, чтобы главным ценностным ориентиром стала личность ребёнка, его рост в процессе напряженной индивидуальной деятельности по развитию и формированию собственного потенциала. Соблюдение родителями демократического стиля отношений с детьми, сотруднической тактики взаимоотношений при использовании сети Интернет и гаджетов - приоритетны в стиле отношений между родителями и их детьми. Родители обязаны создать такие условия, которые бы позволили реализовать цель - всестороннее развитие личности, способной к полноценной жизнедеятельности в современном цифровом обществе.
Список использованной литературы
Манонова Р.А., Рахимова Г. Воспитание подростков и семейное воспитание как решающий фактор их развития в новых условиях рыночной экономики // Вестник Таджикского национального университета. 2015. № 3-3. С. 252-256.
Нестерова М.Н., Кривушина С.М. Духовно-нравственное воспитание - главная задача семейного воспитания // Альманах мировой науки. 2017. № 1-2 (16). С. 82-84.
Петрова А.И. Влияние стиля воспитания и содержательных характеристик общения в семье на самооценку и коммуникативную компетентность подростков // В мире научных открытий. 2010. № 4-18 (10). С. 25-27.
Толстухина А.Ю. "Поколение онлайн" нуждается в защите // Международная жизнь. 2018. № 5. С. 78-82.
Храмихина Н.В., Минисламов М.Н. Поколение Z и как его обучать // Colloquium-journal. 2019. № 24-4 (48). С. 110-112.
Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company, 1991. 538 р.
Prensky M. Listen to the Natives // Educational leadership. 2006. Vol. 63, № 4. P. 8-13