В настоящий момент для обеспечения социально-экономического развития России необходим переход страны к инновационной модели экономического роста с развитой конкурентоспособной экономикой. Основой структурных изменений должны стать государственная инновационная стратегия и научно-техническая политика компаний и регионов, ориентированная на содействие развитию передовых технологий. Для реализации намеченных планов необходимо задействовать рыночные механизмы, обеспечивающие обновление и широкое распространение передовых технологий, увеличение выпуска конкурентоспособной продукции на базе создания в стране инновационной системы, которая должна включать как инновационные проекты и реализующий их инновационный бизнес, так и исследовательский сектор. Базовыми элементами этой системы являются особые экономические зоны, технопарки и бизнес-инкубаторы. Именно бизнес-инкубаторы следует рассматривать в качестве инструмента ускоренного развития и поддержки малого предпринимательства, в особенности малых инновационных предприятий с устойчивым потенциалом роста.
По данным Всемирного отчета бизнес-акселераторов за 2016 год сумма всех инвестиций по всему миру составила более 200 млн долларов США. Инвестиции были вложены в 11305 стартапов 579 разными программами акселерации. Из них в Европе была оказана помощь 3701 стартапу (50 млн. долларов), Азия и Океания – 1368 (17 млн. долларов), Средняя Азия и Африка – 1172 (7 млн. долларов), в США и Канаде – 3269 (107 млн. долларов), в Латинской Америке – 1795 (24 млн. долларов) [5].
В России на 2019 год действуют 260 бизнес-инкубаторов и 103 бизнес-акселератора. При этом в 25 регионах страны действуют и бизнес-инкубаторы, и бизнес-акселераторы, в 47 регионах – только бизнес-инкубаторы, в 13 регионах нет ни того, ни другого [6].
В данной статье будет рассмотрена роль бизнес-инкубаторов в условиях построения российской инновационной экономики.
Одной из самых приоритетных задач, которая стоит перед органами власти любой отдельно взятой страны, является развитие малого и среднего бизнеса. Общепринято, что во времена экономического кризиса малый бизнес, являясь более гибким и мобильным, чем крупные корпорации, быстро адаптируются под меняющиеся условия, тем самым сохраняют способность функционировать в тяжелые периоды времени [1].
Тем не менее требуется поддержка со стороны органов власти и местного самоуправления. Важнейшая роль в инфраструктуре поддержки и развития малого бизнеса отводится бизнес – инкубаторам, о которых далее пойдёт речь.
Бизнес-инкубатор – это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи [7].
Также бизнес инкубатор можно определить как инструмент экономического развития, специализирующийся на ускорении роста и самореализации предпринимателей, компаний и предприятий за счет оказывания им услуг по поддержке и развитию их деловой деятельности [2].
В задачи бизнес-инкубатора входит решение организационных задач, необходимых для успешного создания и развития малого бизнеса. Это позволяет предпринимателю сосредоточиться на приоритетной задаче - выпуск продукции (услуги) и выход на рынок.
На рисунке 1 приведена виды услуг, предоставляемые бизнес – инкубаторами малому бизнесу.
Рисунок 1 – Виды услуг, предоставляемые бизнес – инкубаторами малому бизнесу [8]
Бизнес-инкубаторы осуществляют поддержку малого бизнеса в период наибольшей уязвимости с финансовой точки зрения, и помогают ему выжить. Результатом деятельности бизнес-инкубаторов является независимый предприниматель, приспособленный к условиям рыночной среды. Самостоятельность предприниматель приобретает через 3 года. Этого времени достаточно для того, чтобы фирма сумела довести свою продукцию от опытно-конструкторской разработки до стадии подготовки к серийному промышленному производству [1]. Согласно статистике, из числа предприятий, начинающих свою деятельность в бизнес-инкубаторе, выживают около 85-90%, в то же время при самостоятельном начале - 14-30% [2].
Первый бизнес-инкубатор появился в США в 1959 году. Оставшиеся без работы люди приспособили опустевшие площади на закрытых заводах для организации собственных предприятий. Успех данного опыта дал толчок росту количества бизнес-инкубаторов [2]. В России появление первых бизнес-инкубаторов в 1990-ых годах связано с инициативой Ассоциации Содействия развитию технопарков, инновационных центров и инкубаторов бизнеса (Ассоциация «Технопарк»). В России также действуют бизнес-акселераторы, работающие как с частными, так и государственными инвесторами.
Основными отличиями бизнес-инкубаторов от технопарков является то, что:
- бизнес-инкубаторы поддерживают вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы;
- бизнес-инкубаторы поддерживают как фирмы высоких технологий, так и нетехнологический бизнес.
Бизнес-акселератор — модель поддержки бизнесов на ранней стадии, которая предполагает интенсивное развитие проекта в кратчайшие сроки. Для быстрого выхода на рынок проекту обеспечиваются инвестирование, инфраструктура, экспертная и информационная поддержка.
Отличие акселератора и бизнес-инкубатора заключается в том, что под инкубатором понимают развитие идеи, а под акселератором – рост стартапа. Акселераторы довольно редко обращают внимание на стартапы, в которых только один учредитель или нет команды. Инвесторам, как правило, также нужно наличие трэкшена (оценка того, как команда стартапа способна воплотить свой проект в жизнь). В связи с этим при развитии проекта отдается предпочтение инкубаторам, в котором можно получить поддержку и помощь, чтобы определиться с правильным направлением деятельности своей будущей компании, и только потом можно будет выбрать нужный акселератор [9].
В таблице 1 приведен сравнительный анализ бизнес-инкубаторов, бизнес-акселераторов, бизнес-катализаторов и технопарков.
Таблица 1 – Сравнительный анализ механизмов продвижения инноваций (организационные структуры)
| Бизнес-инкубаторы | Бизнес-акселераторы | Бизнес-катализаторы | Технопарки | 
| Функции и задачи | |||
| Предоставление в аренду оборудованные помещения и оказание консультационные, бухгалтерские, юридические и прочие услуг. | Поддержка стартапов, менторство, обучение, финансовая и экспертная поддержка. | Помощь в разработке и тестировании бизнес-модели проекта, помощь в подготовке пакета документов для инвесторов ранних стадий развития, экспертиза жизнеспособности стартапа и помощь в разработке стратегии его монетизации. Вывод стартапа на рынок, в том числе международный | Создание условий и возможности для инновационных проектов, в области высоких технологий. Организация научной, конструкторской, технологической проработки изобретений, оказание консультационных услуг в области высоких технологий и предпринимательства, организация и проведение научно-технических выставок и ярмарок | 
| Преимущества | |||
| Низкая аренда помещений, бесплатная помощь квалифицированных специалистов, возможность на практике обучиться основам ведения бизнеса, помощь в разработке бизнес - планов. | Результаты за короткие сроки, отнесем это к преимуществам, т.к. это способствует продуктивности стартапов | Процедура бесплатная, ориентирован на создание и развитие нового инновационного бизнеса молодыми учеными и изобретателями. | Все необходимые вам услуги от бухгалтерии до прототипирования, компании, связанные с производством и высокими технологиями, могут разместить здесь свое оборудование и лаборатории, в технопарке можно встретить компании, с которыми у вас есть точки соприкосновения для взаимовыгодных партнерств | 
| Недостатки | |||
| Отсутствие выбора класса и площади офиса. Недостаточный опыт консультационных служб, Недостаточная проработанность юридической защиты прав предпринимателя на идею. | Осуществляют поддержку за долю в компании-бизнесе, чаще всего за высокую долю. | На сегодняшний день не обнаружены. | Технопарки обычно размещены на окраине или за городом, бюрократическая нагрузка для резидентов. Так как технопарки дотируются государством, они обязаны отчитываться за потраченные средства. | 
Источники: обобщено автором
Для исследования основных особенностей зарубежных и российских технопарков и бизнес-инкубаторов и их роли в развитии малого бизнеса, рассмотрим такие крупные технопарки из разных стран, как: «Sophia-Antipolis» (Франция), «Research triangle» (США), «One-North» (Сингапур), «Technologiepark Heidelberg» (Германия), «Цукуба» (Япония), «Наньху» (Китай) , Технопарк «Анкудиновка» (Россия), Западно-Сибирский инновационный центр (Россия), Технопарк новосибирского Академгородка (Россия) .
Государство, заинтересованное в развитии малого бизнеса, как правило, является инициатором формирования бизнес-инкубаторов, так как они способствуют оживлению экономики отдельных регионов, и страны в целом. Данную тенденцию можно заметить в таблице 2, где показана роль государства в создании того или иного технопарка. Как видно из таблицы, практически во всех странах государство участвует в формировании и развитии технопарков. Государство оказывает поддержку тем технопаркам, инициаторами создания которых оно является, и в функционировании которых оно заинтересовано.
Таблица 2 - Роль государства в создании технопарков
| Инициатива создания | Финансирование создания инфраструктуры | Наука в технопарке | Текущая поддержка | Участие в управлении | ||
| Sophia-Antipolis, Франция | Гос-во | Гос-во | + | Первые 12 лет с постепенным снижением | + | |
| ResearchTriangle, США | Частная +поддержка гос-ва | – | – | – | – | |
| One-North, Сингапур | Частная +поддержка гос-ва | Частное | – | Налоговые преференции | – | |
| Technologiepark Heidelberg, Германия | Гос-во | Гос-во | – | + | + | |
| «Цукуба», Япония | Гос-во | Гос-во | + | + | + | |
| «Наньху», Китай | Гос-во | Гос-во | + | + | + | |
| Технопарк «Анкудиновка» | Гос-во | Гос-во | + | + | + | |
| Западно-Сибирский инновационный центр | Гос-во | Гос-во | + | + | + | |
| Технопарк новосибирского Академгородка | Гос-во | Гос-во | + | + | + | |
Вышеперечисленные технопарки оказывают клиентам основные услуги в зависимости от их специализации и направленности (таблица 3). Для анализа услуг, предоставляемых данными технологическими парками, можно разделить их на три группы.
Первая группа - консультация и финансирование проектов.
Вторая группа – обеспечение необходимым оборудованием, и предоставление научно-исследовательских помещений, лабораторий.
Третья группа - прочие услуги, которые включают в себя услуги по рекламе, медицине, страхованию, почте и т. д.
Таблица 3 - Основные виды услуг в зарубежных технопарках
| 1-я группа | 2-я группа | 3-я группа | |
| Sophia-Antipolis, Франция | + | – | + | 
| ResearchTriangle, США | + | + | + | 
| One-North, Сингапур | + | – | + | 
| Technologie-park Heidelberg, Германия | + | – | + | 
| Технополис «Цукуба», Япония | + | + | |
| «Наньху», Китай | + | + | |
| Технопарк «Анкудиновка» | + | + | + | 
| Западно-Сибирский инновационный центр | + | + | + | 
| Технопарк новосибирского Академгородка | + | + | + | 
Таким образом, бизнес-инкубаторы создают основу для эффективного формирования и развития малого бизнеса за счет собственных и внешних ресурсов предприятия. На сегодняшний день бизнес-инкубаторы являются не только одним из основных рычагов механизма роста и поддержки малого предпринимательства, но важной составляющей инновационной, экономической и социальной политики большинства стран мира. Опираясь на зарубежный опыт, для оптимизации развития бизнес-инкубаторов в России необходимо сформировать объединения и ассоциации. Их наличие позволит локальным бизнес-инкубаторам обмениваться опытом, сотрудничать и совместно решать возникающие проблемы. Подобная стратегия даст толчок развитию экономики не только отдельных регионов, в которых осуществляют свою деятельность бизнес-инкубаторы, но и поспособствует экономическому развитию экономики страны в целом.
Список литературы:
Аналитическая записка Ассоциации Кластеров и технопарков 2015 г. http://bit.samag.ru/archive/article/1520
Иващенко Н.П. «Концептуальные основы формирования и функционирования бизнес-инкубаторов в национальной инновационной системе». Москва, 2011 г. http://www.msu.ru/projects/amv/doc/h6_1_6_1_nim1.pdf
Кузьмина С.Н. Маркетинг в России и за рубежом // http://www.mavriz.ru/articles/2011/2/5779.html 2011 г.
Рагимов С.Н. Налогообложение малого предпринимательства. М.: Книжная редакция «Финансы» - 2001. с. 15-31
Global Accelerator Report 2016 - http://gust.com/accelerator_reports/2016/global/
Карта акселераторов и бизнес-инкубаторов РФ - http://www.oneup.ru/analytics/innomap
Роль бизнес-инкубатора в малом инновационном предпринимательстве https://scienceforum.ru/2012/article/2012001116
Бизнес-инкубатор: его основные особенности и назначения - https://moluch.ru/archive/9/607/
Инкубатор VS акселератор: в чем разница? - https://startupnetwork.kz/news/inkubator-vs-akselerator-v-chem-raznitsa.html
Галимова М.П., Галимов Т.С. От бизнес-модели к бизнес-траектории в сфере высоких технологий//В сборнике: Управление экономикой: методы, модели, технологии материалы XVI Международной научной конференции. Ответственный редактор Л. А. Исмагилова. 2016. С. 47-52.
Г.Ю. Касьянова, Е.А. Котко «Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете» - М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво», 2007 г.с. 118-134