Бизнес-инкубаторы и бизнес-акселераторы в России и за рубежом: анализ практики - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Бизнес-инкубаторы и бизнес-акселераторы в России и за рубежом: анализ практики

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящий момент для обеспечения социально-экономического развития России необходим переход страны к инновационной модели экономического роста с развитой конкурентоспособной экономикой. Основой структурных изменений должны стать государственная инновационная стратегия и научно-техническая политика компаний и регионов, ориентированная на содействие развитию передовых технологий. Для реализации намеченных планов необходимо задействовать рыночные механизмы, обеспечивающие обновление и широкое распространение передовых технологий, увеличение выпуска конкурентоспособной продукции на базе создания в стране инновационной системы, которая должна включать как инновационные проекты и реализующий их инновационный бизнес, так и исследовательский сектор. Базовыми элементами этой системы являются особые экономические зоны, технопарки и бизнес-инкубаторы. Именно бизнес-инкубаторы следует рассматривать в качестве инструмента ускоренного развития и поддержки малого предпринимательства, в особенности малых инновационных предприятий с устойчивым потенциалом роста.

По данным Всемирного отчета бизнес-акселераторов за 2016 год сумма всех инвестиций по всему миру составила более 200 млн долларов США. Инвестиции были вложены в 11305 стартапов 579 разными программами акселерации. Из них в Европе была оказана помощь 3701 стартапу (50 млн. долларов), Азия и Океания – 1368 (17 млн. долларов), Средняя Азия и Африка – 1172 (7 млн. долларов), в США и Канаде – 3269 (107 млн. долларов), в Латинской Америке – 1795 (24 млн. долларов) [5].

В России на 2019 год действуют 260 бизнес-инкубаторов и 103 бизнес-акселератора. При этом в 25 регионах страны действуют и бизнес-инкубаторы, и бизнес-акселераторы, в 47 регионах – только бизнес-инкубаторы, в 13 регионах нет ни того, ни другого [6].

В данной статье будет рассмотрена роль бизнес-инкубаторов в условиях построения российской инновационной экономики.

Одной из самых приоритетных задач, которая стоит перед органами власти любой отдельно взятой страны, является развитие малого и среднего бизнеса. Общепринято, что во времена экономического кризиса малый бизнес, являясь более гибким и мобильным, чем крупные корпорации, быстро адаптируются под меняющиеся условия, тем самым сохраняют способность функционировать в тяжелые периоды времени [1].

Тем не менее требуется поддержка со стороны органов власти и местного самоуправления. Важнейшая роль в инфраструктуре поддержки и развития малого бизнеса отводится бизнес – инкубаторам, о которых далее пойдёт речь.

Бизнес-инкубатор – это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи [7].

Также бизнес инкубатор можно определить как инструмент экономического развития, специализирующийся на ускорении роста и самореализации предпринимателей, компаний и предприятий за счет оказывания им услуг по поддержке и развитию их деловой деятельности [2].

В задачи бизнес-инкубатора входит решение организационных задач, необходимых для успешного создания и развития малого бизнеса. Это позволяет предпринимателю сосредоточиться на приоритетной задаче - выпуск продукции (услуги) и выход на рынок.

На рисунке 1 приведена виды услуг, предоставляемые бизнес – инкубаторами малому бизнесу.

Рисунок 1 – Виды услуг, предоставляемые бизнес – инкубаторами малому бизнесу [8]

Бизнес-инкубаторы осуществляют поддержку малого бизнеса в период наибольшей уязвимости с финансовой точки зрения, и помогают ему выжить. Результатом деятельности бизнес-инкубаторов является независимый предприниматель, приспособленный к условиям рыночной среды. Самостоятельность предприниматель приобретает через 3 года. Этого времени достаточно для того, чтобы фирма сумела довести свою продукцию от опытно-конструкторской разработки до стадии подготовки к серийному промышленному производству [1]. Согласно статистике, из числа предприятий, начинающих свою деятельность в бизнес-инкубаторе, выживают около 85-90%, в то же время при самостоятельном начале - 14-30% [2].

Первый бизнес-инкубатор появился в США в 1959 году. Оставшиеся без работы люди приспособили опустевшие площади на закрытых заводах для организации собственных предприятий. Успех данного опыта дал толчок росту количества бизнес-инкубаторов [2]. В России появление первых бизнес-инкубаторов в 1990-ых годах связано с инициативой Ассоциации Содействия развитию технопарков, инновационных центров и инкубаторов бизнеса (Ассоциация «Технопарк»). В России также действуют бизнес-акселераторы, работающие как с частными, так и государственными инвесторами.

Основными отличиями бизнес-инкубаторов от технопарков является то, что:

- бизнес-инкубаторы поддерживают вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы;

- бизнес-инкубаторы поддерживают как фирмы высоких технологий, так и нетехнологический бизнес.

Бизнес-акселератор — модель поддержки бизнесов на ранней стадии, которая предполагает интенсивное развитие проекта в кратчайшие сроки. Для быстрого выхода на рынок проекту обеспечиваются инвестирование, инфраструктура, экспертная и информационная поддержка.

Отличие акселератора и бизнес-инкубатора заключается в том, что под инкубатором понимают развитие идеи, а под акселератором – рост стартапа. Акселераторы довольно редко обращают внимание на стартапы, в которых только один учредитель или нет команды. Инвесторам, как правило, также нужно наличие трэкшена (оценка того, как команда стартапа способна воплотить свой проект в жизнь). В связи с этим при развитии проекта отдается предпочтение инкубаторам, в котором можно получить поддержку и помощь, чтобы определиться с правильным направлением деятельности своей будущей компании, и только потом можно будет выбрать нужный акселератор [9].

В таблице 1 приведен сравнительный анализ бизнес-инкубаторов, бизнес-акселераторов, бизнес-катализаторов и технопарков.

Таблица 1 – Сравнительный анализ механизмов продвижения инноваций (организационные структуры)

Бизнес-инкубаторы

Бизнес-акселераторы

Бизнес-катализаторы

Технопарки

Функции и задачи

Предоставление в аренду оборудованные помещения и оказание консультационные, бухгалтерские, юридические и прочие услуг.

Поддержка стартапов, менторство, обучение, финансовая и экспертная поддержка.

Помощь в разработке и тестировании бизнес-модели проекта, помощь в подготовке пакета документов для инвесторов ранних стадий развития, экспертиза жизнеспособности стартапа и помощь в разработке стратегии его монетизации. Вывод стартапа на рынок, в том числе международный

Создание условий и возможности для инновационных проектов, в области высоких технологий. Организация научной, конструкторской, технологической проработки изобретений, оказание консультационных услуг в области высоких технологий и предпринимательства, организация и проведение научно-технических выставок и ярмарок

Преимущества

Низкая аренда помещений, бесплатная помощь квалифицированных специалистов, возможность на практике обучиться основам ведения бизнеса, помощь в разработке бизнес - планов.

Результаты за короткие сроки, отнесем это к преимуществам, т.к. это способствует продуктивности стартапов

Процедура бесплатная, ориентирован на создание и развитие нового инновационного бизнеса молодыми учеными и изобретателями.

Все необходимые вам услуги от бухгалтерии до прототипирования, компании, связанные с производством и высокими технологиями, могут разместить здесь свое оборудование и лаборатории, в технопарке можно встретить компании, с которыми у вас есть точки соприкосновения для взаимовыгодных партнерств

Недостатки

Отсутствие выбора класса и площади офиса. Недостаточный опыт консультационных служб, Недостаточная проработанность юридической защиты прав предпринимателя на идею.

Осуществляют поддержку за долю в компании-бизнесе, чаще всего за высокую долю.

На сегодняшний день не обнаружены.

Технопарки обычно размещены на окраине или за городом, бюрократическая нагрузка для резидентов. Так как технопарки дотируются государством, они обязаны отчитываться за потраченные средства.

Источники: обобщено автором

Для исследования основных особенностей зарубежных и российских технопарков и бизнес-инкубаторов и их роли в развитии малого бизнеса, рассмотрим такие крупные технопарки из разных стран, как: «Sophia-Antipolis» (Франция), «Research triangle» (США), «One-North» (Сингапур), «Technologiepark ­Heidel­berg» (Германия), «Цукуба» (Япония), «Наньху» (Китай) , Технопарк «Анкудиновка» (Россия), Западно-Сибирский инновационный центр (Россия), Технопарк новосибирского Академгородка (Россия) .

Государство, заинтересованное в развитии малого бизнеса, как правило, является инициатором формирования бизнес-инкубаторов, так как они способствуют оживлению экономики отдельных регионов, и страны в целом. Данную тенденцию можно заметить в таблице 2, где показана роль государства в создании того или иного технопарка. Как видно из таблицы, практически во всех странах государство участвует в формировании и развитии технопарков. Государство оказывает поддержку тем технопаркам, инициаторами создания которых оно является, и в функционировании которых оно заинтересовано.

Таблица 2 - Роль государства в создании технопарков

 

Инициатива создания

Финансирование создания инфраструктуры

Наука в технопарке

Текущая поддержка

Участие в управлении

 

Sophia-Antipolis, Франция

Гос-во

Гос-во

+

Первые 12 лет с постепенным снижением

+

 

ResearchTriangle, США

Частная +поддержка гос-ва

 

One-North, Сингапур

Частная +поддержка гос-ва

Частное

Налоговые преференции

 

Technologiepark Heidelberg, Германия

Гос-во

Гос-во

+

+

«Цукуба», Япония

Гос-во

Гос-во

+

+

+

«Наньху», Китай

Гос-во

Гос-во

+

+

+

Технопарк «Анкудиновка»

Гос-во

Гос-во

+

+

+

Западно-Сибирский инновационный центр

Гос-во

Гос-во

+

+

+

Технопарк новосибирского Академгородка

Гос-во

Гос-во

+

+

+

Вышеперечисленные технопарки оказывают клиентам основные услуги в зависимости от их специализации и направленности (таблица 3). Для анализа услуг, предоставляемых данными технологическими парками, можно разделить их на три группы.

Первая группа - консультация и финансирование проектов.

Вторая группа – обеспечение необходимым оборудованием, и предоставление научно-исследовательских помещений, лабораторий.

Третья группа - прочие услуги, которые включают в себя услуги по рекламе, медицине, страхованию, почте и т. д.

Таблица 3 - Основные виды услуг в зарубежных технопарках

 

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Sophia-Antipolis, Франция

+

+

ResearchTriangle, США

+

+

+

One-North, Сингапур

+

+

Technologie-park Heidelberg, Германия

+

+

Технополис «Цукуба», Япония

+

 

+

«Наньху», Китай

+

 

+

Технопарк «Анкудиновка»

+

+

+

Западно-Сибирский инновационный центр

+

+

+

Технопарк новосибирского Академгородка

+

+

+

Таким образом, бизнес-инкубаторы создают основу для эффективного формирования и развития малого бизнеса за счет собственных и внешних ресурсов предприятия. На сегодняшний день бизнес-инкубаторы являются не только одним из основных рычагов механизма роста и поддержки малого предпринимательства, но важной составляющей инновационной, экономической и социальной политики большинства стран мира. Опираясь на зарубежный опыт, для оптимизации развития бизнес-инкубаторов в России необходимо сформировать объединения и ассоциации. Их наличие позволит локальным бизнес-инкубаторам обмениваться опытом, сотрудничать и совместно решать возникающие проблемы. Подобная стратегия даст толчок развитию экономики не только отдельных регионов, в которых осуществляют свою деятельность бизнес-инкубаторы, но и поспособствует экономическому развитию экономики страны в целом.

Список литературы:

Аналитическая записка Ассоциации Кластеров и технопарков 2015 г. http://bit.samag.ru/archive/article/1520

Иващенко Н.П. «Концептуальные основы формирования и функ­ционирования бизнес-инкубаторов в национальной инновационной системе». Москва, 2011 г. http://www.msu.ru/projects/amv/doc/h6_1_6_1_nim1.pdf

Кузьмина С.Н. Маркетинг в России и за рубежом // http://www.mavriz.ru/articles/2011/2/5779.html 2011 г.

Рагимов С.Н. Налогообложение малого предпринимательства. М.: Книжная редакция «Финансы» - 2001. с. 15-31

Global Accelerator Report 2016 - http://gust.com/accelerator_reports/2016/global/

Карта акселераторов и бизнес-инкубаторов РФ - http://www.oneup.ru/analytics/innomap

Роль бизнес-инкубатора в малом инновационном предпринимательстве https://scienceforum.ru/2012/article/2012001116

Бизнес-инкубатор: его основные особенности и назначения - https://moluch.ru/archive/9/607/

Инкубатор VS акселератор: в чем разница? - https://startupnetwork.kz/news/inkubator-vs-akselerator-v-chem-raznitsa.html

Галимова М.П., Галимов Т.С. От бизнес-модели к бизнес-траектории в сфере высоких технологий//В сборнике: Управление экономикой: методы, модели, технологии материалы XVI Международной научной конференции. Ответственный редактор Л. А. Исмагилова. 2016. С. 47-52.

Г.Ю. Касьянова, Е.А. Котко «Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете» - М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво», 2007 г.с. 118-134

Просмотров работы: 566