Проблема развития творческого воображения детей, формирования предпосылок для творческого преобразования знаний, существующих у дошкольников, привлекает внимание специалистов из различных научных областей, поскольку современные тенденции в дошкольном образовании направлены на поиск новых путей успешного когнитивного и личностного развития детей, особенно в старшем дошкольном возрасте.
Развитие творческого воображения должно осуществляться в различных видах деятельности. Особую роль в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста играет репродуктивная деятельность. В литературе отмечается, что физический труд способствует развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Стринг-арт, или изонить, – это техника создания картин из ниток на твердой основе (картон, дерево, кожа и т.д.). Стринг-арт в настоящее время становится все более популярным, как и другие нестандартные, необычные приемы (квиллинг, вышивка лентами и т.д.), тренды и стили в изобразительном и декоративном искусстве, привлекающие своей оригинальностью и необычностью.
Преимущество стринг-арта заключается в том, что он выполняется довольно быстро и точно, и есть все возможности по реализации самых смелых замыслов. В этой технике можно делать поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, картин, а также декоративные панели, украшения, предметы одежды.
Особая роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании дошкольников, к которому относится стринг-арт, отмечалась многими отечественными учеными. Эту технику можно использовать на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке их к школе. Стринг-арт расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно смотреть на различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрических узоров. Техника стринг-арта требует от ребенка грамотных действий; в процессе систематического труда рука обретает уверенность, аккуратность. Ребенок сначала осматривает образец, анализирует его конструкторскую структуру, методы реализации. После задачи усложняются, и он сам моделирует объект, выбирает основу, нити или украшения для своего продукта.
Занятия стринг-артом способствуют развитию у ребенка: мелкой моторики пальцев, что положительно влияет на речевые участки коры головного мозга; сенсорное воспитание; глазомер; логическое мышление; творческое воображение; волевые качества (усердие, терпение, умение доводить работу до конца и т.д.); художественные способности и эстетический вкус.
На занятиях по стринг-арту дети приобретают практические навыки (владение шило, иголками, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют свои знания о геометрических формах и учет.
Цикл занятий состоит из двух разделов:
– овладение техникой стринг-арта; углы изображения; моделирование с использованием ими изображений;
– изображение кругов в технике стринг-арта; моделирование с использованием изображений.
Этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет спектр их знаний и навыков, позволяет им приобретать практические навыки. Не только девочки, но и мальчики проявляют постоянный интерес к занятиям в технике стринг-арта.
Прежде чем начать работать в технике стринг-арта, необходимо заинтересовать детей этим видом прикладного искусства. Для этого необходимо рассказать им о разных способах изображения предметов. Например, ставится задача, чтобы дети изображали грибок. Необходимо спросить как это можно сделать? Можно просто нарисовать грибок (показывая детям картинку), но его также можно вылепить (показать гриб) или сделать аппликацию (показать работу аппликации), сконструировать (показать структуру бумаги), и, наконец, это может быть сделано в технике стринг-арта. Необходимо сравнить все виды грибов и постараться заинтересовать детей грибком, выполненным в технике стринг-арта.
Необходимо рассказать детям, как это сделать, дать им возможность хорошо посмотреть на плетение на лицевой стороне, сравните лицевую сторону с оборотной стороной, обратить внимание на особенности расположения нитей на передней и оборотной стороне (на передней нити красиво пересекаются, а на оборотной стороне – только стежки, которые следуют друг за другом).
Нужно показать самую верхнюю и самую нижнюю нить, поговорить о взаимосвязи между количеством отверстий, расстояниями между ними, хордой и переплетением, как выбрать расстояние между отверстиями, от чего это зависит, как нить должна идти с лицевой стороны и как с другой оборотной.
Далее нужно познакомить детей с инструментами и материалами для работы в технике стринг-арта. Детям нужно показать, как ими пользоваться; сказать, с какой иглой лучше работать; как чертить (маркером или карандашом); как работать с шилом; почему необходимо подкладывать пенопласт под рисунок перед тем, как начать прокалывать отверстия в картоне и т.д.
Первое знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для работы в технике стринг-арта, определяет будущее отношение ребенка к этому виду прикладного искусства.
Поэтому очень важно организовать и провести это знакомство в веселой, игровой форме, чтобы ребенок захотел поработать в этой технике, сделать красивые поделки. Например, рассмотреть работу, которую учитель или другие дети проделали самостоятельно, привлечь внимание дошкольников к прекрасному переплетению нитей, сочетанию цветов.
Определив правила работы в технике стринг-арта, необходимо приступить к самостоятельной реализации детьми самых простых, затем более сложных изображений. На этом этапе в задачи педагога входит совет, напоминание, необходимо задавать некоторые вопросы в ходе работы, показать приемы и схемы выполнения той или иной техники (заполнение углов и заполнение кружков).
Ознакомление детей с этим видом вышивки можно проводить разными способами: в процессе посещения выставок, в ходе осмотра вышитых изделий в дошкольных учреждениях, знакомства с работами мастеров по этой технике, рисования эскизов для вышивания, а также изделий с прямой вышивкой. Начиная осваивать технику стринг-арта, важно правильно организовать это занятие, подобрать материал с учетом возраста и уровня подготовки детей. В процессе работы с детьми необходимо стремиться создать атмосферу, позволяющую детям чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно, что было бы общение детей, их самостоятельность и независимость в проявлениях творческой инициативы.
Список использованных источников
Богданова О.Е. Подготовка руки к письму у детей старшего дошкольного возраста с использование техники «изонить» / О.Е. Богданова // В сборнике: Проблемы школьного и дошкольного образования материалы IV регионального научно-практического семинара «Достижения науки и практики - в деятельность образовательных учреждений. – 2013. – С. 144-145.
Ивановская Т.В. Волшебная изонить / Т.В. Ивановская. – М., 2012. – 214 с.
Котлякова Т.А., Земскова Е.Ю. Обучение старших дошкольников нетрадиционному способу изображения графики («Изонить») // В сборнике: Современные проблемы дошкольного образования ( к 40-летию факультета дошкольного воспитания УлГПУ ). – Ульяновск. – 2002. – С. 50-54.