В статье рассматривается эффективность социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями на примере Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Нюрбинский республиканский реабилитационный центр для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями".
Детская инвалидность является социально значимой проблемой в обществе. Инвалидность у детей приводит к существенному ограничению их жизнедеятельности, что способствует социальной дезадаптации. В итоге ребенок начинает испытывать трудности в самообслуживании, передвижении, общении, обучении, овладению профессиональными навыками в будущем.
Усвоение практической деятельности, социального взаимодействия детьми - инвалидами призывает общество изыскивать средства, прилагать специальные меры и усилия для включения их во взаимоотношения с обществом. Поэтому возникает острая необходимость в разработке эффективных методов и технологий, способствующих интеграции детей с инвалидностью в социально - экономическое пространство.
Объектом исследования являются технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом исследования является эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целью исследования является оценка эффективности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГБУ РС(Я) «НРРЦДИ».
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
Раскрыть сущность социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Изучить эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГБУ РС(Я) «НРРЦДИ».
Гипотеза исследования: эффективности социальной реабилитации способствует оптимальное сочетание существующих методов и технологий реабилитации детей с ОВЗ.
В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в комплексной реабилитации. К ним относятся: дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи (логопаты); с психическими расстройствами (умственная отсталость, дети с умственной отсталостью); со сложным нарушением психического развития (слепоглухонемые, умственно отсталые дети и т.д.); с дисфункцией опорно-двигательного аппарата; дети с психопатическим поведением и др. [2].
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети - инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми - инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания [4].
Детьми - инвалидами сейчас принято называть имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем» [1].
По мнению Фуряевой Т.В., под социальной реабилитацией мы понимаем процесс овладения ребенком определенной системы знаний, ценностей и норм, которые характеризуют культуру, присущую обществу или социальной группе в целом. В результате социальной реабилитации дети – инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья могут выступать в качестве активных субъектов социальных отношений [3].
Исследование осуществлялась в три этапа. На первом этапе определилась методика, была разработана анкета, а также сформировался план исследования. Целью второго этапа являлась организация нашего исследования. На третьем этапе – анализ результатов исследования.
В нашем исследовании участвовали родители детей с ограниченными возможностями здоровья, которые проходили социальную реабилитацию в ГБУ РС(Я) «НРРЦДИ». Количество испытуемых родителей – 30 человек. Из них 9 (30%) составляют мужчины и 21 (70%) - женщины. Возраст респондентов: от 20 до 30 лет – 16 родителей; от 30 до 40 лет – 9 родителей; от 40 до 50 лет – 3 родителя; свыше 50 – один родитель.
Общее количество детей – 30 человек. Из них 18 (60%) составляют мальчики, 12 (40%) – девочки. Возраст детей: от 3 до 6 лет – 16 человек; от 6 до 12 лет – 7 человек; от 12 до 18 лет – 7 человек.
В результате анкетирования мы выявили, что большинство родителей (70%) удовлетворены качеством услуг и рекомендаций Нюрбинского реабилитационного центра. Многие из родителей отмечают (90%), что их ребенок получает достаточную психолого - педагогическую, коррекционную помощь и поддержку в условиях реабилитации.
Благодаря вопросу «Какую именно помощь получает Ваш ребенок?» мы выяснили, что все дети посещают занятия педагога - психолога (100%). Занятие с социальным педагогом посещают – (87%); занятие с учителем – дефектологом – (77%); занятие с учителем – логопедом – (53%); и оставшиеся коррекционные/специализированные занятия рассчитаны для (33%) воспитанников. Многим детям (70%) понравилось проходить курс реабилитации в Нюрбинском реабилитационном центре.
Большинство респондентов (83%) отмечают, что поведение детей действительно изменилось в лучшую сторону. Они стали намного самостоятельнее, спокойнее и дисциплинированнее. Также родители считают, что их дети получили новые знания, умения и способности во время прохождения курса социальной реабилитации.
Благодаря ответам респондентов, мы выявили, что специалисты Нюрбинского республиканского реабилитационного центра при проведении социальной реабилитации пользуются оптимальными сочетаниями существующих методов и технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Доказательством данной гипотезы может служить отчетный документ, который оформлен в виде статистики, оценивающий результативность проведенных мероприятий по социальной реабилитации в Нюрбинском республиканском реабилитационном центре. Специалисты отметили, что после прохождения курса социальной реабилитации, восемнадцать детей (60%) получили оценку 3 – улучшения, девять детей (30%) получили оценку 2 – значительные улучшения, три ребенка (10%) получили оценку 1 – незначительные улучшения.
У большинства детей, по данным статистики, социализация и адаптация прошла успешно. Специалисты выявили следующие улучшения: в самообслуживании; в сенсорном восприятии цвета; в игровой деятельности; во взаимодействии со сверстниками. Многие дети стали намного самостоятельнее и усидчивее. Во время прохождения курса социальной реабилитации у многих детей повысилась мотивация к занятиям. Им стало интересно участвовать в процессе реабилитации.
Исходя из статистических данных, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась: эффективности социальной реабилитации способствует оптимальное сочетание существующих методов и технологий, таких как: социально - средовая, социально - педагогическая, социально - психологическая и социально - бытовая реабилитация.
Список использованной литературы:
Декларация социального прогресса и развития [Текст]: Принята резолюцией 2542 (XXIV) Генеральной Ассамблеей ООН. 11 декабря 1969 г.
Селиванова Ю.В., Щетинина Е.Б. Коррекционная работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учебно - методическое пособие. – Саратов, 2012. - 118 с.
Фуряева Т.В., Бочарова Ю.Ю., Черкасова Ю.А. Социальная реабилитация семьи с особым ребенком: психолого-педагогический аспект [Текст]: учебно - методическое пособие. - Красноярск: Красноярский ГПУ им. В.П. Астафьева, 2010. - 208с.
Министерство труда и социального развития Омской области. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.omskmintrud.ru/?sid=4544 (Дата обращения 23.12.2019).