Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья на примере реабилитационного центра ГБУ РС(Я) «НРРЦДИ» - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья на примере реабилитационного центра ГБУ РС(Я) «НРРЦДИ»

Федорова В.К. 1, Давыдова В.Я. 1
1Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье рассматривается эффективность социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями на примере Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Нюрбинский республиканский реабилитационный центр для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями".

Детская инвалидность является социально значимой проблемой в обществе. Инвалидность у детей приводит к существенному ограничению их жизнедеятельности, что способствует социальной дезадаптации. В итоге ребенок начинает испытывать трудности в самообслуживании, передвижении, общении, обучении, овладению профессиональными навыками в будущем.

Усвоение практической деятельности, социального взаимодействия детьми - инвалидами призывает общество изыскивать средства, прилагать специальные меры и усилия для включения их во взаимоотношения с обществом. Поэтому возникает острая необходимость в разработке эффективных методов и технологий, способствующих интеграции детей с инвалидностью в социально - экономическое пространство.

Объектом исследования являются технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предметом исследования является эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью исследования является оценка эффективности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГБУ РС(Я) «НРРЦДИ».

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

Раскрыть сущность социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Изучить эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГБУ РС(Я) «НРРЦДИ».

Гипотеза исследования: эффективности социальной реабилитации способствует оптимальное сочетание существующих методов и технологий реабилитации детей с ОВЗ.

В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в комплексной реабилитации. К ним относятся: дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи (логопаты); с психическими расстройствами (умственная отсталость, дети с умственной отсталостью); со сложным нарушением психического развития (слепоглухонемые, умственно отсталые дети и т.д.); с дисфункцией опорно-двигательного аппарата; дети с психопатическим поведением и др. [2].

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети - инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми - инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания [4].

Детьми - инвалидами сейчас принято называть имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем» [1].

По мнению Фуряевой Т.В., под социальной реабилитацией мы понимаем процесс овладения ребенком определенной системы знаний, ценностей и норм, которые характеризуют культуру, присущую обществу или социальной группе в целом. В результате социальной реабилитации дети – инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья могут выступать в качестве активных субъектов социальных отношений [3].

Исследование осуществлялась в три этапа. На первом этапе определилась методика, была разработана анкета, а также сформировался план исследования. Целью второго этапа являлась организация нашего исследования. На третьем этапе – анализ результатов исследования.

В нашем исследовании участвовали родители детей с ограниченными возможностями здоровья, которые проходили социальную реабилитацию в ГБУ РС(Я) «НРРЦДИ». Количество испытуемых родителей – 30 человек. Из них 9 (30%) составляют мужчины и 21 (70%) - женщины. Возраст респондентов: от 20 до 30 лет – 16 родителей; от 30 до 40 лет – 9 родителей; от 40 до 50 лет – 3 родителя; свыше 50 – один родитель.

Общее количество детей – 30 человек. Из них 18 (60%) составляют мальчики, 12 (40%) – девочки. Возраст детей: от 3 до 6 лет – 16 человек; от 6 до 12 лет – 7 человек; от 12 до 18 лет – 7 человек.

В результате анкетирования мы выявили, что большинство родителей (70%) удовлетворены качеством услуг и рекомендаций Нюрбинского реабилитационного центра. Многие из родителей отмечают (90%), что их ребенок получает достаточную психолого - педагогическую, коррекционную помощь и поддержку в условиях реабилитации.

Благодаря вопросу «Какую именно помощь получает Ваш ребенок?» мы выяснили, что все дети посещают занятия педагога - психолога (100%). Занятие с социальным педагогом посещают – (87%); занятие с учителем – дефектологом – (77%); занятие с учителем – логопедом – (53%); и оставшиеся коррекционные/специализированные занятия рассчитаны для (33%) воспитанников. Многим детям (70%) понравилось проходить курс реабилитации в Нюрбинском реабилитационном центре.

Большинство респондентов (83%) отмечают, что поведение детей действительно изменилось в лучшую сторону. Они стали намного самостоятельнее, спокойнее и дисциплинированнее. Также родители считают, что их дети получили новые знания, умения и способности во время прохождения курса социальной реабилитации.

Благодаря ответам респондентов, мы выявили, что специалисты Нюрбинского республиканского реабилитационного центра при проведении социальной реабилитации пользуются оптимальными сочетаниями существующих методов и технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Доказательством данной гипотезы может служить отчетный документ, который оформлен в виде статистики, оценивающий результативность проведенных мероприятий по социальной реабилитации в Нюрбинском республиканском реабилитационном центре. Специалисты отметили, что после прохождения курса социальной реабилитации, восемнадцать детей (60%) получили оценку 3 – улучшения, девять детей (30%) получили оценку 2 – значительные улучшения, три ребенка (10%) получили оценку 1 – незначительные улучшения.

У большинства детей, по данным статистики, социализация и адаптация прошла успешно. Специалисты выявили следующие улучшения: в самообслуживании; в сенсорном восприятии цвета; в игровой деятельности; во взаимодействии со сверстниками. Многие дети стали намного самостоятельнее и усидчивее. Во время прохождения курса социальной реабилитации у многих детей повысилась мотивация к занятиям. Им стало интересно участвовать в процессе реабилитации.

Исходя из статистических данных, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась: эффективности социальной реабилитации способствует оптимальное сочетание существующих методов и технологий, таких как: социально - средовая, социально - педагогическая, социально - психологическая и социально - бытовая реабилитация.

Список использованной литературы:

Декларация социального прогресса и развития [Текст]: Принята резолюцией 2542 (XXIV) Генеральной Ассамблеей ООН. 11 декабря 1969 г.

Селиванова Ю.В., Щетинина Е.Б. Коррекционная работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учебно - методическое пособие. – Саратов, 2012. - 118 с.

Фуряева Т.В., Бочарова Ю.Ю., Черкасова Ю.А. Социальная реабилитация семьи с особым ребенком: психолого-педагогический аспект [Текст]: учебно - методическое пособие. - Красноярск: Красноярский ГПУ им. В.П. Астафьева, 2010. - 208с.

Министерство труда и социального развития Омской области. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.omskmintrud.ru/?sid=4544 (Дата обращения 23.12.2019).

Просмотров работы: 52