Использование финансового инструментария инвестирования в цифровой экономике - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Использование финансового инструментария инвестирования в цифровой экономике

Пушилина И.В. 1
1Южный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цифровая экономика – это применение цифровых интернет технологий в процессе производства товаров и услуг и торговли ими. Становясь все более значимым элементом глобальной экономики, переход к цифровой экономике может повлиять на рост конкурентоспособности разных секторов, предоставить иные возможности бизнесу.

В целях развития цифровой экономики в нашей стране разработана национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» и принят ряд нормативных документов для ее реализации [7]. Программа сфокусирована на развитии таких направлений, как нормативное регулирование, кадры и образование, информационная инфраструктура и информационная безопасность.

Цифровую экономику можно представить в виде единства следующих составляющих:

Концептуальные средства – понятие и концепции, которые лежат в основе цифровой экономики. Меняется физический компонент многих важных составляющих элементов документа и документооборота.

Физические средства – инструменты (электронные платежи, электронные услуги и т.д.) и процессы (электронная система обращения данных, технологии бесконтактного взаимодействия) цифровой экономики, которые можно использовать для достижения какой-нибудь конкретной цели.

Гаджеты, которые являются физическими средствами взаимодействия.

Переход к цифровой экономике требует высокий объем вложений в указанные компоненты. Цифровая экономика играет серьезную роль для инвестиционных вложений, а инвестиции, в свою очередь, очень важны для цифрового развития.

Во-первых, внедрение цифровых технологий может оказывать влияние на инвестиционную политику, что может понести за собой изменчивость характера международной деятельности и влияния зарубежных филиалов на принимающие страны.

Во-вторых, невозможно построить сетевую инфраструктуру, поощрять развитие компаний, которые работают с цифровыми технологиями, и поддерживать процесс цифровизации экономики в целом без целенаправленной инвестиционной политики, цифрового развития всех стран и участия развивающихся стран в глобальной цифровой экономике.

Цифровая экономика становится все более важной частью глобальной экономики. Открывая с каждым днем все больше новых возможностей, она преподносит значимые политические испытания, начиная с необходимости преодоления цифрового разрыва.

Цифровая экономика очень сильно влияет на характер производства и реализации компаниями своих товаров и услуг за рубежом. Межнациональные компании, которые используют цифровые технологии, могут поддерживать контакты с покупателями из-за границы и продавать им свою продукцию без больших вложений в физическую инфраструктуру на зарубежном рынке. Это делает менее чувствительным их экономическое воздействие на принимающие страны, роль которого в процессе формирования производственных возможностей и создания рабочих мест гораздо труднее заметить невооруженным глазом.

Немыслимые темпы роста новых видов финансовых активов предполагают появление платформ для проведения первичного предложения монет и норм регулирования инновационных форм привлечения инвестиций.

Блокчейн – база данных, которая размещена в сети Интернет в открытом доступе. Эта система дает возможность хранить денежные средства и важные документы, отслеживать сделки и операции. Блокчейн как многофункциональная и многоуровневая информационная технология привела к появлению альтернативной валюты, которая обеспечивается пользователями сети при достижении консенсуса [6].

Примером использования финансового инструментария инвестирования является краудфандинг – это широкое понятие, которое включает в себя краудлендинг и краудинвестинг. Под ними понимают процесс сбора финансовых средств в Интеренете на какую-либо цель или идею [4].

Под краудлендингом понимают услугу взаимного кредитования, которая реализуется при помощи инвестиционных площадок. Этот вид услуги включает в себя два вида кредитования:

P2P (peer-to-peer) – равный равному, т.е. кредитование одним физическим лицом другого лица;

P2B (peer-to-business) – кредитование физическим лицом юридического лица (компании).

Краудинвестинг имеет коммерческую направленность и требует более затратных вложений. В случае с краудинвестингом обычно кредитуют малые предприятия.

Появился новый тип цифровых монет – токен. Эта валюта исполняет роль акций для первичного размещения нового типа. Если у компании нет достаточной финансовой истории, чтобы получить кредит, компания может отправиться на краудинвестинговую платформу, для привлечения там средств макроинвесторов. Инвестором может быть как юридическое, так и физическое лицо. Также могут выступить и неквалифицированные инвесторы, но для них будет установлено ограничение в размере 600 тыс. рублей в год. Инвестиционная платформа представляет собой информационную систему в Интернете, используемую для заключения договоров инвестирования с помощью информационных технологий и технических средств.

Такие инвестиции осуществляются путем приобретения ценных бумаг или цифровых прав либо путем предоставления займа. Данным законом определены требования к оператору платформы, к лицу, привлекающему инвестиции, и к инвестору:

- на оператора возложена обязанность контролировать соблюдение ограничения в 600 тыс. руб. при каждом инвестировании физического лица с использованием его инвестиционной платформы;

- привлечение инвестиций будет осуществляться на основании договора об оказании данных услуг, по которому оператор обязуется предоставить лицу, привлекающему инвестиции, доступ к платформе для заключения с инвестором договора инвестирования;

- доступ к платформе для инвестора в целях заключения с лицом, привлекающим инвестиции, договора инвестирования предоставляется оператором по договору об оказании услуг по содействию в инвестировании. Оператор обязан установить лицо, с которым заключается договор. Кроме того, оператор до заключения договора обязан получить от инвестора – физического лица – подтверждение того, что он ознакомился с рисками и принимает их;

- оператор не отвечает по обязательствам лиц, привлекающих инвестиции, однако несет ответственность за убытки, причиненные вследствие раскрытия недостоверной информации о платформе и о себе, нарушения правил функционирования платформы, несоответствия платформы требованиям данного закона.

Банк России будет вести реестр операторов инвестиционных платформ. Операторы должны будут представлять в Банк России отчеты об осуществлении своей деятельности. Законом также устанавливаются требования к правилам инвестиционной платформы, в которых должны содержаться в том числе:

- условия договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и по содействию в инвестировании;

- требования к участникам платформы;

- способы инвестирования;

- требования к содержанию инвестиционного предложения;

- размер вознаграждения оператора;

- состав информации, раскрываемой оператором.

В России краудинвестинг появился в 2012-2013 годах. По подсчетам Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ), в 2018 году, около 700 тысяч человек присоединились к крипторынку, а по ICO (Initial coin offering – с англ. «первичное предложение монет») страна входит в пятерку крупнейших в мире.

Способность Правительства РФ осуществить внедрение качественной институциональной среды ограничено низкими показателями эффективности и нормативного качества управления.

Цифровизация экономики, как и индустриализация, и электрификация, и т.д., несет с собой комплекс перемен. Реакция органов исполнительной власти и ЦБ довольно запоздалая [3].

Деятельность краундлендинговых площадок, так же как и краудинвестиновых, в России контролируется Банком России. Его цель – создать благоприятные условия для долгосрочного развития рынка карудфандинга, стимулирования развития финансирования сегмента малого и среднего бизнеса и усиления защиты прав розничных инвесторов.

Говоря сегодня о цифровой экономике, мы все чаще имеем в виду не только технологический сектор и цифровые компании, но и производственные цепочки в самых разных секторах глобальной экономики в целом. Цифровое преобразование международного производства имеет серьезные последствия для деятельности по стимулированию и облегчению инвестиций, а также для регулирования поведения инвесторов. Многие страны по всему земному шару создают план развития цифровой экономики.

Внедрение новых норм регулирования в инвестиционной сфере во многом стало следствием озадаченности по поводу перехода в руки зарубежных собственников стратегических отраслей, а также необходимости защиты национальной безопасности и конкурентоспособности местных производителей.

Образование новых действующих лиц на всемирной производственной арене не может не проецироваться на процессе постановки стратегических инвестиционных задач. Формирование развитой цифровой инфраструктуры и обеспечение ее доступности для взаимодействия разных групп пользователей требует большего государственного участия.

Список использованной литературы:

Бижоев Б.М. Вопросы инновационной экономики. 2019. С. 647-655.

Дайнеко В.Г., Петрова Е.А. Социально-экономические, институциональные и рыночные трансформации в условиях формирования цифровой экономики. 2019. С. 50-52.

Депутаты поддержали в первом чтении законопроект о краудфандинге. Государственная Дума. [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/news/27031.

Колесников Ю.А., Шарапов М.Ю. Актуальные проблемы правового регулирования краудфандинга в России // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 4 (45). С. 268–273.

Максаев А.А., Ткач А.В. Вестник российского университета кооперации. 2019. С. 78-84

Могайар У. Блокчейн для бизнеса. Эксмо. [Электронный ресурс]. URL: https://itolab.io/upload/Mogayiar_U._Topbusinessawards._Blokcheyin_Dlya_Biznesa.a4.pdf.

О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (вместе с «Положением о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»): постановление Правительства Российской Федерации от 02.05.2019 № 234. Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс».

Сотникова Л.Н., Ткачева Ю.В., Шишкина Л.А. Электронный бизнес: проблемы, развитие и перспективы. 2019. С. 149-151.

Шишкина Л.А. Электронная коммерция как вектор инновационного развития деятельности предприятия. 2018. С. 48-51.

Просмотров работы: 137