В исследовании участвовали студенты-бакалавры направления «Философия» Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета в количестве. Объём выборки составил 7 человек.
В качестве инструментария использовались профориентационные комплексы «Профориентатор» и «Профкарьера» [2, c. 25].
Тестирование проходили студенты в возрасте 20-22 года, обучающиеся на 3 и 4 курсе. В анализ также включались результаты профориентационного тестирования студентов, полученные на первом курсе.
Возрастной состав выборки представлен на диаграмме 1.
Рисунок 1 – Возрастной состав выборки студентов направления подготовки «Философия» ДВФУ
Из диаграммы видно, что студенты в возрасте 20 лет составили 43% выборки, в возрасте 21 года – также 43% и 22 лет – 14%. Таким образом, средний возраст респондентов составил 20,7 лет.
На рисунке 2 наглядно продемонстрировано распределение выборки по полу, включая 71 % юношей и 29% - девушек.
Рисунок 2 – Соотношение юношей и девушек среди студентов направления подготовки «Философия» ДВФУ
Следует отметить, что в системе высшего профессионального образования сохраняется горизонтальная гендерная сегрегация: девушки в основном сосредоточены на гуманитарных и социальных специальностях. Так, по статистике, юноши составляют около 24% от числа студентов гуманитарного профиля, девушки – около 76% [6, c. 10-11].
Полученные в ходе исследования данные представлены на рисунках 3-13.
Первый блок комплекса «Профориентатор» – «Интересы».
Рисунок 3 – Результаты исследования интересов студентов
по комплексу «Профориентатор»
На рисунке 3 видно, что студенты-философы демонстрируют высокую заинтересованность в сфере искусства, науки и природы, и, напротив, отвергают интерес к бизнесу.
Группа ориентирована на глубокое познание и анализ информации, проявляет интерес к работе с природными объектами и явлениями, их познанию. Также в своей профессиональной деятельности студенты хотели бы так или иначе соприкасаться с миром искусства: участвовать в создании художественных образов, анализировать и критиковать созданные другими произведения.
Можно сказать о том, что респонденты не ориентированы на работу в динамично развивающихся областях профессиональной деятельности, у них нет повышенного интереса к экономике, менеджменту, финансам, работе с деньгами.
Далее следует второй блок комплекса «Профориентатор» – «Личность».
Рисунок 4 – Результаты исследования личностных особенностей студентов по комплексу «Профориентатор»
Как видно на рисунке 4, наиболее выраженной является характеристика «Согласие», наименее – «Активность». Студенты демонстрируют склонность сотрудничать и соглашаться с другими, умение встать на точку зрения другого, посочувствовать, желание помочь. Низкий полюс активности говорит о скромности в общении, предпочтении узкого круга большому количеству людей, интересе к своему внутреннему миру. Это позволяет описать обследуемый контингент как, большей частью, интровертов. Так, студенты-философы предпочитают глубину общения, а не большое количество поверхностных контактов, которые обычно их утомляют. Можно предположить, что это могло послужить одним из факторов выбора именно направления «Философия» как профессии, предоставляющей возможность работать самостоятельно или в небольшом знакомом коллективе.
Третий блок является одинаковым для комплексов «Профориентатор» и «Профкарьера» и направлен на изучение интеллекта, данные представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Результаты исследования интеллекта студентов по комплексам «Профориентатор» и «Профкарьера»
Все факторы блока как на первом, так и на четвёртом курсах, находятся либо в коридоре возрастной нормы, либо выходят за её верхнюю границу. Из диаграммы также видно, что существует тенденция к повышению показателей интеллекта к 4 курсу обучения. Данные показывают, что, в среднем, в структуре интеллекта наиболее развиты шкалы «Эрудиция» и «Зрительная логика». Студенты-философы демонстрируют широкий кругозор и высокую общую осведомленность о разных сферах жизни, развитую познавательную активность, глубокие познания в одной или нескольких областях знания. У студентов направления «Философия» сформирован комплекс знаний, которым они могут воспользоваться для решения возникающих проблем. Стоит отметить, что способность синтезировать знания из различных областей необходима практически для всех профессий, связанных с интеллектуальной деятельностью [3, c. 67], и говорит о высоком культурном уровне. Зрительная логика также определяет высокий общий интеллектуальный потенциал, умение работать с наглядной информацией, анализировать рисунки, схемы.
Можно предположить, что такая картина сформировалась именно благодаря обучению по направлению «Философия» – специфика философской науки заключается в том, что её законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление [5, с. 8-9], обеспечивая высокую эрудированность обучающихся .
Четвёртый блок комплекса «Профориентатор» – «Склонность к профилю обучения», представлен на рисунке 6.
Рисунок 6 – Результаты исследования склонности студентов к обучению по комплексу «Профориентатор»
В целом, группа демонстрирует способность обучаться по различным направлениям – от инженерного до лингвистического. Но наиболее выражены для студентов направления «Философия» естественнонаучный и творческий профили. Респонденты проявляют склонность к дисциплинам естественно-научного цикла, которые способствуют становлению научного мировоззрения, формированию научного стиля мышления, развитию целостного интегративного образа мира. Творческий профиль говорит об интересе к культуре и искусству, направленности на раскрытие индивидуальности, самореализацию личности. Студенты-философы ориентированы на создание нового, более прогрессивного, способствующего возвышению старого, ранее усвоенного знания, обогащению и наполнению его новым смыслом и содержанием.
Заключительный блок комплекса «Профориентатор» – «Тренинговые программы», данные отражены на рисунке 7.
Рисунок 7 – Рекомендации по развитию студентов по результатам тестирования по комплексу «Профориентатор»
Наиболее популярными тренинговыми программами для студентов направления «Философия» оказались «Мотивация» и «Лидерство и отношения». Присутствует мода на развитие коммуникативных навыков и навыков самоорганизации с целью более эффективного управления временем. Рекомендуется выделить приоритеты среди большого количества интересов. В целом, по своим личностным проявлениям респонденты недостаточно инициативны и толерантны, поэтому им рекомендовано развитие лидерских качеств, повышение общей самоэффективности личности, осознание своих потребностей, мотивов, ценностей и целей как основы для самодетерминированного поведения. Развитие лидерских, интеллектуально-творческих, организаторских и социально-коммуникативных способностей позволит будущим специалистам опираться на них в дальнейшем профессиональном и личностном росте.
Результаты исследования студентов направления «Философия» по первому блоку комплекса «Профкарьера» – «Жизненные установки» – представлены на рисунке 8.
Рисунок 8 – Результаты исследования жизненных установок студентов по комплексу «Профкарьера»
Самой выраженной жизненной установкой в группе является творческая свобода. Это говорит о том, что студенты в основном ориентированы на инновации, стремятся к самовыражению, в частности, путем создания нового или совершенствования ранее созданного уникального результата в своей профессиональной деятельности. Для респондентов важными являются свобода мысли и слова, возможность выражать свое мнение, а также генерировать и распространять новые идеи.
Наименее выраженной оказалась установка на активную целеустремлённость. В целом, группа демонстрирует пассивность, отсутствие определённости в своих целях и желаниях, неготовность их воплощать на данной момент времени. Вероятно, это связано с некоторым недостатком самоопределения – студенты-философы ещё не разобрались в том, что для них действительно важно.
Блок «Профессиональные интересы» представлен на рисунке 9.
Рисунок 9 – Результаты исследования карьерных интересов студентов по комплексу «Профкарьера»
Студенты направления «Философия» демонстрируют довольно широкий спектр профессиональных интересов. Однако, самыми представленными в группе являются интересы «Коммуникатор» и «Инноватор». Шкала «Инноватор» соотносит творческую деятельность с профессиональными интересами, связанными с инновационной работой по генерированию новых идей, продуктов и технологий. Фактор «Коммуникатор» говорит о направленности студентов на взаимодействие с людьми в процессе работы.
Отвержение интереса «Администратор» свидетельствует об отсутствии заинтересованности в административной деятельности, поддержке функционирования различных систем в организации, обеспечении порядка и стабильности, планировании и контроле текущей деятельности.
Данные третьего блока комплекса «Профкарьера» – «Мотивация» – отражены на рисунке 10.
Рисунок 10 – Результаты исследования мотивации студентов по комплексу «Профкарьера»
Можно отметить более низкие значения шкал «Деньги», «Определённость», более высокие – «Интерес» и «Творчество». Низкие полюса мотивов «Деньги», «Достижение» говорят о том, что у студентов мало выражена материальная мотивация, ориентация на хороший доход, либо возможность много зарабатывать. Напротив, студенты-философы в первую очередь ориентированы на содержание труда, познавательную и творческую активность, удовольствие и включенность в работу, возможность генерировать новые идеи, нежели на мотивы социальной защищённости, уверенности в будущем и престижности профессии. Так, слабовыраженные прагматичные карьерные мотивы в будущем не будут способствовать оттоку хорошо подготовленных специалистов в более престижные (по уровню оплаты и возможностям карьерного роста) отрасли [1, c. 88].
Результаты тестирования по блоку «Личность» комплекса «Профкарьера» представлены на рисунке 11.
Рисунок 11 – Результаты исследования личностных особенностей студентов по комплексу «Профкарьера»
Относительно личностных характеристик, можно говорить о выраженности шкалы «Интуиция», отвержении фактора «Планомерность» и высокой ориентации на социальную желательность, которая проявляется в тенденции испытуемых показать себя лучше, чем они есть, несколько приукрасить себя и свои качества.
Студенты-философы мечтательны, концептуальны, идейны, стремятся к оригинальности и новым возможностям. Во многом это обуславливает их ориентацию на процесс, а не на результат, «импровизационный» стиль поведения, готовность к неопределенности, гибкость, открытость, отвержение планомерности, систематичности, организованности. В целом, студенты демонстрируют умеренную общительность и контактность, потребность в чередовании периодов повышенной активности с периодами спокойствия.
Блок «Тип карьеры» комплекса «Профкарьера» представлен на рисунке 12.
Рисунок 12 – Результаты исследования карьерных предпочтений студентов по комплексу «Профкарьера»
Исходя из результатов исследования, студенты направления «Философия» наиболее склонны к творческому и профессиональному типам карьеры, демонстрируют отвержение корпоративного типа.
Творческий тип карьеры предполагает приоритет на содержание и процесс самого труда, высокий интерес к выполняемой работе, творческие виды деятельности, постановку сложных задач, требующих инновационного подхода и нестандартных решений. Таким образом, главным в профессии для респондентов является именно творческая реализация, иногда и несмотря на отсутствие высокого дохода.
Ориентация на профессиональный тип указывает на то, что студенты-философы всё ещё находятся в активном поиске «своей» профессиональной сферы, не имеют амбициозных карьерных планов, но при этом стремятся быть профессионалами в выбранной области.
Завершающий блок комплекса «Профкарьера» представлен в формате рекомендаций по развитию и отражен на рисунке 13.
Рисунок 13 – Рекомендации по развитию студентов по результатам тестирования по комплексу «Профкарьера»
По результатам тестирования были определены зоны для развития студентов-философов, включающие уверенность в общении и самоорганизацию. Данные тренинги подразумевают своей целью улучшение навыков межличностной коммуникации, увеличение самоэффективности личности и, в частности, эффективности управления временем.
Сопоставление рекомендаций, полученных студентами на 1 и 4 курсе обучения, показывает, что к 4 курсу обучения мода с на рекомендацию по развитию коммуникативных способностей, уверенности в общении и навыков самоорганизации сохраняется.
Таким образом, подводя итоги профориентационного исследования по комплексам «Профориентатор» и «Профкарьера», можно сказать о том, что студенты направления «Философия» демонстрируют ориентацию на творческий тип карьеры, умение оперативно реагировать и решать сложные и нестандартные проблемы, применять фундаментальные знания и принципы в широких и непредсказуемых контекстах, а также готовность к диалогу и сотрудничеству с другими людьми.
Следует отметить, что полученные в ходе исследования данные противоречат представлениям других исследователей о том, что к старшим курсам студенты демонстрируют достаточное принятие своей будущей профессиональной деятельности и заинтересованность в достижении высоких результатов в ней [4, с. 184]. Так, студенты-философы, получая гуманитарное образование, позволяющее работать в разных профессиональных сферах, и имея склонность к различным профилям обучения, в целом, к концу обучения не определились в своих профессиональных целях и желаниях.
Список литературы
Гарбузова, М. А. Актуализация профессионального самоопределения молодёжи в современных условиях // Вестник КемГУ. – 2017. – №4. – С. 86-90.
Дикова В.В. Карьерное консультирование – инструмент прогнозирования профессионального будущего // Профессиональное образование и рынок труда. – 2016. – №2. – С. 24-27.
Дикова, В.В. Ориентация на развитие как ключевая трансфессиональная компетенция выпускника вуза // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – №4. – С. 66-71.
Кряжева Е. В., Виноградская М. Ю. Изучение структуры профессионального самоопределения студентов // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №64-1. – С. 182-185.
Сулима И.И. Философия образования и перспективы философии // Вестник Мининского университета. – 2016. – №2 (15). – С. 1-11.
Хасбулатова О.А. Профессиональное образование мужчин и женщин в России в 1918-2015 гг.: историко-социологический анализ // Женщина в российском обществе. – 2015. – №3-4 (76-77). – С. 3-14.
Приложение
Описательные статистики
| Фактор | Ср. знач. | Медиана | Мода | Min | Max | 
| Интересы | |||||
| Техника | 4,5 | 5,9 | 2,30a | 1,9 | 7,0 | 
| Наука | 6,7 | 6,1 | 4,50a | 4,5 | 9,4 | 
| Искусство | 7,4 | 8,1 | 5,60a | 5,6 | 8,9 | 
| Общение | 4,4 | 4,6 | 6,2 | 1,1 | 6,6 | 
| Бизнес | 3,8 | 3,6 | 1,50a | 1,5 | 5,6 | 
| Знак | 4,4 | 4,0 | 4,0 | 2,8 | 6,2 | 
| Природа | 6,3 | 6,9 | 4,50a | 4,2 | 10,0 | 
| Риск | 5,9 | 5,7 | 5,7 | 3,9 | 8,5 | 
| Личностные характеристики | |||||
| Активность | 4,1 | 4,7 | 2,90a | 1,0 | 5,8 | 
| Согласие | 6,7 | 7,2 | 7,2 | 4,1 | 9,4 | 
| Самоконтроль | 4,1 | 4,1 | 5,8 | 2,1 | 5,8 | 
| Эмоц. стабильность | 5,2 | 4,4 | 4,4 | 2,5 | 8,0 | 
| Интеллект | |||||
| Вычисления | 6,0 | 5,9 | 4,30a | 4,3 | 8,1 | 
| Лексика | 6,8 | 6,9 | 8,4 | 4,6 | 8,4 | 
| Эрудиция | 8,6 | 9,2 | 10,0 | 5,9 | 10,0 | 
| Зрительная логика | 8,2 | 8,9 | 8,9 | 4,3 | 10,0 | 
| Абстрактная логика | 7,4 | 7,9 | 8,4 | 3,2 | 9,3 | 
| Внимание | 6,3 | 6,2 | 7,8 | 3,8 | 8,6 | 
| Общий балл | 7,2 | 7,4 | 6,7 | 5,8 | 8,2 | 
| Склонность к обучению | |||||
| Инженерный | 5,5 | 5,6 | 4,70a | 4,7 | 6,0 | 
| Физико-матем. | 6,6 | 6,4 | 6,3 | 5,9 | 7,6 | 
| Естественнонауч. | 7,1 | 7,4 | 7,4 | 5,6 | 8,8 | 
| Естеств.-технолог. | 5,7 | 5,5 | 5,00a | 5,0 | 7,1 | 
| Творческий | 7,7 | 7,6 | 7,5 | 6,7 | 8,6 | 
| Лингвистический | 6,0 | 5,9 | 5,9 | 4,9 | 6,8 | 
| Обществ.-гуманитар. | 6,5 | 6,4 | 6,9 | 5,8 | 6,9 | 
| Финанс.-экономич. | 4,4 | 4,4 | 3,80a | 3,8 | 5,3 | 
| Информ.-технолог. | 5,6 | 5,4 | 5,0 | 5,0 | 6,4 | 
| Тренинговые программы | |||||
| Об.балл мотивация | 5,4 | 5,9 | 4,10a | 4,1 | 6,5 | 
| Мотивация | 2,8 | 2,8 | 1,80a | 1,8 | 3,8 | 
| Интеллект. развитие | 4,4 | 4,8 | 3,4 | 1,6 | 6,4 | 
| Коммуник. навыки | 4,2 | 2,6 | 1,60a | 1,4 | 10,0 | 
| Лидерство и отношения | 4,6 | 4,4 | 4,4 | 2,0 | 8,8 | 
| Самоорганизация | 4,1 | 3,8 | 1,6 | 1,6 | 7,8 | 
| Эмоц. саморегуляция | 4,0 | 3,2 | 3,2 | 1,8 | 7,0 | 
| Жизненные установки | |||||
| Активная целеустр. | 4,0 | 3,8 | 3,8 | 1,5 | 6,7 | 
| Творческая свобода | 6,1 | 5,5 | 9,0 | 4,0 | 9,0 | 
| Ответственность | 5,6 | 4,9 | 4,90a | 3,8 | 7,2 | 
| Профессиональные интересы | |||||
| Менеджер | 5,1 | 5,2 | 4,00a | 3,3 | 6,8 | 
| Предприниматель | 5,3 | 5,5 | 5,5 | 2,9 | 7,8 | 
| Коммуникатор | 5,6 | 6,8 | 7,0 | 3,2 | 7,3 | 
| Инноватор | 6,6 | 7,2 | 7,2 | 3,9 | 9,0 | 
| Специалист | 6,1 | 5,7 | 5,40a | 5,4 | 7,9 | 
| Функционалист | 5,7 | 5,4 | 5,4 | 4,6 | 7,7 | 
| Аналитик | 4,8 | 5,1 | 5,1 | 1,5 | 6,2 | 
| Администратор | 4,4 | 4,2 | 1,70a | 1,7 | 6,9 | 
| Структура интеллекта | |||||
| Вычисления | 6,1 | 6,2 | 5,40a | 3,6 | 7,9 | 
| Лексика | 6,1 | 6,3 | 4,9 | 4,9 | 7,7 | 
| Эрудиция | 7,3 | 7,6 | 5,8 | 4,1 | 10,0 | 
| Зрительная логика | 7,0 | 7,3 | 6,40a | 6,4 | 8,2 | 
| Абстрактная логика | 7,1 | 6,9 | 6,9 | 5,1 | 10,0 | 
| Внимание | 7,2 | 7,2 | 6,2 | 6,2 | 9,2 | 
| Общий балл | 6,8 | 6,6 | 6,6 | 6,1 | 7,9 | 
| Мотивация | |||||
| Достижения | 6,4 | 7,0 | 1,30a | 1,3 | 9,9 | 
| Внешняя | 4,3 | 3,8 | 3,8 | 2,6 | 6,8 | 
| Интерес | 6,8 | 8,0 | 8,00a | 4,1 | 8,6 | 
| Определенность | 4,4 | 4,3 | 1,00a | 1,0 | 10,0 | 
| Комфорт | 5,5 | 4,5 | 3,50a | 3,5 | 8,2 | 
| Творчество | 7,2 | 6,5 | 6,5 | 5,4 | 10,0 | 
| Деньги | 4,9 | 5,5 | 1,50a | 1,5 | 7,1 | 
| Взаимоотношения | 4,7 | 3,3 | 3,3 | 1,0 | 8,9 | 
| Преодоление | 6,1 | 6,4 | 2,80a | 2,8 | 8,3 | 
| Престиж | 4,2 | 2,6 | 2,6 | 2,6 | 9,3 | 
| Личность | |||||
| Экстраверсия | 5,4 | 5,0 | 4,5 | 2,0 | 8,1 | 
| Мышление | 5,1 | 5,7 | 3,90a | 3,3 | 6,9 | 
| Интуиция | 8,3 | 8,0 | 8,0 | 5,4 | 10,0 | 
| Планомерность | 5,8 | 5,4 | 2,70a | 2,7 | 8,2 | 
| Доминантность | 5,8 | 6,8 | 6,8 | 1,6 | 9,0 | 
| Соцжелательность | 5,1 | 5,7 | 7,8 | 1,5 | 7,8 | 
| Рекомендации по развитию | |||||
| Саморегуляция | 4,5 | 4,1 | 2,30a | 2,3 | 7,9 | 
| Стрессменеджмент | 5,8 | 5,8 | 2,80a | 2,8 | 7,9 | 
| Самоорганизация | 7,1 | 7,5 | 7,5 | 4,2 | 9,3 | 
| Таймменеджмент | 4,3 | 4,5 | 1,90a | 1,9 | 5,7 | 
| Уверенность в общении | 5,3 | 5,5 | 9,6 | 1,3 | 9,6 | 
| Эффект. коммуникации | 5,7 | 5,7 | 1,40a | 1,4 | 9,7 | 
| Управление другими | 4,4 | 3,4 | 6,7 | 2,5 | 6,7 | 
| Самопознание | 7,6 | 8,5 | 4,40a | 4,4 | 9,3 | 
| Тип карьеры | |||||
| Профессиональный | 5,8 | 5,5 | 7,5 | 3,7 | 7,5 | 
| Творческий | 6,9 | 8,4 | 9,3 | 2,7 | 9,9 | 
| Предпринимательский | 4,7 | 5,3 | 2,20a | 2,2 | 6,7 | 
| Корпоративный | 4,3 | 2,6 | 1,40a | 1,4 | 8,9 | 
| Статический | 5,4 | 4,7 | 2,30a | 2,3 | 9,0 |