В исследовании участвовали студенты-бакалавры направления «Философия» Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета в количестве. Объём выборки составил 7 человек.
В качестве инструментария использовались профориентационные комплексы «Профориентатор» и «Профкарьера» [2, c. 25].
Тестирование проходили студенты в возрасте 20-22 года, обучающиеся на 3 и 4 курсе. В анализ также включались результаты профориентационного тестирования студентов, полученные на первом курсе.
Возрастной состав выборки представлен на диаграмме 1.
Рисунок 1 – Возрастной состав выборки студентов направления подготовки «Философия» ДВФУ
Из диаграммы видно, что студенты в возрасте 20 лет составили 43% выборки, в возрасте 21 года – также 43% и 22 лет – 14%. Таким образом, средний возраст респондентов составил 20,7 лет.
На рисунке 2 наглядно продемонстрировано распределение выборки по полу, включая 71 % юношей и 29% - девушек.
Рисунок 2 – Соотношение юношей и девушек среди студентов направления подготовки «Философия» ДВФУ
Следует отметить, что в системе высшего профессионального образования сохраняется горизонтальная гендерная сегрегация: девушки в основном сосредоточены на гуманитарных и социальных специальностях. Так, по статистике, юноши составляют около 24% от числа студентов гуманитарного профиля, девушки – около 76% [6, c. 10-11].
Полученные в ходе исследования данные представлены на рисунках 3-13.
Первый блок комплекса «Профориентатор» – «Интересы».
Рисунок 3 – Результаты исследования интересов студентов
по комплексу «Профориентатор»
На рисунке 3 видно, что студенты-философы демонстрируют высокую заинтересованность в сфере искусства, науки и природы, и, напротив, отвергают интерес к бизнесу.
Группа ориентирована на глубокое познание и анализ информации, проявляет интерес к работе с природными объектами и явлениями, их познанию. Также в своей профессиональной деятельности студенты хотели бы так или иначе соприкасаться с миром искусства: участвовать в создании художественных образов, анализировать и критиковать созданные другими произведения.
Можно сказать о том, что респонденты не ориентированы на работу в динамично развивающихся областях профессиональной деятельности, у них нет повышенного интереса к экономике, менеджменту, финансам, работе с деньгами.
Далее следует второй блок комплекса «Профориентатор» – «Личность».
Рисунок 4 – Результаты исследования личностных особенностей студентов по комплексу «Профориентатор»
Как видно на рисунке 4, наиболее выраженной является характеристика «Согласие», наименее – «Активность». Студенты демонстрируют склонность сотрудничать и соглашаться с другими, умение встать на точку зрения другого, посочувствовать, желание помочь. Низкий полюс активности говорит о скромности в общении, предпочтении узкого круга большому количеству людей, интересе к своему внутреннему миру. Это позволяет описать обследуемый контингент как, большей частью, интровертов. Так, студенты-философы предпочитают глубину общения, а не большое количество поверхностных контактов, которые обычно их утомляют. Можно предположить, что это могло послужить одним из факторов выбора именно направления «Философия» как профессии, предоставляющей возможность работать самостоятельно или в небольшом знакомом коллективе.
Третий блок является одинаковым для комплексов «Профориентатор» и «Профкарьера» и направлен на изучение интеллекта, данные представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Результаты исследования интеллекта студентов по комплексам «Профориентатор» и «Профкарьера»
Все факторы блока как на первом, так и на четвёртом курсах, находятся либо в коридоре возрастной нормы, либо выходят за её верхнюю границу. Из диаграммы также видно, что существует тенденция к повышению показателей интеллекта к 4 курсу обучения. Данные показывают, что, в среднем, в структуре интеллекта наиболее развиты шкалы «Эрудиция» и «Зрительная логика». Студенты-философы демонстрируют широкий кругозор и высокую общую осведомленность о разных сферах жизни, развитую познавательную активность, глубокие познания в одной или нескольких областях знания. У студентов направления «Философия» сформирован комплекс знаний, которым они могут воспользоваться для решения возникающих проблем. Стоит отметить, что способность синтезировать знания из различных областей необходима практически для всех профессий, связанных с интеллектуальной деятельностью [3, c. 67], и говорит о высоком культурном уровне. Зрительная логика также определяет высокий общий интеллектуальный потенциал, умение работать с наглядной информацией, анализировать рисунки, схемы.
Можно предположить, что такая картина сформировалась именно благодаря обучению по направлению «Философия» – специфика философской науки заключается в том, что её законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление [5, с. 8-9], обеспечивая высокую эрудированность обучающихся .
Четвёртый блок комплекса «Профориентатор» – «Склонность к профилю обучения», представлен на рисунке 6.
Рисунок 6 – Результаты исследования склонности студентов к обучению по комплексу «Профориентатор»
В целом, группа демонстрирует способность обучаться по различным направлениям – от инженерного до лингвистического. Но наиболее выражены для студентов направления «Философия» естественнонаучный и творческий профили. Респонденты проявляют склонность к дисциплинам естественно-научного цикла, которые способствуют становлению научного мировоззрения, формированию научного стиля мышления, развитию целостного интегративного образа мира. Творческий профиль говорит об интересе к культуре и искусству, направленности на раскрытие индивидуальности, самореализацию личности. Студенты-философы ориентированы на создание нового, более прогрессивного, способствующего возвышению старого, ранее усвоенного знания, обогащению и наполнению его новым смыслом и содержанием.
Заключительный блок комплекса «Профориентатор» – «Тренинговые программы», данные отражены на рисунке 7.
Рисунок 7 – Рекомендации по развитию студентов по результатам тестирования по комплексу «Профориентатор»
Наиболее популярными тренинговыми программами для студентов направления «Философия» оказались «Мотивация» и «Лидерство и отношения». Присутствует мода на развитие коммуникативных навыков и навыков самоорганизации с целью более эффективного управления временем. Рекомендуется выделить приоритеты среди большого количества интересов. В целом, по своим личностным проявлениям респонденты недостаточно инициативны и толерантны, поэтому им рекомендовано развитие лидерских качеств, повышение общей самоэффективности личности, осознание своих потребностей, мотивов, ценностей и целей как основы для самодетерминированного поведения. Развитие лидерских, интеллектуально-творческих, организаторских и социально-коммуникативных способностей позволит будущим специалистам опираться на них в дальнейшем профессиональном и личностном росте.
Результаты исследования студентов направления «Философия» по первому блоку комплекса «Профкарьера» – «Жизненные установки» – представлены на рисунке 8.
Рисунок 8 – Результаты исследования жизненных установок студентов по комплексу «Профкарьера»
Самой выраженной жизненной установкой в группе является творческая свобода. Это говорит о том, что студенты в основном ориентированы на инновации, стремятся к самовыражению, в частности, путем создания нового или совершенствования ранее созданного уникального результата в своей профессиональной деятельности. Для респондентов важными являются свобода мысли и слова, возможность выражать свое мнение, а также генерировать и распространять новые идеи.
Наименее выраженной оказалась установка на активную целеустремлённость. В целом, группа демонстрирует пассивность, отсутствие определённости в своих целях и желаниях, неготовность их воплощать на данной момент времени. Вероятно, это связано с некоторым недостатком самоопределения – студенты-философы ещё не разобрались в том, что для них действительно важно.
Блок «Профессиональные интересы» представлен на рисунке 9.
Рисунок 9 – Результаты исследования карьерных интересов студентов по комплексу «Профкарьера»
Студенты направления «Философия» демонстрируют довольно широкий спектр профессиональных интересов. Однако, самыми представленными в группе являются интересы «Коммуникатор» и «Инноватор». Шкала «Инноватор» соотносит творческую деятельность с профессиональными интересами, связанными с инновационной работой по генерированию новых идей, продуктов и технологий. Фактор «Коммуникатор» говорит о направленности студентов на взаимодействие с людьми в процессе работы.
Отвержение интереса «Администратор» свидетельствует об отсутствии заинтересованности в административной деятельности, поддержке функционирования различных систем в организации, обеспечении порядка и стабильности, планировании и контроле текущей деятельности.
Данные третьего блока комплекса «Профкарьера» – «Мотивация» – отражены на рисунке 10.
Рисунок 10 – Результаты исследования мотивации студентов по комплексу «Профкарьера»
Можно отметить более низкие значения шкал «Деньги», «Определённость», более высокие – «Интерес» и «Творчество». Низкие полюса мотивов «Деньги», «Достижение» говорят о том, что у студентов мало выражена материальная мотивация, ориентация на хороший доход, либо возможность много зарабатывать. Напротив, студенты-философы в первую очередь ориентированы на содержание труда, познавательную и творческую активность, удовольствие и включенность в работу, возможность генерировать новые идеи, нежели на мотивы социальной защищённости, уверенности в будущем и престижности профессии. Так, слабовыраженные прагматичные карьерные мотивы в будущем не будут способствовать оттоку хорошо подготовленных специалистов в более престижные (по уровню оплаты и возможностям карьерного роста) отрасли [1, c. 88].
Результаты тестирования по блоку «Личность» комплекса «Профкарьера» представлены на рисунке 11.
Рисунок 11 – Результаты исследования личностных особенностей студентов по комплексу «Профкарьера»
Относительно личностных характеристик, можно говорить о выраженности шкалы «Интуиция», отвержении фактора «Планомерность» и высокой ориентации на социальную желательность, которая проявляется в тенденции испытуемых показать себя лучше, чем они есть, несколько приукрасить себя и свои качества.
Студенты-философы мечтательны, концептуальны, идейны, стремятся к оригинальности и новым возможностям. Во многом это обуславливает их ориентацию на процесс, а не на результат, «импровизационный» стиль поведения, готовность к неопределенности, гибкость, открытость, отвержение планомерности, систематичности, организованности. В целом, студенты демонстрируют умеренную общительность и контактность, потребность в чередовании периодов повышенной активности с периодами спокойствия.
Блок «Тип карьеры» комплекса «Профкарьера» представлен на рисунке 12.
Рисунок 12 – Результаты исследования карьерных предпочтений студентов по комплексу «Профкарьера»
Исходя из результатов исследования, студенты направления «Философия» наиболее склонны к творческому и профессиональному типам карьеры, демонстрируют отвержение корпоративного типа.
Творческий тип карьеры предполагает приоритет на содержание и процесс самого труда, высокий интерес к выполняемой работе, творческие виды деятельности, постановку сложных задач, требующих инновационного подхода и нестандартных решений. Таким образом, главным в профессии для респондентов является именно творческая реализация, иногда и несмотря на отсутствие высокого дохода.
Ориентация на профессиональный тип указывает на то, что студенты-философы всё ещё находятся в активном поиске «своей» профессиональной сферы, не имеют амбициозных карьерных планов, но при этом стремятся быть профессионалами в выбранной области.
Завершающий блок комплекса «Профкарьера» представлен в формате рекомендаций по развитию и отражен на рисунке 13.
Рисунок 13 – Рекомендации по развитию студентов по результатам тестирования по комплексу «Профкарьера»
По результатам тестирования были определены зоны для развития студентов-философов, включающие уверенность в общении и самоорганизацию. Данные тренинги подразумевают своей целью улучшение навыков межличностной коммуникации, увеличение самоэффективности личности и, в частности, эффективности управления временем.
Сопоставление рекомендаций, полученных студентами на 1 и 4 курсе обучения, показывает, что к 4 курсу обучения мода с на рекомендацию по развитию коммуникативных способностей, уверенности в общении и навыков самоорганизации сохраняется.
Таким образом, подводя итоги профориентационного исследования по комплексам «Профориентатор» и «Профкарьера», можно сказать о том, что студенты направления «Философия» демонстрируют ориентацию на творческий тип карьеры, умение оперативно реагировать и решать сложные и нестандартные проблемы, применять фундаментальные знания и принципы в широких и непредсказуемых контекстах, а также готовность к диалогу и сотрудничеству с другими людьми.
Следует отметить, что полученные в ходе исследования данные противоречат представлениям других исследователей о том, что к старшим курсам студенты демонстрируют достаточное принятие своей будущей профессиональной деятельности и заинтересованность в достижении высоких результатов в ней [4, с. 184]. Так, студенты-философы, получая гуманитарное образование, позволяющее работать в разных профессиональных сферах, и имея склонность к различным профилям обучения, в целом, к концу обучения не определились в своих профессиональных целях и желаниях.
Список литературы
Гарбузова, М. А. Актуализация профессионального самоопределения молодёжи в современных условиях // Вестник КемГУ. – 2017. – №4. – С. 86-90.
Дикова В.В. Карьерное консультирование – инструмент прогнозирования профессионального будущего // Профессиональное образование и рынок труда. – 2016. – №2. – С. 24-27.
Дикова, В.В. Ориентация на развитие как ключевая трансфессиональная компетенция выпускника вуза // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – №4. – С. 66-71.
Кряжева Е. В., Виноградская М. Ю. Изучение структуры профессионального самоопределения студентов // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №64-1. – С. 182-185.
Сулима И.И. Философия образования и перспективы философии // Вестник Мининского университета. – 2016. – №2 (15). – С. 1-11.
Хасбулатова О.А. Профессиональное образование мужчин и женщин в России в 1918-2015 гг.: историко-социологический анализ // Женщина в российском обществе. – 2015. – №3-4 (76-77). – С. 3-14.
Приложение
Описательные статистики
Фактор |
Ср. знач. |
Медиана |
Мода |
Min |
Max |
Интересы |
|||||
Техника |
4,5 |
5,9 |
2,30a |
1,9 |
7,0 |
Наука |
6,7 |
6,1 |
4,50a |
4,5 |
9,4 |
Искусство |
7,4 |
8,1 |
5,60a |
5,6 |
8,9 |
Общение |
4,4 |
4,6 |
6,2 |
1,1 |
6,6 |
Бизнес |
3,8 |
3,6 |
1,50a |
1,5 |
5,6 |
Знак |
4,4 |
4,0 |
4,0 |
2,8 |
6,2 |
Природа |
6,3 |
6,9 |
4,50a |
4,2 |
10,0 |
Риск |
5,9 |
5,7 |
5,7 |
3,9 |
8,5 |
Личностные характеристики |
|||||
Активность |
4,1 |
4,7 |
2,90a |
1,0 |
5,8 |
Согласие |
6,7 |
7,2 |
7,2 |
4,1 |
9,4 |
Самоконтроль |
4,1 |
4,1 |
5,8 |
2,1 |
5,8 |
Эмоц. стабильность |
5,2 |
4,4 |
4,4 |
2,5 |
8,0 |
Интеллект |
|||||
Вычисления |
6,0 |
5,9 |
4,30a |
4,3 |
8,1 |
Лексика |
6,8 |
6,9 |
8,4 |
4,6 |
8,4 |
Эрудиция |
8,6 |
9,2 |
10,0 |
5,9 |
10,0 |
Зрительная логика |
8,2 |
8,9 |
8,9 |
4,3 |
10,0 |
Абстрактная логика |
7,4 |
7,9 |
8,4 |
3,2 |
9,3 |
Внимание |
6,3 |
6,2 |
7,8 |
3,8 |
8,6 |
Общий балл |
7,2 |
7,4 |
6,7 |
5,8 |
8,2 |
Склонность к обучению |
|||||
Инженерный |
5,5 |
5,6 |
4,70a |
4,7 |
6,0 |
Физико-матем. |
6,6 |
6,4 |
6,3 |
5,9 |
7,6 |
Естественнонауч. |
7,1 |
7,4 |
7,4 |
5,6 |
8,8 |
Естеств.-технолог. |
5,7 |
5,5 |
5,00a |
5,0 |
7,1 |
Творческий |
7,7 |
7,6 |
7,5 |
6,7 |
8,6 |
Лингвистический |
6,0 |
5,9 |
5,9 |
4,9 |
6,8 |
Обществ.-гуманитар. |
6,5 |
6,4 |
6,9 |
5,8 |
6,9 |
Финанс.-экономич. |
4,4 |
4,4 |
3,80a |
3,8 |
5,3 |
Информ.-технолог. |
5,6 |
5,4 |
5,0 |
5,0 |
6,4 |
Тренинговые программы |
|||||
Об.балл мотивация |
5,4 |
5,9 |
4,10a |
4,1 |
6,5 |
Мотивация |
2,8 |
2,8 |
1,80a |
1,8 |
3,8 |
Интеллект. развитие |
4,4 |
4,8 |
3,4 |
1,6 |
6,4 |
Коммуник. навыки |
4,2 |
2,6 |
1,60a |
1,4 |
10,0 |
Лидерство и отношения |
4,6 |
4,4 |
4,4 |
2,0 |
8,8 |
Самоорганизация |
4,1 |
3,8 |
1,6 |
1,6 |
7,8 |
Эмоц. саморегуляция |
4,0 |
3,2 |
3,2 |
1,8 |
7,0 |
Жизненные установки |
|||||
Активная целеустр. |
4,0 |
3,8 |
3,8 |
1,5 |
6,7 |
Творческая свобода |
6,1 |
5,5 |
9,0 |
4,0 |
9,0 |
Ответственность |
5,6 |
4,9 |
4,90a |
3,8 |
7,2 |
Профессиональные интересы |
|||||
Менеджер |
5,1 |
5,2 |
4,00a |
3,3 |
6,8 |
Предприниматель |
5,3 |
5,5 |
5,5 |
2,9 |
7,8 |
Коммуникатор |
5,6 |
6,8 |
7,0 |
3,2 |
7,3 |
Инноватор |
6,6 |
7,2 |
7,2 |
3,9 |
9,0 |
Специалист |
6,1 |
5,7 |
5,40a |
5,4 |
7,9 |
Функционалист |
5,7 |
5,4 |
5,4 |
4,6 |
7,7 |
Аналитик |
4,8 |
5,1 |
5,1 |
1,5 |
6,2 |
Администратор |
4,4 |
4,2 |
1,70a |
1,7 |
6,9 |
Структура интеллекта |
|||||
Вычисления |
6,1 |
6,2 |
5,40a |
3,6 |
7,9 |
Лексика |
6,1 |
6,3 |
4,9 |
4,9 |
7,7 |
Эрудиция |
7,3 |
7,6 |
5,8 |
4,1 |
10,0 |
Зрительная логика |
7,0 |
7,3 |
6,40a |
6,4 |
8,2 |
Абстрактная логика |
7,1 |
6,9 |
6,9 |
5,1 |
10,0 |
Внимание |
7,2 |
7,2 |
6,2 |
6,2 |
9,2 |
Общий балл |
6,8 |
6,6 |
6,6 |
6,1 |
7,9 |
Мотивация |
|||||
Достижения |
6,4 |
7,0 |
1,30a |
1,3 |
9,9 |
Внешняя |
4,3 |
3,8 |
3,8 |
2,6 |
6,8 |
Интерес |
6,8 |
8,0 |
8,00a |
4,1 |
8,6 |
Определенность |
4,4 |
4,3 |
1,00a |
1,0 |
10,0 |
Комфорт |
5,5 |
4,5 |
3,50a |
3,5 |
8,2 |
Творчество |
7,2 |
6,5 |
6,5 |
5,4 |
10,0 |
Деньги |
4,9 |
5,5 |
1,50a |
1,5 |
7,1 |
Взаимоотношения |
4,7 |
3,3 |
3,3 |
1,0 |
8,9 |
Преодоление |
6,1 |
6,4 |
2,80a |
2,8 |
8,3 |
Престиж |
4,2 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
9,3 |
Личность |
|||||
Экстраверсия |
5,4 |
5,0 |
4,5 |
2,0 |
8,1 |
Мышление |
5,1 |
5,7 |
3,90a |
3,3 |
6,9 |
Интуиция |
8,3 |
8,0 |
8,0 |
5,4 |
10,0 |
Планомерность |
5,8 |
5,4 |
2,70a |
2,7 |
8,2 |
Доминантность |
5,8 |
6,8 |
6,8 |
1,6 |
9,0 |
Соцжелательность |
5,1 |
5,7 |
7,8 |
1,5 |
7,8 |
Рекомендации по развитию |
|||||
Саморегуляция |
4,5 |
4,1 |
2,30a |
2,3 |
7,9 |
Стрессменеджмент |
5,8 |
5,8 |
2,80a |
2,8 |
7,9 |
Самоорганизация |
7,1 |
7,5 |
7,5 |
4,2 |
9,3 |
Таймменеджмент |
4,3 |
4,5 |
1,90a |
1,9 |
5,7 |
Уверенность в общении |
5,3 |
5,5 |
9,6 |
1,3 |
9,6 |
Эффект. коммуникации |
5,7 |
5,7 |
1,40a |
1,4 |
9,7 |
Управление другими |
4,4 |
3,4 |
6,7 |
2,5 |
6,7 |
Самопознание |
7,6 |
8,5 |
4,40a |
4,4 |
9,3 |
Тип карьеры |
|||||
Профессиональный |
5,8 |
5,5 |
7,5 |
3,7 |
7,5 |
Творческий |
6,9 |
8,4 |
9,3 |
2,7 |
9,9 |
Предпринимательский |
4,7 |
5,3 |
2,20a |
2,2 |
6,7 |
Корпоративный |
4,3 |
2,6 |
1,40a |
1,4 |
8,9 |
Статический |
5,4 |
4,7 |
2,30a |
2,3 |
9,0 |