ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ФИЛОСОФИЯ» - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ФИЛОСОФИЯ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В исследовании участвовали студенты-бакалавры направления «Философия» Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета в количестве. Объём выборки составил 7 человек.

В качестве инструментария использовались профориентационные комплексы «Профориентатор» и «Профкарьера» [2, c. 25].

Тестирование проходили студенты в возрасте 20-22 года, обучающиеся на 3 и 4 курсе. В анализ также включались результаты профориентационного тестирования студентов, полученные на первом курсе.

Возрастной состав выборки представлен на диаграмме 1.

Рисунок 1 – Возрастной состав выборки студентов направления подготовки «Философия» ДВФУ

Из диаграммы видно, что студенты в возрасте 20 лет составили 43% выборки, в возрасте 21 года – также 43% и 22 лет – 14%. Таким образом, средний возраст респондентов составил 20,7 лет.

На рисунке 2 наглядно продемонстрировано распределение выборки по полу, включая 71 % юношей и 29% - девушек.

Рисунок 2 – Соотношение юношей и девушек среди студентов направления подготовки «Философия» ДВФУ

Следует отметить, что в системе высшего профессионального образования сохраняется горизонтальная гендерная сегрегация: девушки в основном сосредоточены на гуманитарных и социальных специальностях. Так, по статистике, юноши составляют около 24% от числа студентов гуманитарного профиля, девушки – около 76% [6, c. 10-11].

Полученные в ходе исследования данные представлены на рисунках 3-13.

Первый блок комплекса «Профориентатор» – «Интересы».

Рисунок 3 – Результаты исследования интересов студентов

по комплексу «Профориентатор»

На рисунке 3 видно, что студенты-философы демонстрируют высокую заинтересованность в сфере искусства, науки и природы, и, напротив, отвергают интерес к бизнесу.

Группа ориентирована на глубокое познание и анализ информации, проявляет интерес к работе с природными объектами и явлениями, их познанию. Также в своей профессиональной деятельности студенты хотели бы так или иначе соприкасаться с миром искусства: участвовать в создании художественных образов, анализировать и критиковать созданные другими произведения.

Можно сказать о том, что респонденты не ориентированы на работу в динамично развивающихся областях профессиональной деятельности, у них нет повышенного интереса к экономике, менеджменту, финансам, работе с деньгами.

Далее следует второй блок комплекса «Профориентатор» – «Личность».

Рисунок 4 – Результаты исследования личностных особенностей студентов по комплексу «Профориентатор»

Как видно на рисунке 4, наиболее выраженной является характеристика «Согласие», наименее – «Активность». Студенты демонстрируют склонность сотрудничать и соглашаться с другими, умение встать на точку зрения другого, посочувствовать, желание помочь. Низкий полюс активности говорит о скромности в общении, предпочтении узкого круга большому количеству людей, интересе к своему внутреннему миру. Это позволяет описать обследуемый контингент как, большей частью, интровертов. Так, студенты-философы предпочитают глубину общения, а не большое количество поверхностных контактов, которые обычно их утомляют. Можно предположить, что это могло послужить одним из факторов выбора именно направления «Философия» как профессии, предоставляющей возможность работать самостоятельно или в небольшом знакомом коллективе.

Третий блок является одинаковым для комплексов «Профориентатор» и «Профкарьера» и направлен на изучение интеллекта, данные представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Результаты исследования интеллекта студентов по комплексам «Профориентатор» и «Профкарьера»

Все факторы блока как на первом, так и на четвёртом курсах, находятся либо в коридоре возрастной нормы, либо выходят за её верхнюю границу. Из диаграммы также видно, что существует тенденция к повышению показателей интеллекта к 4 курсу обучения. Данные показывают, что, в среднем, в структуре интеллекта наиболее развиты шкалы «Эрудиция» и «Зрительная логика». Студенты-философы демонстрируют широкий кругозор и высокую общую осведомленность о разных сферах жизни, развитую познавательную активность, глубокие познания в одной или нескольких областях знания. У студентов направления «Философия» сформирован комплекс знаний, которым они могут воспользоваться для решения возникающих проблем. Стоит отметить, что способность синтезировать знания из различных областей необходима практически для всех профессий, связанных с интеллектуальной деятельностью [3, c. 67], и говорит о высоком культурном уровне. Зрительная логика также определяет высокий общий интеллектуальный потенциал, умение работать с наглядной информацией, анализировать рисунки, схемы.

Можно предположить, что такая картина сформировалась именно благодаря обучению по направлению «Философия» – специфика философской науки заключается в том, что её законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление [5, с. 8-9], обеспечивая высокую эрудированность обучающихся .

Четвёртый блок комплекса «Профориентатор» – «Склонность к профилю обучения», представлен на рисунке 6.

Рисунок 6 – Результаты исследования склонности студентов к обучению по комплексу «Профориентатор»

В целом, группа демонстрирует способность обучаться по различным направлениям – от инженерного до лингвистического. Но наиболее выражены для студентов направления «Философия» естественнонаучный и творческий профили. Респонденты проявляют склонность к дисциплинам естественно-научного цикла, которые способствуют становлению научного мировоззрения, формированию научного стиля мышления, развитию целостного интегративного образа мира. Творческий профиль говорит об интересе к культуре и искусству, направленности на раскрытие индивидуальности, самореализацию личности. Студенты-философы ориентированы на создание нового, более прогрессивного, способствующего возвышению старого, ранее усвоенного знания, обогащению и наполнению его новым смыслом и содержанием.

Заключительный блок комплекса «Профориентатор» – «Тренинговые программы», данные отражены на рисунке 7.

Рисунок 7 – Рекомендации по развитию студентов по результатам тестирования по комплексу «Профориентатор»

Наиболее популярными тренинговыми программами для студентов направления «Философия» оказались «Мотивация» и «Лидерство и отношения». Присутствует мода на развитие коммуникативных навыков и навыков самоорганизации с целью более эффективного управления временем. Рекомендуется выделить приоритеты среди большого количества интересов. В целом, по своим личностным проявлениям респонденты недостаточно инициативны и толерантны, поэтому им рекомендовано развитие лидерских качеств, повышение общей самоэффективности личности, осознание своих потребностей, мотивов, ценностей и целей как основы для самодетерминированного поведения. Развитие лидерских, интеллектуально-творческих, организаторских и социально-коммуникативных способностей позволит будущим специалистам опираться на них в дальнейшем профессиональном и личностном росте.

Результаты исследования студентов направления «Философия» по первому блоку комплекса «Профкарьера» – «Жизненные установки» – представлены на рисунке 8.

Рисунок 8 – Результаты исследования жизненных установок студентов по комплексу «Профкарьера»

Самой выраженной жизненной установкой в группе является творческая свобода. Это говорит о том, что студенты в основном ориентированы на инновации, стремятся к самовыражению, в частности, путем создания нового или совершенствования ранее созданного уникального результата в своей профессиональной деятельности. Для респондентов важными являются свобода мысли и слова, возможность выражать свое мнение, а также генерировать и распространять новые идеи.

Наименее выраженной оказалась установка на активную целеустремлённость. В целом, группа демонстрирует пассивность, отсутствие определённости в своих целях и желаниях, неготовность их воплощать на данной момент времени. Вероятно, это связано с некоторым недостатком самоопределения – студенты-философы ещё не разобрались в том, что для них действительно важно.

Блок «Профессиональные интересы» представлен на рисунке 9.

Рисунок 9 – Результаты исследования карьерных интересов студентов по комплексу «Профкарьера»

Студенты направления «Философия» демонстрируют довольно широкий спектр профессиональных интересов. Однако, самыми представленными в группе являются интересы «Коммуникатор» и «Инноватор». Шкала «Инноватор» соотносит творческую деятельность с профессиональными интересами, связанными с инновационной работой по генерированию новых идей, продуктов и технологий. Фактор «Коммуникатор» говорит о направленности студентов на взаимодействие с людьми в процессе работы.

Отвержение интереса «Администратор» свидетельствует об отсутствии заинтересованности в административной деятельности, поддержке функционирования различных систем в организации, обеспечении порядка и стабильности, планировании и контроле текущей деятельности.

Данные третьего блока комплекса «Профкарьера» – «Мотивация» – отражены на рисунке 10.

Рисунок 10 – Результаты исследования мотивации студентов по комплексу «Профкарьера»

Можно отметить более низкие значения шкал «Деньги», «Определённость», более высокие – «Интерес» и «Творчество». Низкие полюса мотивов «Деньги», «Достижение» говорят о том, что у студентов мало выражена материальная мотивация, ориентация на хороший доход, либо возможность много зарабатывать. Напротив, студенты-философы в первую очередь ориентированы на содержание труда, познавательную и творческую активность, удовольствие и включенность в работу, возможность генерировать новые идеи, нежели на мотивы социальной защищённости, уверенности в будущем и престижности профессии. Так, слабовыраженные прагматичные карьерные мотивы в будущем не будут способствовать оттоку хорошо подготовленных специалистов в более престижные (по уровню оплаты и возможностям карьерного роста) отрасли [1, c. 88].

Результаты тестирования по блоку «Личность» комплекса «Профкарьера» представлены на рисунке 11.

Рисунок 11 – Результаты исследования личностных особенностей студентов по комплексу «Профкарьера»

Относительно личностных характеристик, можно говорить о выраженности шкалы «Интуиция», отвержении фактора «Планомерность» и высокой ориентации на социальную желательность, которая проявляется в тенденции испытуемых показать себя лучше, чем они есть, несколько приукрасить себя и свои качества.

Студенты-философы мечтательны, концептуальны, идейны, стремятся к оригинальности и новым возможностям. Во многом это обуславливает их ориентацию на процесс, а не на результат, «импровизационный» стиль поведения, готовность к неопределенности, гибкость, открытость, отвержение планомерности, систематичности, организованности. В целом, студенты демонстрируют умеренную общительность и контактность, потребность в чередовании периодов повышенной активности с периодами спокойствия.

Блок «Тип карьеры» комплекса «Профкарьера» представлен на рисунке 12.

Рисунок 12 – Результаты исследования карьерных предпочтений студентов по комплексу «Профкарьера»

Исходя из результатов исследования, студенты направления «Философия» наиболее склонны к творческому и профессиональному типам карьеры, демонстрируют отвержение корпоративного типа.

Творческий тип карьеры предполагает приоритет на содержание и процесс самого труда, высокий интерес к выполняемой работе, творческие виды деятельности, постановку сложных задач, требующих инновационного подхода и нестандартных решений. Таким образом, главным в профессии для респондентов является именно творческая реализация, иногда и несмотря на отсутствие высокого дохода.

Ориентация на профессиональный тип указывает на то, что студенты-философы всё ещё находятся в активном поиске «своей» профессиональной сферы, не имеют амбициозных карьерных планов, но при этом стремятся быть профессионалами в выбранной области.

Завершающий блок комплекса «Профкарьера» представлен в формате рекомендаций по развитию и отражен на рисунке 13.

Рисунок 13 – Рекомендации по развитию студентов по результатам тестирования по комплексу «Профкарьера»

По результатам тестирования были определены зоны для развития студентов-философов, включающие уверенность в общении и самоорганизацию. Данные тренинги подразумевают своей целью улучшение навыков межличностной коммуникации, увеличение самоэффективности личности и, в частности, эффективности управления временем.

Сопоставление рекомендаций, полученных студентами на 1 и 4 курсе обучения, показывает, что к 4 курсу обучения мода с на рекомендацию по развитию коммуникативных способностей, уверенности в общении и навыков самоорганизации сохраняется.

Таким образом, подводя итоги профориентационного исследования по комплексам «Профориентатор» и «Профкарьера», можно сказать о том, что студенты направления «Философия» демонстрируют ориентацию на творческий тип карьеры, умение оперативно реагировать и решать сложные и нестандартные проблемы, применять фундаментальные знания и принципы в широких и непредсказуемых контекстах, а также готовность к диалогу и сотрудничеству с другими людьми.

Следует отметить, что полученные в ходе исследования данные противоречат представлениям других исследователей о том, что к старшим курсам студенты демонстрируют достаточное принятие своей будущей профессиональной деятельности и заинтересованность в достижении высоких результатов в ней [4, с. 184]. Так, студенты-философы, получая гуманитарное образование, позволяющее работать в разных профессиональных сферах, и имея склонность к различным профилям обучения, в целом, к концу обучения не определились в своих профессиональных целях и желаниях.

Список литературы

Гарбузова, М. А. Актуализация профессионального самоопределения молодёжи в современных условиях // Вестник КемГУ. – 2017. – №4. – С. 86-90.

Дикова В.В. Карьерное консультирование – инструмент прогнозирования профессионального будущего // Профессиональное образование и рынок труда. – 2016. – №2. – С. 24-27.

Дикова, В.В. Ориентация на развитие как ключевая трансфессиональная компетенция выпускника вуза // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – №4. – С. 66-71.

Кряжева Е. В., Виноградская М. Ю. Изучение структуры профессионального самоопределения студентов // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №64-1. – С. 182-185.

Сулима И.И. Философия образования и перспективы философии // Вестник Мининского университета. – 2016. – №2 (15). – С. 1-11.

Хасбулатова О.А. Профессиональное образование мужчин и женщин в России в 1918-2015 гг.: историко-социологический анализ // Женщина в российском обществе. – 2015. – №3-4 (76-77). – С. 3-14.

Приложение

Описательные статистики

Фактор

Ср. знач.

Медиана

Мода

Min

Max

Интересы

Техника

4,5

5,9

2,30a

1,9

7,0

Наука

6,7

6,1

4,50a

4,5

9,4

Искусство

7,4

8,1

5,60a

5,6

8,9

Общение

4,4

4,6

6,2

1,1

6,6

Бизнес

3,8

3,6

1,50a

1,5

5,6

Знак

4,4

4,0

4,0

2,8

6,2

Природа

6,3

6,9

4,50a

4,2

10,0

Риск

5,9

5,7

5,7

3,9

8,5

Личностные характеристики

Активность

4,1

4,7

2,90a

1,0

5,8

Согласие

6,7

7,2

7,2

4,1

9,4

Самоконтроль

4,1

4,1

5,8

2,1

5,8

Эмоц. стабильность

5,2

4,4

4,4

2,5

8,0

Интеллект

Вычисления

6,0

5,9

4,30a

4,3

8,1

Лексика

6,8

6,9

8,4

4,6

8,4

Эрудиция

8,6

9,2

10,0

5,9

10,0

Зрительная логика

8,2

8,9

8,9

4,3

10,0

Абстрактная логика

7,4

7,9

8,4

3,2

9,3

Внимание

6,3

6,2

7,8

3,8

8,6

Общий балл

7,2

7,4

6,7

5,8

8,2

Склонность к обучению

Инженерный

5,5

5,6

4,70a

4,7

6,0

Физико-матем.

6,6

6,4

6,3

5,9

7,6

Естественнонауч.

7,1

7,4

7,4

5,6

8,8

Естеств.-технолог.

5,7

5,5

5,00a

5,0

7,1

Творческий

7,7

7,6

7,5

6,7

8,6

Лингвистический

6,0

5,9

5,9

4,9

6,8

Обществ.-гуманитар.

6,5

6,4

6,9

5,8

6,9

Финанс.-экономич.

4,4

4,4

3,80a

3,8

5,3

Информ.-технолог.

5,6

5,4

5,0

5,0

6,4

Тренинговые программы

Об.балл мотивация

5,4

5,9

4,10a

4,1

6,5

Мотивация

2,8

2,8

1,80a

1,8

3,8

Интеллект. развитие

4,4

4,8

3,4

1,6

6,4

Коммуник. навыки

4,2

2,6

1,60a

1,4

10,0

Лидерство и отношения

4,6

4,4

4,4

2,0

8,8

Самоорганизация

4,1

3,8

1,6

1,6

7,8

Эмоц. саморегуляция

4,0

3,2

3,2

1,8

7,0

Жизненные установки

Активная целеустр.

4,0

3,8

3,8

1,5

6,7

Творческая свобода

6,1

5,5

9,0

4,0

9,0

Ответственность

5,6

4,9

4,90a

3,8

7,2

Профессиональные интересы

Менеджер

5,1

5,2

4,00a

3,3

6,8

Предприниматель

5,3

5,5

5,5

2,9

7,8

Коммуникатор

5,6

6,8

7,0

3,2

7,3

Инноватор

6,6

7,2

7,2

3,9

9,0

Специалист

6,1

5,7

5,40a

5,4

7,9

Функционалист

5,7

5,4

5,4

4,6

7,7

Аналитик

4,8

5,1

5,1

1,5

6,2

Администратор

4,4

4,2

1,70a

1,7

6,9

Структура интеллекта

Вычисления

6,1

6,2

5,40a

3,6

7,9

Лексика

6,1

6,3

4,9

4,9

7,7

Эрудиция

7,3

7,6

5,8

4,1

10,0

Зрительная логика

7,0

7,3

6,40a

6,4

8,2

Абстрактная логика

7,1

6,9

6,9

5,1

10,0

Внимание

7,2

7,2

6,2

6,2

9,2

Общий балл

6,8

6,6

6,6

6,1

7,9

Мотивация

Достижения

6,4

7,0

1,30a

1,3

9,9

Внешняя

4,3

3,8

3,8

2,6

6,8

Интерес

6,8

8,0

8,00a

4,1

8,6

Определенность

4,4

4,3

1,00a

1,0

10,0

Комфорт

5,5

4,5

3,50a

3,5

8,2

Творчество

7,2

6,5

6,5

5,4

10,0

Деньги

4,9

5,5

1,50a

1,5

7,1

Взаимоотношения

4,7

3,3

3,3

1,0

8,9

Преодоление

6,1

6,4

2,80a

2,8

8,3

Престиж

4,2

2,6

2,6

2,6

9,3

Личность

Экстраверсия

5,4

5,0

4,5

2,0

8,1

Мышление

5,1

5,7

3,90a

3,3

6,9

Интуиция

8,3

8,0

8,0

5,4

10,0

Планомерность

5,8

5,4

2,70a

2,7

8,2

Доминантность

5,8

6,8

6,8

1,6

9,0

Соцжелательность

5,1

5,7

7,8

1,5

7,8

Рекомендации по развитию

Саморегуляция

4,5

4,1

2,30a

2,3

7,9

Стрессменеджмент

5,8

5,8

2,80a

2,8

7,9

Самоорганизация

7,1

7,5

7,5

4,2

9,3

Таймменеджмент

4,3

4,5

1,90a

1,9

5,7

Уверенность в общении

5,3

5,5

9,6

1,3

9,6

Эффект. коммуникации

5,7

5,7

1,40a

1,4

9,7

Управление другими

4,4

3,4

6,7

2,5

6,7

Самопознание

7,6

8,5

4,40a

4,4

9,3

Тип карьеры

Профессиональный

5,8

5,5

7,5

3,7

7,5

Творческий

6,9

8,4

9,3

2,7

9,9

Предпринимательский

4,7

5,3

2,20a

2,2

6,7

Корпоративный

4,3

2,6

1,40a

1,4

8,9

Статический

5,4

4,7

2,30a

2,3

9,0

Просмотров работы: 4