Комплексное использование современных педагогических технологий при подготовке к ЕГЭ по биологии - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Комплексное использование современных педагогических технологий при подготовке к ЕГЭ по биологии

Халявин С.И. 1
1ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Единый государственный экзамен, это централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в школах, лицеях и гимназиях, который служит одновременно выпускным экзаменом и вступительным экзаменом для поступления в ВУЗы. Как правило, данная процедура проходит при максимальном контроле, это связано с тем, чтобы дети при выполнении контрольно-измерительных материалов опирались только на полученные знания в процессе обучения в средней школе. Дети же зачастую воспринимают экзамены как стрессовый фактор, который определенный промежуток времени мешает им жить прежними, безответными днями. На сегодня, большинство родителей и педагогов обеспокоены загруженностью учащихся в экзаменационный период. Безусловно, день экзамена, это ответственный момент в жизни каждого ученика, поэтому, чтобы сдать экзамен на желаемую оценку, нужно как можно больше приложить усилий при подготовке к нему. Успешность результата зависит как от ученика, так и от учителя, и на наш взгляд в равной степени. Перед экзаменами, преподаватель старается систематизировать весь изученный материал и снова ознакомить с ним ученика. Актуальной проблемой современного образования, является недостаточно грамотное использование педагогических технологий в области естественно-научных дисциплин. Массовая разработка и внедрение педагогических технологий относится к середине 50-х годов, технологический подход к построению обучения возникает в начале в американской и в европейской школе.

Биология, относится к группе естественных наук. Главным объектом изучения в биологии, является жизнь во всех ее проявлениях и формах, а также на разных уровнях жизни. К изучению биологии, учащиеся приступают с 5-ого класса. На каждый класс приходится отдельная наука, например, весь курс 6 класса изучаются бактерии, грибы, растения.

В 10 классе, учащиеся определяются с выбором предметов для сдачи выпускных экзаменов. Учащиеся, которые планируют продолжить обучение в медицинских или других ВУЗах, связанных с биологическими дисциплинами, выбирают предмет- биология. КИМ по биологии включает в себя 28 заданий, из них 21 задание первой части (в основном это задания с выбором ответа) и 7 заданий второй части (как правило, это задачи). Для того, чтобы ученик успешно справился с экзаменом по биологии, педагогу нужно, конечно же, хорошо владеть образовательным материалом, а также правильно использовать современные педагогические технологии. Педагогические технологии, представляют собой деятельность педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Иными словами, можно сказать что педагогическая технология, это специальный набор методов, приемов, способов обучения, а также воспитательных средств, которые системно используются в образовательном процессе.

Чаще всего, педагоги пользуются одной педагогической технологией в процессе преподавания материала. Но существует также возможность пользоваться сразу же несколькими педагогическими технологиями, использую различные оригинальные методы. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Подробно рассмотрим, каким образом можно осуществлять подготовку ребенка к экзамену по биологии, используя методы и приемы разных педагогических технологий

Наиболее распространенной в современной системе образования, является традиционная технология обучения. Данная технология построена в основном на основе классно-урочной организации и иллюстративно-объяснительного способа обучения. Как и любая другая технология, традиционная система имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Большой плюс в том, что обучение происходит систематично, упорядоченно и организовано. Отрицательной стороной, нужно считать недостаточную самостоятельность и нерациональное использование времени.

Основные способы применения ТТО при подготовке к экзамену:

1.Использование ролевых, деловых и других видов обучающихся игр в контексте биологических наук;
2.Объяснение учебного материала с помощью учебных пособий, проектной доски, средств наглядности и т.д.;
3.Совметсное составление биологических синквейна, кластеров, задач и т.д.

Таким образом, при помощи ТТО, подготовка осуществляется для группы учеников совместно в равной степени.

Технология модульного обучения, это обучение, при котором учебный материал разбит на информационные блоки-модули. Технология построена на самостоятельной деятельности обучающихся, которые осваивают модули в соответствии с поставленной целью обучения.

На модули, можно разделить весь изученный материал по разделам в биологии:
1-ый раздел: введение в естественные науки, знакомство с клеткой, как элементарной частицей всего живого;
2-ый раздел: основы ботаники;
3-ий раздел: основы зоологии;
4-ый раздел: основы анатомии, строение человека;
5-ый раздел: общая биология и основы экологии;
6-ый раздел: основы генетики.

Разделенный на модули материал следует повторять на факультативных занятиях, по завершению обобщения знаний, следует начать работу с контрольно-измерительными материалами.

Под технологией проблемного обучения принято понимать, способ организации деятельности учащихся, основанный на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях.

Методы проблемного обучения можно использовать как на уроках биологии, так и при подготовке к экзамену по биологии.

Основные приемы:
1. Преподаватель может предложить ученику противоречивые факты или взаимоисключающие точки зрения;
2. Новое практическое задание, с которым учащиеся не сталкивались прежде;
3. Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно».

Результат деятельности:Опыт применения проблемного обучения на уроках, а также при подготовке к единому государственному экзамену показывает, что оно способствует формированию познавательной активности учащихся, обеспечивает глубокое усвоение учебного материала и является эффективным средством развития учащихся.

Таким образом, мы рассмотрели ряд современных педагогических технологий и выявили, что одновременное использование нескольких технологий, обеспечивает эффективную и продуктивную подготовку к единому государственному экзамену по биологии.

Список использованных источников:

1.Современные педагогические технологии по ФГОС [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologh-24.html

2.Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ext.spb.ru/2015-08-27-15-43-52/4899-tatiyana.html

3.Экзаменационный стресс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tmsam.ru/obrazovanie/kak-spravitsya-s-volneniem/ekzamenatsionniy-stress.html

4.Программа подготовки к ЕГЭ по биологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://biology100.ru/index.php/programma-podgotovki-k-ege-po-biologii

5.Основные сведения о ЕГЭ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ege.edu.ru/ru/main/main_item/

Просмотров работы: 24