ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ

Меретлиева Айша Сапаровна 1, Каркавцева И.А. 2, Белецкая Е.В. 3
1САФУ, ВШППиФК
2САФУ, доцент к.м.н., кафедра физической культуры
3САФУ, старший преподаватель, кафедра физической культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Адаптация иностранных студентов в Арктическом регионе является актуальной проблемой нашего времени. Молодые люди, которые приезжают из других стран хотят не только получить качественное образование, но и желают социализироваться, найти друзей, познакомиться с непривычным климатом. Эффективная адаптация студентов поможет развить желание и привлечет новых молодых людей из других стран для обучения в нашем вузе. Это способствует выполнению «Концепции 2020», обозначенную в программном документе Российской Федерации, целью которой является введение минимум пяти вузов страны в мировой рейтинг ста лучших вузов. Поэтому число обучающихся из других стран прямо влияет на рейтинг университета и его привлекательность среди иностранных студентов.

Цель: Изучить особенности адаптации иностранных студентов в Арктическом регионе.

Задачи:

Проанализировать источники литературы по проблеме адаптации студентов в вузах

Изучить особенности адаптации иностранных студентов

Учебный процесс - одна из частей социокультурной среды университета. Именно поэтому мы уделим большее внимание социокультурной адаптации иностранных студентов. Термин социокультурная адаптация понимается нами как процесс взаимодействия иностранных студентов с окружающей средой, в процессе которого студентам нужно проходить через культурный, психологический, религиозный и этнический барьеры. Студентам нужно привыкнуть к новым формам поведения, новым традициям и обычаям не отрываясь и не отказываясь от своей культуры и привычек.

Изучив вопрос социокультурной адаптации, мы поддерживаем точку зрения Хассан Мохамед А. Хасана [2], который выделяет несколько видов адаптации к учебному процессу:

1)Культурологическая адаптация. На данном этапе студенты узнают новый уклад, ценности, традиции и обычаи российских студентов. При этом, студенты испытывают когнитивный диссонанс, который впервые открыл Л. Фестингер. Данный феномен подразумевает несовпадение наших представлений с реальной картиной, увиденной по приезду. Для более гладкой и безболезненной адаптации на данном этапе, университет предлагает студентам в первые недели прибывания, съездить на экскурсию по городу, посетить музей деревянного зодчества «Малые Корелы», поучаствовать в программе квест-ориентирования по городу, а также посетить основные музеи и познакомиться с главными и памятными местами города.

2) Информационная адаптация. При первом посещении страны, студентам необходимо получить и усвоить важную информацию, касающуюся быта, моральных норм, этикета и учебного процесса. Для благополучного прохождения данного этапа, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (САФУ) поручает одному из специально обученных студентов-тьюторов сопровождать иностранного студента из аэропорта, помогать ему во время заселения в общежитие, познакомиться с основными местами, которые необходимы для спокойной жизни. Они также рассказывают, как проходит учебный процесс, что необходимо знать и брать с собой в университет, как можно с пользой провести свободное время. С помощью сотрудников международного отдела, иностранные студенты могут пройти медицинский осмотр, встать на учет в ОУФМС по Архангельской области.

3) Психологическая адаптация. Данный вид адаптации является особенно важным, так как включает в себя социокультурную адаптацию, взаимодействие с однокурсниками и установление дружеских, позитивных отношений. При этом, трудности в общении могут возникнуть из-за различий в поведении, жестах, интонации и мимики. Таким образом, студенту нужно привыкнуть к новому поведению, понять что все мы разные, манеры противоречащие его культуре, в чужой стране являются нормальным явлением. Чем легче и свободнее себя будет чувствовать студент, тем легче пройдет его социальная адаптация.

Изучив отчет с результатами по проведению мероприятий Программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет» за период с 2010 по 2020 годы, можно увидеть, что иностранным студентам предоставляется возможность проведения медицинского обследования на базе Института медико-биологических исследований, социально-психологического центра и профилактория университета. Так, каждый студент может пройти комплексное обследование, которое выявляет особенности физиологии и психологии, а также дает рекомендации для лучшей адаптации для проживания на Севере [3].

4) Коммуникативная адаптация. После приезда в новую страну, студенту хочется иметь нормальную коммуникацию, беспроблемно общаться с гражданами той страны, где он собирается учиться. Для этого необходимо освоить новые знаки, символы и новый язык, на котором проходит обучение и общается большая часть населения. Студенту необходимо знать язык на таком уровне, чтобы была возможность общаться, выяснять важные моменты, понимать информацию, преподаваемую в университете. Студентам необходим такой уровень иностранного, который позволит выполнять домашние задания и усвоить учебную программу в полном объеме. Важно отметить, что в обычном общении с однокурсниками, студентам намного легче преодолеть барьер и научиться понимать друг друга, однако в академическом понимании языка существуют свои трудности. Также у студентов возникают проблемы в понимании невербальных знаков, которые могут иметь разную трактовку в разных культурах. С этим помогает справляться проживание русских и иностранных студентов в одном месте, они контактируют и учатся друг у друга.

Таким образом, русские студенты могут помогать справляться со стеснением, непониманием со стороны иностранного студента. Проводя время в интернациональной компании, студентам проще реализовать себя в учебной и внеурочной деятельности, найти хобби и освоиться в чужой стране. В случае, если студент не смог пройти адаптацию, его могут переселить в комнату к студентам из его родной страны. После этого, специалисты пытаются понять, как помочь иностранцу пройти социальную адаптацию, построить качественный и положительный диалог с русскими студентами. Кроме того, поощряется общение иностранных студентов со своими соотечественниками, которые помогают пройти адаптацию и сохранить национальную идентичность. Также студентов могут познакомить с другими молодыми людьми, у которых возникли такие же сложности в адаптации. Вместе они смогут разобрать свои ошибки, усвоить новые правила и почувствовать себя более свободно.

Отметим, что занятия в вузах, где проходят обучение иностранные студенты, реализуются в полинациональных группах. Так, в группе находятся не только студенты из других стран, но и русские студенты, обучающиеся по той же программе и проходящие материал с одинаковой интенсивностью учебной нагрузки. У всех студентов равные права, возможности и обязанности. К ним выдвигаются одинаковые требования, хотя каждый старается помочь иностранному студенту быстрее и менее болезненно пройти адаптацию. Это способствует приобретению и развитию навыков общения на русском языке. Особенно помогают выступления с устными докладами, оформление и представление курсовых, реферативных работ, участие в конференциях.

5) Академическая адаптация. Это последний вид адаптации, который является базовым и важным для дальнейшей учебы. Во время прохождения данного этапа, студент знакомится с другой системой образования, новыми правилами и учебно-воспитательным процессом. В университете есть электронное расписание, которое помогает студентам ориентироваться в дисциплинах и в местах их проведения. Также, с помощью электронного расписания иностранные студенты могут познакомиться с новым преподавательским составом, узнать о кафедрах, с которыми придется коммуницировать. В университете у каждой группы есть свой куратор, который помогает студентам, независимо от того, откуда они приехали, справляться с проблемами и находить ответы на важные вопросы.

В заключение можно отметить, что успешная социокультурная адаптация иностранного студента проходит благодаря поддержке преподавательского состава, работы куратора и понимания русскими студентами тех трудностей и стресса, с которыми сталкивается иностранный студент. Это делается для того, чтобы студент мог быстрее адаптироваться и успешнее реализоваться в учебной деятельности, правильно организовывать свободное время или режим дня и быстрее включиться в учебный процесс, а также найти друзей.

Библиографический список

Корецкая Л.В. Взаимная адаптация иностранных студентов из арабских стран и преподавателей в учебном процессе // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2015. – № 1. – С. 31-44.

Хассан Мохамед А. Хасан. Педагогическая технология социокультурной адаптации арабских студентов в российских вузах: автореф. дис. канд. пед. наук. Воронеж, 2017.с

Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет» на 2010 — 2020 годы /Утверждена Распоряжение Правительства РФ от 07.10.2010 № 1695-р // http://narfu.ru/upload/medialibrary/df9/1604_r_programma-razvitiya-safu.pdf [электронный ресурс]. – доступ 14.12.2019

Просмотров работы: 29