Влияние информационных технологий и Интернета на возможности и мировоззрение человека - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Влияние информационных технологий и Интернета на возможности и мировоззрение человека

Пиянзина В.В. 1
1Елабужский институт Казанского Федерального Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире наука и техника связаны неразрывно. Научно-технический прогресс имеет огромное влияние на человека. Это отображается на простом бытом уровне, а также и на умственном уровне развития человека. Информационные технологии не только упрощают нашу жизнь, но и позволяют ее модернизировать. Человек теперь имеет возможность получать не только информацию с помощью Интернета, но и самопрезентовать себя в различных социальных сетях с помощью фотографий, постов и различных видеоматериалов. Особенности онлайн-взаимодействия, которые включают в себя анонимность, бестелесность, широкий спектр возможностей для создания своей идентичности наделяют индивида широкими возможностями для самопрезентации себя для других участников онлайн-пространства. Несмотря на то, что онлайн-сети различны, можно выделить базовый набор технических средств, которые пользователь может использовать для конструирования своего облика. С помощью социальных сетей у людей появилась возможность зарабатывать деньги и продвигать свои продукты и курсы.

Помимо этого, информационные технологии активно применяются в учебном процессе. Характерным примером служит использование в учебном процессе в качестве средств общения Интернет-технологий, дающих возможность позитивных преобразований личности на основе качественного изменения коммуникативной и познавательной деятельности, самого стиля обучения. При работе в сети Интернет отмечается повышение активности обучающихся, возрастает их самостоятельность и индивидуализация подхода к обучению, что вызвано наличием огромного количества информации, появляется раскрепощенность в общении, преодолеваются стереотипы авторитарного стиля взаимодействия педагога и ученика. Все это стимулирует развитие личности обучающегося - самостоятельности его суждений, инициативности, мобильности, умения отстаивать свою точку зрения. Однако не следует забывать и об отрицательных последствиях: интенсивное интеллектуальное и творческое развитие не гарантирует того, что обучающийся успешно адаптируется к запросам и требованиям социальной среды. Реальной остается и Интернет-зависимость, которой могут подвергнуться обучающиеся самых разных возрастов. Психологические последствия этого явления - социальная изоляция (частичный или полный отказ от общения с другими людьми, замкнутость в общении, замена реальных друзей виртуальными, ослабление эмоциональных реакций, существенное сужение сферы интересов, озлобленность). И тогда это перерастает в серьезную проблему, где обязательно требуется помощь психолога.

Устойчивое и включающее позитивные для человека и общества ценности мировоззрение позволяет избежать негативного влияния информационных технологий, использовать их большие возможности для развития личности. Субъект с более развитой ценностно-мировоззренческой сферой может легче выделять в информационном потоке важные и необходимые сведения, умеет лучше обобщать их в своих интересах, правильнее соотносить с уже имеющимися знаниями, а также успешнее использовать на практике.

Очевидно, что, используя информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности и перекладывая на них часть рутинных операций, люди расширяют свои возможности по переработке информации, увеличивая объем и скорость работы и тем самым совершенствуя процессы познания. Это привело к увеличению потенциала человеческого мышления и определенным изменениям в структуре мыслительной деятельности.

Особенности Интернет-среды создают как новые возможности, так и новые риски. Среди возможностей: практически неограниченный доступ к любой важной для обучения и развития информации, конструирование новых миров – создание нового контента; приобретение новых друзей и знакомых из любой точки мира; поиск единомышленников и членство одновременно в большом количестве  групп по интересам.

Однако, это наиболее позитивные стороны влияния информационных технологий на жизнь человека. Есть и отрицательные аспекты виртуализации образа жизни: утрата ценности реального мира в сознании и жизни человека; ослабление реальной коммуникации, снижение личной ответственности за действия в виртуальном мире; мифологизация мировоззрения; усиление этического и нравственного плюрализма; размывание границ между "добром" и "злом" в виртуальной деятельности, ослабление моральных регуляторов и замена их правилами "пользователя".

Нередко, новостные источники дезинформируют свою аудиторию о произошедших событиях заграницей. Как следствие, люди верят в ложную информацию, соответственно, они меняют свое отношение к определенным событиям, изменяется их собственно-личностное мнение.

Во-вторых, увеличивается количество преступлений, связанных с Интернет-мошенничеством. Люди, не знающие элементарных правил безопасности Интернет-шоппинга, нередко сталкиваются с кражей денежных средств со своих банковских счетов.

В-третьих, современные информационные технологии в области медицины позволяют свершить прорыв в хирургии, о котором нам рассказывают в новостных хрониках. Подобные хроник вселяют в людей надежду, однако, на практике оказывается не все так прогрессивно. Это формирует у пациентов негативное отношение к медицине и здравоохранению в целом.

ИКТ предоставляют массу новых возможностей для развития личности, так как  современный человек находится в обогащенной информацией и коммуникациями среде и управляет построением своей идентичности. Для того, чтобы конструктивно применять возможности, предоставляемые интернетом, необходимо развивать навыки осмысленного восприятия и критической оценки информации.

Литература:

В данной статье используются выдержки с сайта https://scienceforum.ru/2015/article/2015009383

Просмотров работы: 671