Процесс получения знаний в 21 веке немыслим без использования информационных технологий. На сегодняшний день многие образовательные учреждения стремятся к информатизации обучения, которая будет способствовать адаптации в новой информационной среде. Это необходимо прежде всего потому, что в современном мире все сферы деятельности человека непосредственно связаны с его навыками пользования компьютером. Эти навыки должны приобретаться и развиваться на обязательной основе, как отдельная первостепенная дисциплина в образовательных учреждениях, прежде всего в школах. А чтобы это реализовывалось, учебные учреждения должны быть оснащены всеми необходимыми средствами: компьютерами, интерактивными досками, мультимедийными проекторами, электронно-образовательными ресурсами и т. д.
Какие же технологии используются на сегодняшний день в образовательных учреждениях разных уровней?
В школах и вузах в последние годы активно используются интерактивные доски, сенсорные моноблоки для рисования, 3D-принтеры, современные акустические системы для аудиторий и интерактивные стойки со встроенным планшетом, где можно прочитать информацию об образовательном учреждении, список педагогов, расписание занятий; интерактивные сенсорные панели, камеры и Wi-Fi роутеры. Например, интерактивные доски предназначены для более наглядного предоставления информации обучающимся. Их преимуществом является возможность визуализации учебного материала. Применение преподавателем данной технологии помогает развивать не только слуховую, но и зрительную память у учащихся, а также способствует лучшему усвоению информации. Если взять в пример художественные школы, колледжи и университеты, то одним из наиболее необходимых оборудований является моноблок для рисования. Его главным плюсом является возможность быстрого доступа к разным функциям PhotoShop, Illustrator, Lightroom и Windows. Благодаря этому устройству процесс рисования становится более удобным и современным.
Говоря об электронно-образовательных ресурсах, уже не первый год используются электронные дневники, библиотеки, контролирующие компьютерные программы (тестирования, анкетирования и др.), школьные сайты, которые полезны во взаимодействии родителей с учителями.
Также, благодаря электронным дневникам родители могут следить за успеваемостью своих детей, контролировать их обучение и выполняемость требуемых заданий. Студенты могут активно пользоваться электронными библиотеками и просматривать те издания, пособия, книги, которые отсутствуют в обычной библиотеке университета. Если же человек не имеет возможности обучения на очной основе, существует альтернатива в виде дистанционного обучения.Сегодня заочно можно получить высшее образование, изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в вуз и т.д.
Вполне возможно, что в ближайшем будущем на общей основе в наших школах и университетах будут функционировать роботизированные учебные аудитории и кабинеты, где каждый сможет попробовать себя в создании и программировании роботов и других инновационных устройств. Технологии будущего в виде искусственного интеллекта тоже не за горами.
Таким образом, очевидными плюсами обеспеченности информационными технологиями образовательных учреждений являются:
Совершенствование организации преподавания
Повышение индивидуализации обучения
Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
Индивидуализация работы самого учителя;
Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
Усиление мотивации к обучению;
Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
Обеспечение гибкости процесса обучения.
К сожалению, информационные технологии имеют и негативные стороны. К ним можно отнести ряд негативных факторов психолого-педагогического характера, а также неблагоприятное влияние на физиологическое состояние здоровья обучаемого. К примеру, при излишней индивидуализации обучения, которая, по сути, является одним из плюсов использования ИКТ, зачастую в учебном процессе утрачивается живое, диалогическое общение преподавателей и студентов, студентов между собой, и заменяется диалогом с компьютером, что пагубно отражается на социальных качествах.
Более того, использование информационных ресурсов, опубликованных в интернете, часто приводит к тому, что обучающиеся заимствуют из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады, что не способствует их профессиональному развитию.
Негативное же влияние на здоровье учащегося выражается в том, что при длительном пользовании ПК наблюдается снижение физической активности ввиду непрерывного нахождения в сидячем положении, а также ухудшение здоровья: нарушение осанки, проблемы со зрением и т.д.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно отметить, что 21 век нельзя представить без информатизации образовательного процесса. Даже несмотря на то, что вопрос о негативном влиянии ИКТ на здоровье человека остается открытым, прогресс остановить нельзя, можно лишь уменьшить это влияние.
Список литературы
Использование информационных технологий в школе [Электронный ресурс] - URL: https://www.menobr.ru/rubric/167-ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-v-shkole
Всероссийская научно-практическая конференция "Информационные технологии в науке и образовании" [Электронный ресурс] - URL: http://econf.rae.ru/conference/1104
Миронова Ю.Н. Использование интерактивной трибуны при чтении лекций по высшей математике // Проблемы и перспективы информатизации физико-математического образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Елабуга, 14 ноября 2016 г., ред. кол.: Ф.М. Сабирова (отв. ред.) и др.– Елабуга: ЕИ КФУ. 2016. – с. 51-55.