МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ПОДГОТОВКИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ САВАТОМ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ПОДГОТОВКИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ САВАТОМ

Цинис А.В. 1, Цинис Э.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сават (французский бокс)  французское боевое искусство, которое берет свои истоки из техник уличных боёв с начала XIX века. Сават - прежде всего спортивная дисциплина, требующая от спортсмена самой серьезной физической подготовки, являющейся основой для формирования двигательной активности боксера. Выносливость, сила, скорость, быстрота движений, ловкость — вот те необходимые слагаемые успеха, без которых невозможно одержать победу. Помимо серьезной физической подготовки, студенты подвержены и другим стрессирующим факторам, обусловленными обучением в ВУЗе. Поэтому необходимо следить за правильным режимом работы и отдыха данных спортсменов, контролировать их общее состояние. Морфофункциональное состояние спортсменов является важной составляющей, характеризующей не только уровень физического развития и приспосабливаемости организма, но и здоровья спортсмена в целом.

Цель исследования

Целью исследования является исследование морфофункционального состояния студентов, занимающихся саватом первый год.

Методы исследования

В исследовании приняли участие 72 студента, занимающихся саватом первый год.

При исследовании проводились следующие измерения и оценки:

1) Измерение массы тела, кг

2) Измерение роста в положении стоя, см

3) Измерение роста в положении сидя, см

4) Измерение объема грудной клетки в покое, см

5) Измерение объема грудной клетки на вдохе, см

6) Измерение объема грудной клетки на выдохе, см

7) Измерение экскурсии грудной клетки, см

8) Оценка динамики индекса Эрисмана, см

9) Оценка массо-ростового показателя

10) Экспресс-оценка уровня здоровья по методу Петленко

Индекс Эрисмана характеризует уровень развития грудной клетки и рассчитывается как (ОГК-0,5Р стоя). При нормальном развитии окружность грудной клетки больше половины роста. Отрицательный показатель указывает на слабое развитие грудной клетки.

Массо-ростовый показатель позволяет оценить  степень соответствия массы человека и его роста и тем самым косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной.

Экспресс-оценка уровня здоровья по методу Петленко позволяет определить уровень физического здоровья.

Результаты исследования

Развитие организма происходит при постоянной адаптации его к воздействию внешней среды, выработке в связи с этим необходимых приспособительных механизмов, обеспечивающих эффективное функционирование и совершенствование всех органов и систем человека.

Занятия физической культурой и спортом являются тем внешним фактором, который в значительной степени оказывает воздействие на морфофункциональное состояние организма, стимулируя процессы роста и развития у молодых людей. У лиц, занимающихся спортом, происходят выраженные изменения основных параметров телосложения, а уровень физического развития превышает аналогичные показатели сверстников, не занимающихся спортом.

Изучение антропометрических показателей в динамике начальной подготовки к концу первого года обучения указывает на увеличение роста и массы тела, а также окружности грудной клетки в состоянии покоя и на вдохе (таблица 1).

Таблица 1. Динамика антропометрических показателей студентов в течение первого года подготовки, М±SD

Показатели

Начало учебного года

Окончание учебного года

М, кг

69,23±0,85

71,83±1,07

Р стоя, см

176,99±0,76

179,11±0,70

Р сидя, см

92,16±0,52

92,11±0,35

ОГК покой, см

88,24±0,89

90,86±0,79

ОГК вдох, см

94,59±0,81

97,80±0,73

ОГК выдох, см

87,61±0,88

88,67±0,72

ЭГ, см

6,98±0,30

9,14±0,20

ИЭ, см

-0,57±0,88

1,41 ±0,81

Положительные изменения происходят на фоне роста показателя экскурсии грудной клетки. Данные изменения могут свидетельствовать о росте физического и функционального потенциала саватистов. Эти выводы подтверждаются динамикой индекса Эрисмана величина которого на начальном этапе подготовки указывает на слабое развитие грудной клетки (-0,57±0,88 см), а к периоду окончания первого года обучения данный показатель достигает величины (1,41±0,81 см), что информирует о положительной динамике в развитии грудной клетки у студентов 17-18 лет.

Изменение массо-ростового показателя (ИК) от начала цикла к его окончанию (рисунок 1, 2) подтверждает приведенные выше положительные изменения в физическом развитии саватистов - к концу тренировочного цикла увеличивается количество студентов, у которых ИК характеризуется как «выше нормы» на фоне уменьшения на 15% в группе студентов, определяемой как «ниже нормы».

Рисунок 1- Распределение студентов по массо-ростовому показателю на втягивающем этапе подготовки первого года обучения

Рисунок 2 - Распределение студентов по массо-ростовому показателю на соревновательном этапе подготовки первого года обучения

Расчет показателя гармоничности телосложения свидетельствует о том, что на начальном этапе подготовки у студентов преобладает слабое развитие телосложения (49,76±0,48%). К концу соревновательного периода наблюдается тенденция к улучшению данного показателя (50,83±0,46%).

Состояние здоровья студентов, как и населения в целом - не только важный индикатор общественного развития, отражение социально-экономического и гигиенического благополучия страны, но мощный экономический, трудовой, оборонный и культурный потенциал общества, фактор и компонент благосостояния. Знать свой уровень здоровья необходимо, так как стремление к повышению показателей здоровья является сильнейшим раздражителем (мотивом) к проведению регулярных тренировочных занятий независимо от возраста, погоды, дефицита времени и т.д. В условиях Севера России регулярные занятия физическими упражнениями особенно необходимы в связи с крайне неблагоприятным, хаотическим воздействием на организм человека природно-климатических и экологических факторов среды. Вместе с тем, постоянный контроль уровня здоровья молодых людей позволит вовремя вносить коррективы в физическую тренировку, что усилит положительный эффект от двигательной активности.

Анализ результатов экспресс-оценки уровня здоровья по методу Петленко, показал, что на начальном этапе подготовки (рисунок 3) преобладает низкий уровень здоровья студентов – к нему было отнесено 69% студентов.

Рисунок 3 - Уровень здоровья студентов в течение первого года подготовки

К концу учебного года уровень состояния здоровья студентов улучшается – наблюдается увеличение числа студентов до 45% в группе, которая характеризуется как «средний уровень здоровья».

Выводы

Таким образом, в ходе исследования была выявлена положительная динамика развития студентов-саватистов. Улучшение показателя индекса Эрисмана и массо-ростового показателя показывают, что уровень физического развития и здоровья студентов значительно возрос. О том же свидетельствует и оценка здоровья по методу Петленко, показавший значительное улучшение уровня здоровья саватистов.

Заключение

Таким образом, занятия саватом оказывают положительное влияние на состояние здоровья молодых людей, способствуя улучшению антропометрических характеристик и росту физического и силового потенциала.

Список литературы

1) Цинис А.В., Зелянина А.Н. Сават в высших учебных заведениях: учебно-методическое пособие. Архангельск, Северный (Арктический) федеральный университет, 2017. (№ госрегистрации 0321703753)

2) Цинис А.В., Цинис Э.А. Тайский бокс: программа для высших учебных заведений: учебно-методическое пособие. Архангельск, Северный (Арктический) федеральный университет, 2017. (№ госрегистрации 321703754)

3) Агаджанян, Н. А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н. А. Агаджанян, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. — М.: РУДН, 2006. — 283 с.

4) Муфтахина Р.М., Шаяхметова Э.Ш. Оценка некоторых психофизиологических функций единоборцев в ходе тренировочных нагрузок / Р.М. Муфтахина, Э.Ш. Шаяхметова // Теория и практике физ. культуры. – 2009. - № 4. – С. 76-77.

Просмотров работы: 5