РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Глагольева В.А. 1, Лебедева М.П. 1
1Северный Арктический федеральный университет им. М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Большинство молодых людей стремятся выглядеть подтянуто и спортивно, а для этого необходимо уделять время занятиям физической культурой. Применение ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре в университете направлено на то, чтобы поддерживать студентов в хорошей физической форме, повышать работоспособность и укреплять их здоровье.

Учебная деятельность студентов связана с недостаточной двигательной активностью. Решение данной проблемы заключается в поддержании здорового образа жизни и включении в него систематических занятий физическими упражнениями и спортом. Ритмическая гимнастика, как один из наиболее подходящих для студентов видов двигательной активности, способствует повышению физических и функциональных возможностей организма занимающихся и удовлетворяет потребность в здоровом образе жизни.

Цель работы: рассмотреть возможности использования ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре в вузе.

При выполнении данной работы мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Дать определение ритмической гимнастики и изучить данные научной литературы об оздоровительном влиянии занятий ритмической гимнастикой на организм занимающихся. 2. Рассмотреть возможности использования ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре в вузе со студентами базового и оздоровительного отделений. 3. Используя данные методической литературы, выявить методические особенности использования комплексов ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре студенток университета. 4. Провести анкетирование студенток САФУ об использовании ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре.

Материалы и методы исследования: изучение научной литературы, опрос, анонимное анкетирование.

Результаты исследования и их обсуждение.

Риски получения неинфекционных заболеваний (таких, как инсульт, диабет, ожирение и т.д.) увеличиваются, пока люди ведут неактивный образ жизни. Мотивация молодых людей к занятиям в спортивных секциях является одним из главных факторов борьбы против НИЗ (неинфекционных заболеваний). [2]

Любая физическая активность полезна для здоровья. Занятия физическими упражнениями не только снижают риски заболеваний, но и помогают в борьбе против депрессии, поддерживают организм в тонусе, укрепляют кости и улучшают обмен веществ в организме. [2] Ритмическая гимнастика положительно влияет на состояние опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистую, дыхательную и центральную нервную системы организма человека. [3]

Ритмическая гимнастика является частью оздоровительных видов гимнастики, основное значение которых заключается в том, чтобы повышать уровень здоровья студенческой молодежи, поддерживать на высоком уровне её физическую и умственную работоспособность.[3]

Упражнения ритмической гимнастики можно применять в качестве разминки, а так же, как средство общей физической подготовки в тренировочных занятиях. Доступность ритмической гимнастики состоит в том, что основа ее тренировки заключается в простых, развивающих физическую форму, упражнениях

Ритмическая гимнастика — это совокупность развивающих, гимнастических, танцевальных движений, бега, подскоков, прыжков, выполняемых без пауз на отдых, под определенное ритмическое музыкальное сопровождение.

Занятия проводятся под ритмичную музыку, которая несет не только фоновое значение, создающее эмоциональный настрой, но и формирует осознанность выполнения разнообразных движений под определенный ритм, динамику и характер произведения. Ритм должен быть четким и ярким.

Под медленный темп выполняются упражнения с большой амплитудой, силовые упражнения, проводится изучение новых упражнений. Быстрый темп музыки необходим для движений с небольшой амплитудой: бег, подскоки и другие. Средний темп подходит для сопровождения большинства развивающих, танцевальных, прикладных упражнений. [3]

Главной задачей ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре в университете является: повышение физической выносливости, скоростных и координационных способностей, сохранение и укрепление здоровья занимающихся. Для организации занятий используются гимнастический коврик, гантели, скакалка, что весьма удобно и незатратно для учебного заведения.

Л.Б. Андрюшенко и И.В. Лосева разработали методику занятий в университете, которая заключается в том, что занятия по ритмической гимнастике разделены на определенные комплексы, различающиеся по видам сложности. Первая группа комплексов включает в себя не более тридцати упражнений с низким уровнем сложности, упражнения дыхательной тренировки по Ю.Б. Буланову, упражнения под спокойную музыку. Вторая группа включает более сорока упражнений со средним уровнем сложности, облегченные варианты дыхания йоги или трехфазное дыхание Кофлера, дыхательные упражнения для снятия стресса. В комплексы третьей группы входят более пятидесяти упражнений, дыхательная гимнастика йоги, китайская дыхательная гимнастика, тренинг для снижения напряженности под музыку. [1]

Занятия ритмической гимнастикой специалисты рекомендуют проводить два - три раза в неделю. В процессе часа занятия ритмической гимнастикой расходуется приблизительно шестьсот ккал. Подобные регулярные занятия вызывают уменьшение массы жировой ткани и увеличению мышечной. Для успеха потребуется приложить усилия и время. Так же занятия способствуют развитию гибкости, выносливости, силы. [4]

Ритмическая гимнастика прочно вошла в практику физического воспитания в вузе. В исследовании 1984 года в Гродненском медицинском институте провели сравнение данных о результатах оценки уровня физического здоровья за два года участия в занятиях по ритмической гимнастике. В группу набрали более тридцати девушек и сделали экспресс-оценку на первых занятиях, а спустя два года интенсивных занятий была сделана точно такая же оценка. По данным исследований было установлено, что в результате регулярных и интенсивных занятий были отмечены положительные изменения со стороны показателей физического развития и функционального состояния кардио-респираторной системы: уменьшения массы тела на 8,1%, увеличение жизненной емкости легких на 21,9% и увеличение резервных возможностей сердечно-сосудистой системы на 9,3%. В итоге у студенток второго курса, которые занимались ритмической гимнастикой, показатели работоспособности и физического состояния возросли к концу второго курса на 18,6%. [5]
Молодым людям, в возрасте от 18 до 30 лет, рекомендуется заниматься умеренной физической нагрузкой не меньше ста пятидесяти минут в неделю или занятия более высокой активности не менее семидесяти минут в неделю. Так же рекомендуется заниматься как минимум по десять минут три раза в неделю. Людям, ведущим неактивный образ жизни, следует начинать занятия с низкого уровня физической нагрузки и со временем увеличивать время, частоту, а так же интенсивность занятий. [2]

Мы провели опрос среди студентов САФУ для определения секций, которые они посещают во время занятий по прикладной физической культуре в вузе. Возраст респондентов: 18-21 год. Далее, мы отобрали студенток, занимающихся общей физической подготовкой и провели среди них анонимное анкетирование. В анкетировании принимали участие 66,7 % из числа опрошенных.

Студентам был задан вопрос: « Какую секцию вы посещаете?». (Рисунок 1)

 

Рисунок 1.

Опрос показал, что большинство (67%) студентов занимается в группах общей физической подготовки, 8% занимаются в бассейене, волейбол выбрали так же 8% и 17% посещают другие занятия.

Мы определили студенток, занимающихся общей физической подготовкой, так как на тренировочных занятиях в этой секции используется ритмическая гимнастика. Анонимное анкетирование проводилось у тех студентов, которые посещали занятия по ритмической гимнастике, для определения мотивации посещения данных занятий.

Рисунок 2.

Мы получили следующие результаты: 77,3 % из числа принимавших участие в анкетировании указазли, что занятия по ритмической гимнастике проводятся в секциях по общей физической подготовке эпизодически, постоянно занимаются ритмической гимнастикой на занятиях по прикладной физической подготовке 22,7% студенток. При этом 48% из числа принимавших участие в анкетировании посещают занятия для получения зачёта, 12% занимаются ритмической гимнастикой на занятиях по прикладной физической культуре для укрепления здоровья и 40% выбрали оба варианта (Рисунок 2).

Ссылка на опрос:

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeCaZb_XM3PM7JvrajpPigoWY01IsxISE0BWLkEDLI4uUYVGA/viewform

Выводы:

Ритмическая гимнастика на занятиях по общей физической подготовке в университете является доступным и эффективным средством оздоровления студентов. Проанализирована методика применения ритмической гимнастики и определены особенности использования ее комплексов для студентов. Проведено анонимное анкетирование об использовании ритмической гимнастики на занятиях по прикладной физической культуре в университете и определены основные мотивы занятий ритмической гимнастикой.

Занятия ритмической гимнастикой в университете ярко выраженную оздоровительную направленность. Они доступны, так как не требуют большое количество оборудования и дорогостоящего инвентаря.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андрющенко Л.Б., Лосева И.В. Ритмическая гимнастика в процессе физического воспитания студентов // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sportlib.info/Press/TPFK/2004N5/p22-25.htm

Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/features/factfiles/physical_activity/ru/

Данилова И.В. Ульяновск: УлГТУ, 2012. Ритмическая гимнастика в вузе: методика составления комплексов упражнений: методические указания к практическим занятиям для студентов 1–3 курсов — 18 с.

Меркулова З.Я. Влияние занятий ритмической гимнастикой на ваш организм/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-zanyatiy-ritmicheskoy-gimnastikoy-na-vash-organizm/viewer

Чесновская Г.Ч., Пирогова Л.А. Гродно: журнал ГГМУ, 2004, №1. Ритмическая гимнастика, как средство оздаровления студенток Гродненского Государственного медецинского института. С 77-79.

Просмотров работы: 88