Цифровая экономика в современном обществе - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Цифровая экономика в современном обществе

Щелкунова Д.В. 1
1Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наше время термин «цифровизация» используется довольно-таки часто и в узком и в широком смысле. Цифровизация в узком смысле понимается как преобразование информации в цифровую форму, которое в большинстве своем ведет к уменьшению издержек и появлению больших возможностей. Конкретные преобразования информации в цифровую форму привели к таким весомым положительным результатам, которые обусловили применение термина «цифровизации» в более широком смысле, под которым принято понимать общемировое развитие экономики, общества, управления, которое преобразует информацию в цифровую форму и повышает эффективность экономики и качество жизни. Цифровизация в широком смысле должна отвечать следующим требованиям: охватывать производство, науку, бизнес, социальную сферу и жизнь граждан; сопровождаться эффективным использованием своих результатов; результаты цифровизации должны быть доступными для пользователей преобразованной информации; результатами цифровизации должны пользоваться не только специалисты, но и простые граждане; пользователям цифровой информации необходимо иметь навыки работы с ней.

Развитие особых свойств цифровой информации привело к появлению целого научного направления «digital economics» - цифровая экономика [2], которое включало в себя математические модели и методы, основанные на свойствах цифрового формата представления информации. Примерами этому являются современные технологии предоставления банковских услуг, обеспечения информационной безопасности и т. д.

Основой эффективного развития цифровой экономики является цифровизация, под воздействием которой экономика развивается более эффективно, повышается ее конкурентоспособность. Область воздействия новых технологий безгранична – общественная жизнь, производство, наука, бизнес, менеджмент и пр. Цифровая экономика воздействует на национальную экономику посредством использования инновационных цифровых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): интернет, мобильные сети, сенсорные сетей, онлайн режим, электронный документооборот, учет и хранение информации и т. д.

Цифровизация — это основа цифровой экономики, одно из направлений в мировом развитии, определяющее развитие экономики и общества, а также держит курс на повышение эффективности экономики и улучшение качества жизни.

На государственном уровне в РФ к предпосылкам развития цифровизации можно отнести глобализацию экономики, создание новых экономических зон и функционирование действующих, активное развитие интернета, рост вычислительной мощности процессоров; появление и распространение мобильных устройств, развитие социальных сетей, с которыми «классическим» и часто консервативным предприятиям приходится конкурировать. Для реализации данных предпосылок государство создает и совершенствует необходимую нормативно – правовую базу, участвует в электронном взаимодействии с субъектами.

К предпосылкам отраслевой цифровизации относят поступление большого объема информации отраслевого характера в ЖКХ, городском хозяйстве, финансовом секторе и необходимость инновационных решений для оптимизации бизнес – процессов, снижению расходов и появлению новых источников доходов в отраслевой сфере.

К предпосылкам цифровизации в отдельных компаниях понимают необходимость осознания руководством компаний улучшения процессов производственно-хозяйственной деятельности. Необходимо адаптироваться к новым условиям работы, рассматривать ИКТ ключевым фактором в повышении эффективности компаний, повышать корпоративную культуру посредством цифровой трансформации, внедрять электронный документооборот для автоматизации всех процессов в производстве, управлении, коммуникациях, обеспечить доступ в интернет, внедрить корпоративные социальные сети, использовать единую платформу - типа CRM - для управления продажами, маркетингом, сервисом.

Пользование персональным компьютером и сетью интернет можно отнести к основной предпосылке цифровизации в обычной жизни граждан. Уровень их использования в России ниже, чем в Европе, но все же наблюдается положительная динамика цифровизации в обычной жизни граждан.

К положительным последствиям цифровизации в целом для всего общества можно отнести повышение качества жизни граждан, рост производительности труда, прозрачность экономических операций, доступность продвижения государственных, коммерческих товаров и услуг внутри страны и на международном уровне, внедрение человекозаменяющего оборудования, систем.

К преимуществам цифровизации на уровне отдельных компаний и производства относят возможность исключения посредников, т.е. цифровизация позволяет компаниям самим создавать себе сайты, привлекать конечных потребителей и продвигать свои товары и услуги. В свою очередь конечные потребители имеют возможность самостоятельно выбирать онлайн необходимые товары и услуги, на сайтах различных компаний, интернет – магазинах. Внедрение цифровизации позволило сократить время реакции на рыночные колебания, сократились сроки разработки новых проектов и их вывода на рынок. Компании стали лучше понимать потребности своих клиентов и это отразилось на качестве выпускаемой продукции и услуг.

К конкретным технологическим преимуществам, обусловленным цифровизацией, можно отнести внедрение баз данных, синхронизацию и аналитику большого объема информации, совместное использование информации посредством базы данных, переход от бумажных документов к электронным носителям (трудовые книжки, больничные листы и т. д.).

К сожалению, помимо преимуществ цифровизации выделяется и ряд отрицательных последствий, вызовов, угроз и рисков.

Развитие цифровизации в российской экономики связано с серьезными последствиями, которые могут привести к угрозам нарушения существующего положения в обществе и экономике. Формирование цифровой экономики в России это главный тренд для сохранности ее национальной безопасности, обеспечении конкурентоспособности на мировом рынке и повышения уровня и качества жизни населения страны.

Отставание нашей страны по темпам и масштабам цифровизации от других развитых стран может привести к отсталости в научно - техническом прогрессе, под вопросом окажется обеспечение национальной безопасности страны, отсутствие перспектив инновационного развития понизит конкурентоспособность российских компаний и экономики в целом на международном рынке.

В качестве возможных вызовов и угроз цифровизации для РФ программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [3] определяет следующие проблемы: сохранность прав человека и его цифровых данных, доверительное отношение граждан к цифровой среде, личные угрозы, угрозы бизнесу и государству, рост масштаба компьютерной преступности, отставание страны от ведущих зарубежных государств в развитии информационных технологий, научных исследованиях, проблема низкого уровня внедрения отечественных разработок и несоответствующего уровня кадрового состава в сфере информационной безопасности.

Все эти последствия цифровизации ведут к отрицательным результатам в политике, экономике, социальной жизни, демографии т.д. [1]. Необходима постоянная разработка новых программ управления и усовершенствования действующих программ по снижению возможных потерь от цифровой среды. Необходима разработка стратегии, тактики и оперативного вмешательства в тренд цифровизации.

Переход к цифровым системам обусловлен наличием и необходимостью решения ряда вопросов, в числе которых:

- уже сложившийся менталитет, не доверительное отношение к нововведениям, бизнеса и общества — в России довольно-таки много компаний, считающих информационные технологии несущими угрозу сложившемуся укладу бизнеса;

- зависимость экономики страны от сырьевых рынков;

- недостаточное желание государства участвовать в процессе развития цифровой экономики, нежелание чиновников осваивать и создавать новые технологии, коррупция;

- недостаточное инвестирование в основные средства предприятий, организаций на разработку, приобретение или внедрение новых технологий;

- неблагоприятная экономическая ситуация, отсутствие поддержки развития проектов на всех стадиях его реализации;

- нехватка квалифицированных кадров в сфере ИКТ.

К весомым отрицательным последствиям цифровизации нашей экономики, управления и общества можно отнести:

- сокращение количества рабочих мест в стране. Зачастую внедрение цифровых систем ведет к оптимизации всех рабочих процессов, что влечет за собой сокращение количества рабочих мест и переподготовку оставшихся кадров.

- мошенничество в цифровой среде.

- распространение вирусов, пиратство, киберпреступность.

- злоупотребление и несанкционированное использование чужой информации, и чужих ресурсов.

- атаки на мобильные устройства и финансовые мобильные приложения, платежные системы.

Влияние цифровизации определяет группы рисков и возможные угрозы, отрицательные последствия цифровизации, сложности с переходом к цифровым технологиям. Разработка программ управлениями позволит снизить группы риска, а преимущества цифровизации выведут национальную экономику и социальную сферу России на высокий уровень.

В мировой экономике и обществе цифровизация оказывает разное влияние на различные страны, определяет место стран в мировом сообществе, оценивает степень охвата каждой страны, используя следующие индексы показателей.

Индекс сетевой готовности NRI (Networked Readiness Index) и глобальный инновационный индекс GII (Global innovation index) косвенно оценивают цифровизацию как тренд.

Индекс сетевой готовности NRI — это комплексный показатель, характеризующий уровень развития ИКТ стран. Ежегодно результаты расчета индекса предоставляются Всемирному экономическому форуму в рамках доклада «Глобальный отчет по информационным технологиям» (The Global Information Technology Report) [4]. Индекс NRI измеряет уровень развития ИКТ страны по 53 параметрам, разделенным на 3 группы: существование условий для развития ИКТ; готовность всех заинтересованных сторон к использованию ИКТ; уровень использования ИКТ в секторах.

Для отдельных стран Евросоюза и всех его стран Европейской комиссией был предложен Индекс цифровизации экономики и общества DESI (Digital Economy and Society Index) [5]. Индекс рассчитывается по методике Евросоюза на основе значений 5 укрупненных параметров, которые определяются 31 показателем.

К пяти укрупненным параметрам, отражающим требования цифровизации относят:

1. «Подключение» страны к результатам цифровизации связи (Connectivity).

2. Человеческийкапитал (Human Capital / Digital skills).

3. Использованиеинтернетагражданами (Use of Internet by citizens).

4. Интеграцияцифровыхтехнологийвбизнес (Integration of Digital Technology by businesses).

5. Цифровыепубличныеуслуги (Digital Public Services) [6].

ДлясравненияцифровизациистранЕвросоюзасдругимистранамимираиспользуютиндексмеждународнойцифровизацииэкономикииобщества I-DESI — International Digital Economy and Society Index, предложенныйЕврокомиссией. Данный индекс оценивает выполнение тех же требований тренда, что и индекс DESI, но с некоторыми отличиями.

По объему охвата цифровизацией страны поделены на два подмножества.

В первое входят Евросоюз — как одна отдельная единица, Япония, Южная Корея, США, Австралия, Канада, Исландия, Норвегия и Швейцария. Для оценки уровня цифровизации стран этого подмножества также используется 5 укрупненных параметров, но в отличие от рассчитываемого на основе 31 показателя индекса DESI, при определении значений этих параметров Индекса I-DESI используется 28 показателей, не всегда совпадающих с теми показателями, которые используются при расчете Индекса DESI.

Во второе подмножество вошли все страны первого подмножества и дополнительно Бразилия, Китай, Израиль, Мексика, Новая Зеландия, Россия и Турция. Но для оценки уровня цифровизации стран, вошедших в это второе подмножество, уже используется не 28 показателей, а только 18.

Для определения степени проникновения цифровизации как мирового тренда в экономическую и социальную сферы специалисты [7] сейчас выделяют 3 основные этапа ее реализации:

1. точечное использование цифровых технологий в целях снижения затрат.

2. широкое применение цифровых технологий в рамках действующих бизнес - моделей.

3. применение цифровых технологий, ведущее к смене самой бизнес – модели.

В российской экономике, конечно же, есть сложности, но перспективы на «светлое будущее» все же имеются – разрабатываются новые программные продукты по программному обеспечению кибербезопасности, телекоммуникации, внедряется роботизация, интернет.

Основная роль в управлении цифровизацией на национальном уровне отводится государственному уровню. Основополагающими документами цифровой трансформации российского общества и экономики являются «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», утвержденная Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 [8], и программа «Цифровая экономика Российской Федерации», принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р [9].

«Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». Провозглашая цель стратегии как формирование в России общества знаний [10], особое внимание в документе уделяется определению целей, задач, мер по осуществлению внутренней и внешней политики РФ в сфере информационных и коммуникационных технологий, а также — формированию национальной цифровой экономики, обеспечению национальных интересов и реализации стратегически - важных национальных приоритетов.

Содержание данного документа раскрывает необходимость выполнения условий, требований применения ИКТ, которые, отвечают всем требованиям цифровизации как современного эффективного тренда развития экономики и общества, и учитываются при определении международного индекса цифровизации экономики и общества — DESI.

Также документ определяет национальные интересы РФ в области цифровой экономики и формирует условия их осуществления, описывает приоритетный сценарий развития информационного общества, этапов, показателей, вопросов управления реализацией стратегии.

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» направлена на создание условий для развития общества, на повышение благосостояния и качества жизни граждан с использованием современных цифровых технологий [11].

К целям Программы относят создание такой экономики, при которой данные в цифровой сфере являются ключевыми факторами производства во всех сферах социально - экономической жизни, на основе которых обеспечивается повышение конкурентоспособности на международном рынке, внутри российской экономики и ее отдельных отраслей.

На примере индекса сетевой готовности (Networked Readiness Index) и международного цифрового индекса экономики и общества (I-DESI) в Программе подробно описаны этапы развития цифровизации в России, указано место нашей страны на глобальном цифровом рынке, определены направления развития, обозначены этапы для достижения запланированных результатов, разработана «Дорожная карта» управления развитием цифровой экономики.

Содержание этих документов определяет обязательность выполнения для России всех требований цифровизации как современного тренда эффективного развития мировой экономики и общества.

Анализ состояния цифровизации российской экономики, управления и общества в настоящее время выявил болевые точки, требующие изучения и регулярного мониторинга. Для достижения положительных результатов влияния мирового тренда цифровизации в России необходимо создать благоприятные условия, способствующих ее положительному воздействию на экономическую и социальную жизнь России, составить план для реализации программ управления преимуществами цифровизации и выявить вызовы, угрозы, проблемы, возможные отрицательные последствия цифровизации и программы управления по борьбе с отрицательными последствиями.

Литература

1.Анохина Е. М., Косов Ю. В., Халин В. Г., Чернова Г. В. Системные риски управления при реализации государственной политики в области образования и науки: анализ проблемной ситуации, риски и их идентификация // Управленческое консультирование. 2016. № 10.С. 8–26.

2.Электронный ресурс. Козырев А. Н. Цифровая экономика и цифровизация в исторической ретроспективе. URL: http://Medium.comCEMI-RAS, Ноябрь, № 11, 2017 г.

3.Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.

4.Электронный ресурс. URL: http://gtmarket.ru/ratings/networkedreadiness-index/networkedreadiness-index-info.

5.Электронный ресурс. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/desi.

6.«Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», утвержденная Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203.

7.Электронный ресурс. Кудряшова Е., Филатова Е. Вызов принят: как цифровизация меняет телекоммуникации. URL: https://hbr-russia.ru/management/upravlenie-izmeneniyami/p25421/.

8.Электронный ресурс. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919.

9.Электронный ресурс. URL: http://government.ru/docs/all/112831/.

10.«Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», утвержденная Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203.

11.Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.

Просмотров работы: 1400