Физическая культура как средство борьбы со стрессом у студентов - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Физическая культура как средство борьбы со стрессом у студентов

Калиниченко А.Ю. 1, Ларионова О.В. 1
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

К сожалению, в мире сегодня совсем никто не застрахован от стрессов, а тем более учащиеся и студенты. Когда мы выбираем будущую профессию, проходим вступительные испытания, готовимся к экзаменам во время сессии и другие моменты, которые происходят в жизни обучающихся ведут к возникновению разных стрессовых ситуаций. Стрессоустойчивость организма это — не врожденное качество, с которым рождается человек, ее можно развить правильным образом жизни, методами воспитания и самовоспитания. [1] Психологическое давление, которое ощущает человек, когда его нервная система получает длительную эмоциональную перегрузку принято считать стрессом. Посмотрим причины возникновения стресса у современного человека (студента). Психологи считают, что основные причины следующие: недостаточно полноценный сон, неполные знания по какому-либо предмету, не сданные вовремя лабораторные работы, курсовые проекты, сильная загруженность, связанная с большими объемами домашних заданий, недружественные взаимоотношения в группе, с преподавателем, экзаменационная сессия, личные причины, в числе которых взаимоотношения в семье, состояние здоровья, финансовое положение, путь в институт (для студентов из других областей) и т.д. [2]

Стресс может проявляться в виде раздражительности, депрессивного состояния, страха, тревоги, затруднения дыхания, напряжения мышц, заниженной самооценки, потери аппетита, бессонницы, головных болей. Если со стрессом не бороться, то это может через некоторое время стать причиной возникновения болезней, как нервной системы, так и всего организма.

Цель

В нашем исследовании мы делаем попытку проанализировать мнение ученых физиологов о том, что студенты второго курса проявляют более высокую стрессоустойчивость по сравнению с первокурсниками, а также стараемся выработать рекомендации по повышению стрессоустойчивости.

Методы и организация исследования

Мы использовали две методики для определения стресса у студентов. В исследовании приняли участие 22 студента первого курса и 22 студента второго курса Института химии СГУ имени Н.Г. Чернышевского. На первом курсе из них 64% составили девушки и 36% юноши, а на втором, 70% девушки и 30% юноши.

Первая методика, которую мы использовали это Шкала психического стресса PSM -25, авторы Лемура-Тесье-Филлион. Перевод и адаптация русского варианта методики выполнены Н.Е. Водопьяновой. [3] Цель методики измерение стрессовых ощущений в поведенческих и эмоциональных показателей. Авторы предлагают ряд утверждений, характеризующих психическое состояние, нашим участникам предлагалось, в соответствии с утверждениями, оценить свое состояние за прошедшую неделю. Здесь нет ошибочных или неправильных ответов.

Вторая методика, которой мы воспользовались – это Диагностика состояния стресса А.О. Прохорова, которая предназначена для любой целевой аудитории, достигшей 18 лет. [3] Методика разрешает нам выявить процессы переживания стресса: степень самоконтроля и эмоциональной стабильности в стрессовых условиях.

Результаты и выводы:

Наши исследования продемонстрировали следующие результаты. В первом опроснике, студенты первого курса, показали средний уровень стресса - 45 %, высокий уровень оказался у 23% опрошенных, и низкий уровень стресса у 32 % студентов. Во втором опроснике мы получили следующие результаты: 36% студентов продемонстрировали высокий уровень регуляции и самоконтроля в стрессовых ситуациях, 23% проявляют высокую степень переутомления и не умеют контролировать себя в стрессе и соответственно 41% реагируют на стресс иногда «умеренно», а иногда «выходят из себя».

Результаты ответов студентов второго курса свидетельствуют о правомерном утверждении о том, что они постепенно адаптируются к стрессу, т.е. становятся более стрессоустойчивыми. Так, первая методика дала следующие результаты: высокий уровень стресса обнаружен у 10% студентов, средний уровень у 35% студентов и низкий у 55%. Во втором опроснике получены следующие результаты: 40% показывают высокий уровень регуляции и самоконтроля, у 15% высокая степень переутомления в стрессе и реагируют на стресс умеренно 45%.

Полученные результаты исследования позволяют нам с уверенностью говорить о том, что обучающиеся за год приобретают навыки справляться со стрессом, становясь более адаптивными к нему. Процесс адаптации к стрессу будет более быстрым и плавным при соблюдении определенных рекомендаций, а именно необходимостью заниматься физической культурой. К счастью, специалисты выдают немало методов борьбы со стрессом, один из которых, физическая активность - один из самых эффективных средств снятия нервных перегрузок и психологического стресса. [5] Физическая культура и оптимальные нагрузки – лучший прием, чтобы справиться со своими комплексами, улучшить самооценку и справиться со стрессом. К числу наиболее популярных и распространенных видов спорта, помогающих преодолеть психологическое напряжение, можно отнести плавание, разные единоборства, бег, ходьба, а также гимнастика.

Один из самых оптимальных видов спорта это плавание, ни для кого не секрет, что вода сама по себе успокаивает, а движения в воде в двойне. Систематическая, но при этом и нетяжелая нагрузка при плавании оказывает тренирующее и успокаивающее воздействие на сердце и легкие, укрепляет сердечно-сосудистую систему в целом, улучшается кровообращение и обмен веществ. Для этого вовсе не нужны большие нагрузки — эффективны умеренные движения и размеренное плавание. К тому же посещать бассейн с пользой для своего здоровья может практически каждый.

Еще один вид спорта, который способствует снятию психологического напряжения – бег, его можно назвать  средством разрядки и снижения отрицательных эмоций, а также нервного перенапряжения. Особенно полезна в этих целях вечерняя пробежка на открытом воздухе, которая снимает негативные эмоции целого дня, «уничтожает» лишний адреналин, который выделяется в результате стрессов.

У каждого из нас свои способы справляться с напряжением, возникшем в результате стрессовой ситуации.

Список литературы:

Бодров, В. А. Психологический̆ стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ,2006. - 528 с.

Д. Карнеги Как преодолеть тревогу и стресс, изд. Попурри, 2010.- 208 с.

Психодиагностика стресса: практикум/сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во образ, и науки РФ, Казан, гос. технол.ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012.-212 с.

Фаустов, А. С. Обучение и здоровье / А. С.Фаустов, Ю. В. Щербатых. Воронеж, 2000. – 325 с.

«Психология личности» Сост. Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова. - М.,Геликон, 1995

Просмотров работы: 29