Сегодня российская экономика функционирует в условиях воздействия различных макроэкономических трудностей и вызовов. Ослабление курса национальной валюты, падение цен на энергоносители, введение антироссийских санкций привело в конечном итоге к возникновению ценовой нестабильности и росту цен на товары и услуги. В сложившихся условиях наиболее остро встаёт задача исследования динамики индекса потребительских цен и выделение совокупности факторов, оказывающих на него непосредственное влияние.
В ноябре 2019 года уровень инфляции в России составил 0,28%, что на 0,15 больше, чем в октябре 2019 года и на 0,22 меньше, чем в ноябре 2018 года. Вместе с этим, инфляция с начала 2019 года составила 2,68%, а в годовом исчислении - 3,54%. В 2019 Россия занимает 8 место по уровню инфляции в мире.
Инфляция в России, как и во многих странах, рассчитывается на основе Индекса Потребительских Цен на Товары и Услуги. Примечательно, что в России этот индекс рассчитывается только с 1991 года, т.к. во времена СССР и плановой экономики официально уровень инфляции не рассчитывался.
При этом под Потребительскими Ценами подразумевается конечная цена, которую платит покупатель товара или услуги, которая включает в себя налоги и сборы.
В общем виде под инфляцией понимается:
Чрезмерное увеличение бумажных денег в обращении, не соответствующее предложению товаров и услуг;
Снижение покупательной способности денег;
Общее длительное повышение цен.
Уровень инфляции по месяцам, %
По характеру протекания различают два вида инфляции: подавленную и открытую. Для открытой инфляции характерно устойчивое повышение уровня цен, она возникает в странах с рыночной экономикой. Данный вид инфляции не подавляет и не разрушает механизм рынка. подавленная инфляция, которую называют также «инфляционным навесом» или «инфляционной брешью», обычно проявляется в замораживании цен, дефиците, рационировании товаров, расширении сферы теневой экономики, усилении административных методов управления. В годы советской власти подавленная инфляция проявлялась в административном поддержании государственных цен на стабильном (или почти стабильном уровне), что вело к массовому дефициту большинства товаров и услуг. В годы так называемых радикальных рыночных реформ в России получила распространение такая форма подавления инфляции, как неплатежи, когда цены удерживались на относительно стабильном уровне не через административное установление предельных цен, а через сужение платежеспособного спроса путем задержек выплаты заработной платы, неоплаты госзаказов и тому подобных «экономических» мер.
Причины развития инфляции в России, которые несут немонетарный характер:
1. В нашей стране цены на коммунальные услуги, электроэнергию, на газ и т. п. регулируются государством. Они периодически повышаются при относительно неизменном размере заработных плат, что приводит к увеличению затрат на производство продукции обрабатывающих производств. Следовательно, является причиной инфляции издержек в экономике России.
2. Не стоит забывать и про фактор инфляционных ожиданий. Предприниматели в своих прогнозах стараются учесть максимальный уровень инфляции, тем самым поддерживая рост цен собственной ценовой политикой. Данный пример особенно имеет место быть в России.
Нельзя не отметить и негативные последствия санкций, которые ввели другие страны по отношению к России. Отсутствие возможности экспорта способствует увеличению уровня инфляции. Но можно извлечь из этого и выгоду, развивая собственное хозяйство и продвигая местное производство на внутреннем рынке, тем самым давая возможность развиваться мелким хозяйствам.
Антиинфляционная политика России должна основываться на эффективной кредитно-денежной политике, ограничении роста цен в отраслях-монополистах, совершенствовании налоговой системы, развитию экспорта, увеличению запаса продовольственных товаров в стране и некоторых других задачах. Таким образом, антиинфляционная политика – это постоянная работа государства в рыночной экономике.
Литература:
1.https://interactive-plus.ru/ru/article/80626/discussion_platform
2. https://www.statbureau.org/ru/russia/inflation
3. http://ekonomika.snauka.ru/2015/08/9547