У обучающихся в настоящее время отмечается достаточно низкий интерес к учебным предметам, потеря инициативы в обучении, понижение уровня обучаемости, а как следствие, недостаточная степень знаний и сформированности специальных умений и навыков.
Общеизвестно, что основными видами деятельности человека являются игра, труд, учеба и общение. Доказано, что с первых дней жизни ребенок познает мир играя. Игра вызывает живой интерес к происходящему. А использование игр в обучении во многом упрощает процесс усвоения знаний и приобретения умений и навыков. Обучение детей, осуществляемое с учетом их интересов, вызывает положительные эмоции. Знания детей, прошедшие чувственный этап, как правило, глубже и прочнее, так как в восприятии материала участвуют оба полушария головного мозга, что создает условия для равномерного распределения нагрузки на оба полушария.
Особую роль приобретают игровые методы при обучении такому важному предмету, как «Технология». Именно на уроках «Технологии» прививаются специальные навыки, развивается пространственное мышление, улучшается мелкая моторика, а в каком-то смысле происходит профессиональное самоопределение. Поэтому на уроках необходимо создавать и проигрывать ситуации, приближенные к реальной жизни.
Основы теории игры были заложены мыслителями XIX века Г. Спенсером и Ф.И. Шиллером. Они предложили так называемую теорию «избытка сил» для объяснения побудительных причин к игре. Аналогичного мнения придерживался Л.Б. Ительсон: «Игры можно рассматривать как реализацию потребности организма к активности, разрядке накопленной энергии» [1, с.203]. Обобщая мнение различных авторов, можно сделать вывод о том, что игра основана на свободной и творческой деятельности. Обладает развивающими и воспитательными свойствами, формирует воображение, фантазию, интеллект участников игры и служит средством самовыражения личности, позволяющим достигнуть удовлетворения результатами выполненной деятельности.
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, 3.М .Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Рассмотрим некоторые определения:
Термин «игра» в различных источниках трактуется по-разному. В «Педагогическом словаре» Г. М. Коджаспирова дана такая трактовка: «Игра – один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результате, а в процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей» [4 , с.45].
В «Кратком словаре педагогических понятий» термину «игра» есть несколько другое определение: «Игра - вид, форма деятельности в условных ситуациях, направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, один из видов активности человека и животных» [9, с.36].
По мнению составителей Педагогического энциклопедического словаря под редакцией Б.М. Бим-Бада игра – это «форма деятельности в условных ситуациях направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности» [8, с. 118].
«Педагогика досуга: терминологический словарь» содержит следующее понятие: «Игра - метод, прием, способ, форма педагогической деятельности в условиях условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение социального и жизненного опыта. В игре как особом исторический возникшем виде гуманитарной практики воспроизводится нормы человеческой жизни и деятельности, самопознание, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности» [7, 27с.].
В условиях игровой деятельности значительно повышается острота зрения, легче удерживается сознательная цель запоминать.
В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно – действенного мышления к образному и к элементам словесно – логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.
Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим.
Само понятия «дидактический» происходит от слова «дидактика». Опираясь на «Краткий словарь педагогических понятий», охарактеризуем его как: «Дидактика (от греч. Didaktikos – получающий, относящийся к обучению) – теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования» [9, с.37].
Термин «Дидактическая игра» в различных источниках объясняется по-разному. «Педагогический энциклопедический словарь» дает такую трактовку понятию: «Дидактическая игра – специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры» [8, с.71].
Краткий словарь педагогических понятий дает нам следующее пояснение: «Игра дидактическая – 1) метод обучения, выступающий для решения обучающих задач; 2) активная учебная деятельность по имитационному моделировании. Изучаемых систем, процессов, явлений, а так же будущей профессиональной деятельности; 3) учебная деятельность учащихся (индивидуальная, парная, групповая и коллективная), включающая состязание и самодеятельность в усвоении программных знаний, умении и навыков, приобретения опыта познавательной деятельности и общения в процессе игрового обучения» [9, с.36].
В свое методической рекомендации М.А. Копылова формулирует определении дидактическим играм: «Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, не случайно ее называют и способом, и методом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством всестороннего воспитания личности ребенка» [2, с.5].
Теория игрового обучения имеет длительную историю, а многофункциональный характер игр и их возможности породили в педагогической науке различные подходы к их рассмотрению и анализу. При этом многочисленные авторы сходятся в том, что игра, применяемая в учебном процессе, должна:
1) воссоздавать межличностные отношения в процессе взаимодействия по принятию решений, организации коллективной и индивидуальной деятельности;
2) игра должна отображать наиболее важные теоретические и практические элементы внутрипредметного и межпредметного содержания, способствующие раскрытию творческого потенциала и формированию профессионально направленных интересов.
По характеру используемого материала дидактические игры подразделяются на три группы:
1) предметные - в основном это дидактические игрушки и материалы;
2) настольно-печатные – игры, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино), или сложения из частей целого (разрезные картинки), или игры типа «Лабиринт»;
3) словесные игры.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Я.А. Коменский [5] очень высоко оценивал роль игры в обучении. Он считал, что игровой метод направлен на то, чтобы школьная подневольщина превратилась в игру и забаву.
Отбор познавательных задач для дидактических игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей. Формами реализации игрового действия могут выступать:
разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками - подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание;
«зачин», который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебного письма;
осуществление поиска и находки нужного предмета, числа, звука, слова;
загадывание и отгадывание загадок;
выполнение определенной роли;
соревнование (индивидуальное или коллективное);
особые игровые движения, такие, как хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание ему известны? Вот проблема, которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.
Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной. Ребенок играет тогда, когда он хочет играть, в соответствии со своими желаниями и самостоятельно. Учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Он становится обязанным делать то, что ему порой не хочется делать, так как учебная деятельность основана на навыках произвольного поведения ребенка. Переход от игровой к учебной деятельности часто навязывается ребенку взрослыми, а не происходит естественным путем.
Во время игр ученик – полноправный участник познавательной деятельности, поэтому он сам стремится преодолеть трудности, ставит перед собой задачи и решает их. Игру использовать труднее, чем прямое воздействие на личность. Игра требует от педагога педагогического мастерства, эмоциональных затрат. Добиваясь, что бы для учеников игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение, она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии. Ума, выдержки, самостоятельности. Игра часто становится напряженным трудом для учителя и его учеников.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятия. Содержанием дидактической игры является окружающая действительность. Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели
Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры, с увлеченностью соревнования и стимулирует развитие творческой деятельности на разных этапах школьной жизни ребёнка. На уровне дошкольного обучения основной точкой приложения дидактических игр является собственно процесс игрового обучения, обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок познает окружающий мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконтролю, приобретает навыки планирования поведения. При обучении детей дидактические игры все в большей степени становятся формами для передачи вполне определенных знаний и навыков, элементами их творчества. Особое значение в этих занятиях имеют игровые моменты уроков, связанные с упражнениями, закреплением пройденного материала, со снятием напряжения и переутомления детей. Игра – это «дитя труда». Школьник, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Ребенок играет сначала с окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающего мира. Возникающая потребность действовать и поступать, как взрослый, не всегда удовлетворяется. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях.
Познание мира в дидактической игре облекается в формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на уже известные факты и явления, наполнение и расширение знаний, установлений связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное, не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала по природоведению в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет учеников не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать ненужное, сопоставлять. Оценивать. В игре участвуют все дети класса. Победителем чаще бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать быстрее и точнее реагировать на новые игровые ситуации
Таким образом, мы можем сделать вывод, что проблема активизации познавательной деятельности школьников в процессе обучения технологии может успешно решаться с помощью разнообразной игровой деятельности. От решения этого вопроса во многом зависит эффективность учебно-воспитательного процесса, повышение качества обучения, мотивация обучающихся к достижению учебных и творческих результатов. С этой целью необходимо создать комплекс дидактических игр для каждого раздела предмета «Технология». Это и будет целью нашей дальнейшей работы.
Список использованной литературы:
Возвратная и педагогическая психология :[Учебник по пед. интов] / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. под ред. А.В. Петровкого. – 2-е изд, испр. и доп. – М. : Просвящение, 1979. – с. 288.
Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности у младшего школьника. Методические рекомендации /сост.: М.А Копылова. – Беловский РМК, 2005. - с. 21.
Климова, Л.Б. Роль дидактических игр в развитии математических представлений дошкольников / Л.Б. Климова // Научный поиск. – 2012. – № 2. – с. 42-43.
Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студентов вузов / Г. М. Коджаспирова – М. : Академия, 2001. – с. 176.
Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т.,. т.1, / Я.А. Коменский – М.: Педагогика, 1982. – 656 с.
Кроль, В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие. / В.М. Кроль – М.: Высшая школа, 2004. – с. 412.
Педагогика досуга: терминологический словарь / сост. О.Н. Хахлова. – Уфа БГПУ им. М. Акмуллы, 2007. – с. 50.
Педагогический энциклопедический словарь: словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – 3-е изд., стер. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2009. – с.527.
Пермяков, А.А. Краткий словарь педагогических понятий / А.А. Пермяков, В.В. Морозов, Э.Р. Зарединова. – 2-е изд. испр. и доп. – Кривой Рог ; Симферополь : Видавничий дiм, 2010. – с. 144.
Подласый, И.П. Педагогика. / И.П. Подласый – Гуманитарный центр: Владос. – 2000. – с.521.
Реана, А.А. Психология человека от рождения до смерти. / А.А. Реана. 2002. – с.656.