Влияние инфляции на региональный потребительский рынок - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Влияние инфляции на региональный потребительский рынок

Косорукова С.И. 1, Рамазанов Д.И. 1
1ИФ РЭУ им. Г. В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инфляция является одним из очень важных факторов макроэкономической нестабильности. Актуальность данной темы состоит в том, что, изучая влияние инфляции на региональный потребительский рынок, можно улучшить развитие экономики в целом. Также можно отметить, что в различных регионах Российской Федерации уровень цен разный, что воздействует на показатели уровня жизни населения.

Разное социально-экономическое положение регионов предопределяет условное разделение их на «богатые» (центр) и «бедные» (периферия). Для всех регионов протекание инфляционного процесса может быть разделено на две фазы. В первой фазе происходит повышение цен в «богатых» регионах, при незначительном их изменении в других. В результате начинает расти ввоз товаров в эти регионы из «бедных» по причине выгодности подобных торговых операций. Во второй фазе идет снижение уровня цен в «богатых» регионах и повышение цен в «бедных» регионах, получается цены выравниваются. Это выравнивание происходит в соответствии с размерами покупательского спроса, который выше в «богатых» регионах. В конечном итоге, инфляция окажется чуть выше в «богатых» регионах [1, с. 74].

Инфляцию измеряют по потребительской корзине – продовольственные и непродовольственные товары, а также услуги, которые постоянно покупает среднестатистический человек. Инфляция на потребительском рынке рассчитывается таким показателем, как индекс потребительских цен (ИПЦ). Он характеризует и представляет собой процентное отношение стоимости определенного набора услуг и товаров в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода. Инфляция отражает повышение общего уровня цен, это означает, что не все цены могут расти одинаково. Индекс потребительских цен учитывает подорожание или снижение цен на каждый вид услуг и товара с учетом их доли в денежных расходах населения [3].

Рассмотрим данные за последние 5 лет по Ивановской области и ее соседние регионы центрального федерального округа (Владимирская, Костромская и Ярославская области), ниже приведенные в таблице 1.

Таблица 1– Индексы потребительских цен

Регион

Год

(Декабрь к декабрю предыдущего года; %)

2014

2015

2016

2017

2018

Ивановская область

106,92

117,89

108,53

105,48

102,49

Костромская область

106,34

116,52

108,57

105,26

102,07

Владимирская область

107,03

118,56

107,52

104,8

102,02

Ярославская область

106,22

117,48

110,75

105,41

101,4

Также ниже выведен рисунок 1, на ней можно увидеть наглядно как индексы потребительских цен изменяются (ИПЦ).

Рисунок 1- Индексы потребительских цен

На рисунке 1 можем увидеть, что в 2015 году индекс потребительских цен увеличился примерно на 10-11%, это приводит к тому что покупательская способность населения уменьшается, что не так благоприятно для экономики, так как спрос падает, а цены растут.

А вот в 2016 году ситуация совсем другая, ИПЦ уменьшился примерно от 7% до 11 %, но не ниже чем в 2014 году. Но Ярославская область отличилась от других регионов, так как у нее показатель выше. Ивановский и Костромской регионы практически на ровне, а у Владимирского региона ниже всех показатель.

Также можно отметить, что в 2017 и в 2018 годах данный показатель постепенно уменьшается, что приводит к положительному результату в экономике, подобная дезинфляция стимулирует покупательский спрос.

Если, сравнивая 2014 год с 2018 годом, то можно увидеть весь процесс дезинфляции:

- в Ивановской области на 4,43%;

- во Костромской области на 4,27 %;

- в Владимирской области на 5,01 %;

- в Ярославской области на 4,82 %.

Проанализировав четыре региона за последние 5 лет, можно сказать, что в Ивановской и Костромской областях прирост цен стал чуть ниже, чем во Владимирской и Ярославской областях.

Далее, проведем более детализированный анализ по товарным группам: продовольственные и непродовольственные товары, а также услуги за 2018 год (рис. 2) [5].

Рисунок 2 – Товарные группы

Сравнив динамику товарных групп за 2018 год, мы видим, что в Ивановской области цена на продовольственные товары чуть выше, чем у остальных регионов. Также в Ярославской области цены на продовольственные товары снизились на 0,64%, это означает что покупательский спрос увеличится, что влияет положительно на экономику региона. Наблюдается повешение цен на непродовольственные товары, самый наибольший показатель в Костромской области, он составляет - 2,97%, а наименьший показатель в Ярославской области – 1,37%. Также можно отметить, что стоимость услуг сильно выросли в отличии от продовольственных и непродовольственных товаров, самый наибольший показатель в Ивановской области – 5,2 %, самым наименьшим показателем является в Костромской области, он составляет – 4%, это означает что цены выросли, а спрос будет потихоньку снижаться. В целом, исследователи считают, что благодаря снижению инфляции потребление продуктов питания на современном этапе имеет оптимальную структуру, по сравнению с 90 годами [2].

Анализ покупательской способности среднедушевых денежных доходов населения отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг, и выражается через товарный эквивалент среднемесячных денежных доходов населения. Под товарным эквивалентом понимается количество какого-либо одного товара или услуги, с конкретными потребительскими свойствами, которое может быть приобретено при условии, что вся сумма денежных доходов будет направлена только на эти цели. Этот показатель рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Динамику покупательной способности доходов в регионах за последние 5 лет можно увидеть на рисунке 3 [4].

Рисунок 3 – Покупательская способность доходов

Проанализировав 4 региона, мы видим, что самый наивысший показатель покупательской способности доходов в Ярославской области за все 5 лет – составляет 3 прожиточных минимума, но под конец последних три года постепенно начал уменьшаться. Ивановская, Костромская и Владимирская области с 2014 по 2017 год составляет 2,5 прожиточных минимума, но за 2018 год покупательская способность доходов уменьшилась примерно на 0,3%.

Таким образом, мы видим, что за рассматриваемы период времени на фоне снижения темпа роста цен не наблюдается повышение покупательной способности доходов населения. Это можно объяснить тем, что за рассматриваемый период времени номинальные доходы населения не выросли в должной мере. Мы считаем, что для решения проблемы низкой покупательной способности населения необходимо проводить политику роста доходов, поскольку дезинфляция практически не способствует росту покупательной способности.

Список литературы

1. Рамазанов Д.И. Об особенностях инфляции в депрессивных регионах // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. 2018. № 1 (35). С. 73-75.

2. Рамазанов Д.И. Инфляция и потребление продуктов питания в постсоветской России // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2015. № 8 (24). С. 316-323.

3. Индексы потребительских цен [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_14p/IssWWW.exe/Stg/d03/22-01.doc.

4. Покупательская способность доходов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/13397?print=1

5. Товарные группы [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=9460360

Просмотров работы: 73