СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЁЖИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЁЖИ

Бабынина С.В. 1, Клемантович И.П. 1
1Московский Педагогический Государственный Университет, факультет педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день, молодежь России является непосредственным участником и субъектом глобального, всемирного информационно-технического и научно-просветительского прогресса. Роль гаджетов, стремительно возрастает и захватывает все сферы общества, и не может не отразиться на сознании молодого человека. В связи с этим, возникает необходимость разработки и внедрения новых программ в области воспитания и образования подрастающего поколения в новых условиях.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.11.14 №2403-р утверждены прилагаемые «Основы государственной молодежной политики» на период до 2025 года, одной из важнейших целей которых , является вовлечение молодежи в проектную деятельность. Основными проектными направлениями исходя из документа является: гражданско-патриотическое, творческое, экологическое, физкультурно-спортивное.
Стоит отметить, что к реализации проектов привлекаются не только физические лица, но и молодежные общественные организации, молодежные НКО.
Существует федеральный орган исполнительной власти, занимающийся стимулированием стратегических инициатив и осуществляющих грантовую поддержку молодежных проектов, оказывает содействие в самореализации и становлении гармоничной личности молодых людей.
В нынешних условиях, социально-проектная деятельность становится всё популярнее среди учреждений общего образования. Проводятся обучающие семинары-тренинги для педагогов, организуются вебинары, конференции и круглые столы по обучению проектной деятельности школьников, что несомненно характеризует проектирование как широко используемую воспитательную и просветительскую технологию. В учреждениях высшего образования, проектная деятельность выступает как дисциплина, позволяющая молодому человеку расширить собственный кругозор, повысить собственную квалификацию.
Нельзя не отметить появление специалистов по направлению «Организация работы с молодежью», имеющим профиль социальное проектирование, управление социальными проектами. Прежде всего, государство видит необходимость в выпуске данных специалистов, что несомненно сказывается на ситуации данной социально-демографической группой именуемой молодежью. Организуются многочисленные форумы для молодежи, в рамках которых объявляются грантовые конкурсы, для раскрытия собственного потенциала молодых людей, проводятся мастер-классы и ликбезы в детских лагерях, разрабатываются профильные смены, посвященные социальному проектированию. Мы считаем, что проектная деятельность для молодежи в условиях лагерей, может в полной мере считаться воспитательной технологией и иметь применение в воспитательном процессе временного детского коллектива. Но вместе с тем, проблема воспитания в цифровую эпоху, с поиском новых программ, адаптированных под стремительный скачок прогресса, несмотря на обширное количество нормативно-правовой базы, остается актуальной. По нашему мнению, проектная деятельность в воспитании молодежи и анализ стратегических преимуществ социального проекта, позволит снизить уровень данной проблемы до допустимого. Современное российское общество на сегодняшний день находиться на этапе освоения социального проектирования как педагогической и воспитательной технологии.
Воспитание в цифровую эпоху подталкивает специалистов расширять как собственные умения и навыки в области социальных технологий проектной методики, так и обучать молодежь, для эффективного и комплексного существования в инновационном обществе.
Нами было проведено социологическое исследование на тему «Стратегические преимущества социального проектирования в воспитании молодёжи» среди молодёжи в возрасте от 14 до 23 лет. Данная возрастная группа была выбрана исходя из определения молодежи в нормативно-правовых источниках, а также в силу психологических особенностей и наибольшей погруженностью в социальную жизнь. Целью нашего социологического исследования являлось выявление мнения респондентов о стратегических преимуществах проектной деятельности в воспитании молодежи. Для достижения цели, нами были поставлены следующие задачи:
1) Составить программу исследования;
2) Изучить нормативно-правовую базу по данной проблеме;
3) Проанализировать научную литературу по вопросам воспитания и социального проектирования в молодёжной среде;
4) Выявить основные стратегические преимущества социального проектирования в воспитании молодежи;
5) Провести пилотное исследование;
6) На основании результатов пилотного исследования провести анализ точек роста опроса;
7) Провести итоговое исследование;
8) Обработать и интерпретировать результаты полученные в ходе социологического исследования.
В качестве опрошенных выступило 40 человек, среди которых ученики средних общеобразовательных школ города Москвы, студенты 3 курса Московского Педагогического Государственного университета и обучающихся 2 курса Московского института электронной техники. Мы посчитали целесообразным исследовать мнения студентов как технических направлений, так и гуманитарных. Среди опрошенных присутствуют студенты по направлению 39.03.03 «организация работы с молодежью», с профилем социальное проектирование. Мы посчитали целесообразным проанализировать мнения специалистов разных функциональных направлений гуманитарного и технического профиля, чтобы зафиксировать отличия между восприятием проектной деятельности у студентов технического и педагогического направления.
По мнению большинства опрошенных, 66,7% социальное проектирование представляет собою конструирование действия, направленного на достижение цели.
Полученные ответы свидетельствуют об устойчивых представлениях о понятии социального проекта, о самом наличии образа проекта в сознании молодежи. Соответственно разница в профиле студентов повлияла в меньшей степени, чем ожидалось при постановке гипотезы на данный вопрос. Конструирование действий, понимается нами как система создания целого из частей деятельности, а достижение цели, предполагает в нашем понимании образ желаемого результата, подразумевающего то, на что направлены действия. Большая часть респондентов 60% понимает воспитание как сложный целенаправленный процесс принятия молодым поколением этических норм от старших, как наследование общекультурных ценностей, подготавливающих к жизни и труду в определённых культурно-исторических ситуациях. Это означает, что молодые люди осознают необходимость поддержания преемственности поколений, рассматривают транслирование этических норм от старших именно как правила поведения в обществе, передачу ценностей для жизни в обществе. Важность этого факта, подчеркнутого опрошенными является по нашему мнению доказательством того, что молодежь считает себя наследователями не только социальных норм, но и норм моральных, теми, кто несет ответственность за полученные от старших знания.
В первую очередь большинство респондентов отметили социальные проекты культурной направленности 55,6% как приоритетные, на второе место была поставлена историческая и научная направленность 44,2%, на третьем месте творческая и экологическая 30%. Менее приоритетными направлениями выступили: патриотическая, военная и политическая 11,7%. Особая роль культуры среди молодых людей, выделенная в опросе может свидетельствовать о том, что молодёжь хочет развиваться именно в моральном и культурном аспекте и видит воспитание не только как процесс усвоения норм общества, но и принятия культурных и моральных составляющих, культуру собственного народа и страны, что социальный проект способен повысить уровень общекультурной грамотности. Принятый бытовой стереотип об отсутствии культуры у молодых людей, по нашему мнению сугубо индивидуален и касается определенных маргинальных слоев населения страны, в силу психологических и социальных установок. Научная и историческая направленность свидетельствует о том, что молодые люди дорожат своей историей, хотят узнавать о ней, желают инновационно развивать свою страну, что расценивается нами как инициативность со стороны молодых людей, которую необходимо поддерживать как со стороны властей, так и со стороны образовательных учреждений, молодежных центров, молодежных объединений. Молодые люди, на основании представленного результата стремятся к саморазвитию, и имеют потенциал, необходимый для эффективной направленности на благо страны и общества. Заниженный результат в патриотической и военной направленности, исходя из ответов респондентов по нашему мнению, был представлен по причине наличия большого количества проектов данной направленности, что могло вызвать усталость от данных тем. Вместе с тем, исходя из психологических особенностей данного возраста, опрошенные могут проявлять аполитичность. На шкале показателей от 1 до 10 баллов, возможность социальных проектов влиять на воспитание молодёжи, отметили 8 баллами почти треть опрошенных. Данные свидетельствуют о высокой оценке молодёжью результатов, которые могут быть достигнуты через реализацию социального проекта, и его дальнейшим развитием как воспитательной технологией. Основным стратегическим преимуществом социальных проектов в области воспитания, более 50% процентов респондентов выделили возможность научить молодых людей решать разнообразные жизненные ситуации самим, и возможности социального проектирования помочь молодёжи в самореализации. Полученные данные могут свидетельствовать, как и о психологических особенностях данной возрастной группы, так и о стремлении заявить о себе как полноправных членах общества, желании научиться самостоятельности через деятельность. По нашему мнению, молодому поколению хочется менять мир к лучшему, однако самостоятельности в принятии решений, молодым людям по-прежнему недостает. Это связано как с пониманием сознания молодежи на обыденном уровне, так и с недостаточным количеством информации о том, как реализовать себя. Умение решать проблемы самим, принимать решения, расценивается молодежью как возможность почувствовать себя ответственным, способным к волевому действию, поступку, решающему собственные вопросы не как ребенку, а как полноценной, зрелой личности. Необходимо учесть эту психологическую особенность и подвижность, динамичность молодых людей при организации работы с ними. Более 80% опрошенных отметили, что социальные проекты нужны в молодёжной среде однозначно, поскольку способствуют развитию гармоничной личности, через наглядность и практико-ориентированность, молодые люди видят, что они нужны обществу. Такой ответ респондентов, характеризуется настроенностью молодых людей на решение проблем, стремлением изменить мир к лучшему, используя и привлекая как технические, стратегические, собственные ресурсы. Прежде всего по нашему мнению, такими ресурсами может выступать: информационно-цифровая среда, научно-технологические разработки программ в условиях технического прогресса, собственные знания, умения, навыки проектной деятельности. Воспитание, прежде всего процесс, который необходимо осуществлять не только на уровне институтов первичной социализации, но и на уровне федеральном. Стратегическим преимуществом социального проектирования в условиях цифровизации, является именно практическая реализация самими молодыми людьми. Более 66,7 % опрошенных отметили, что социальные проекты влияют на умственное воспитание молодёжи, поскольку формируют проектное мышление и развивают интеллектуальные способности молодых людей. Более половины респондентов отметили, что социальное проектирование не имеет отрицательного влияния ни на один вид воспитания, что характеризует социальное проектирование в глазах молодёжи как деятельность программу , воспитания в новых реалиях жизни цифрового общества. Более 60% опрошенных, считают, что социальные проекты должны быть написаны для возрастной группы от 13 до 17 лет, верхней границы подросткового возраста, в силу психологических особенностей данного периода. Переживая кризисные периоды, подростки зачастую не имеют внутренней культуры и установки поделиться собственными переживаниями, тревожностью, психологическими трудностями в коллективе. Подростковый возраст, является и возрастом риска, именно поэтому, познавая взрослую жизнь, представители этой группы и совершают ошибки. По нашему мнению, воспитание подростков через социальные проекты, может стать эффективной стратегической технологией и системой будущего. Большая часть респондентов 75,8% считают, что социальные проекты должны быть созданы молодёжью и для молодёжи для воспитания, а не для получения денежных средств, способными изменить характер человека в лучшую сторону, адаптировать к жизни в обществе. Необходимо включать молодёжь в социальное проектирование, давая возможность экспериментировать и творчески раскрывать свои возможности и склонности в различных тематиках проектов под руководством специалистов, занимающихся этой темой, делясь своим опытом с ними.
Именно это и стоит по мнению опрошенных сделать для успешного воспитания молодёжи через социальные проекты.
Стратегическим преимуществом социального проектирования в воспитании молодежи по нашему мнению по итогам исследования является:
1) Развитие проектного мышления молодых людей;
2) Способствование эффективному процессу самореализации и удовлетворении процессу самоактуализации личности молодых;
3) Условием и возможностью молодому человеку самому решать вопросы и успешно достигать поставленных целей;
4) В условиях цифрового общества выступать как воспитательной технологией будущего;
5) На основании федеральных законов и иных нормативно-правовых актов с поддержкой
государства являться элементом реализации государственной молодежной политики, с эффективными новообразованиями исходящими от личности молодых людей;
6) Социальные проекты, являются прежде всего доступным и универсальным средством для технических и гуманитарно-направленных специалистов;
7) Социальное проектирование, выступает как технология будущего, как элемент системы цифрового общества, инновационного образовательного и воспитательного ресурса;
8) По результатам проведенного нами исследования, было выявлено, что социальные проекты, однозначно необходимы в молодежной среде, а особенно в возрастной группе от 13 до 17 лет. Следовательно, это еще одно по нашему мнению стратегическое преимущество технологии социального проектирования в воспитании подростков;
9) Технология социального проектирования в воспитательном процессе, может выступать и как метод работы с молодежью в условиях лагерных смен. Использование возможности написания проектов, поднимет уровень самостоятельности молодых людей, позволит им реализовать свои желания на благо общества, что тоже по нашему мнению является несомненным стратегическим преимуществом.
10) Социальные проекты, развивают интеллектуальную и мыслительную деятельность, что следовательно не позволит молодым людям окончательно погружаться в виртуальный мир, а покажет всю истинную ситуацию настоящего. Наставит молодежь на решение реальных проблем собственными силами, посредством собственных мыслей, станет инструментом развития способности мыслить.
Стратегические преимущества социального проектирования в воспитании молодежи- это один из важнейших вопросов будущего молодежной политики страны. Необходимо внедрять социальное проектирование в систему образования и досуга молодых людей для успешного достижения целей воспитания. Сегодня молодые люди видят проблемы, но вместе с тем готовы действовать на их устранения собственными ресурсами, умениями, навыками, нововведениями. Социальный проект в системе воспитания будет использован как педагогическая технология, позволяющая молодым людям в профессиональном, психологическом, культурном и социальном планах. Государству, образовательным учреждениям, органам и специалистам, осуществляющим работу с молодежью необходимо учесть стратегические преимущества проектной деятельности в области воспитания, для дальнейшего становления и развития жизни человека и гражданина, общества и страны.
Список литературы:
1. Клемантович И.П. “Воспитательное пространство в микросоциуме современного человека” / И.П. Клемантович // Воспитание школьников. – 2018. – № 4. – С. 50-57
2. Клемантович // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2018. – № 1. – С. 73-79.
3. Клемантович И.П. “Социально-педагогическая деятельность в социуме” [Электронное издание] / И.П. Клемантович // Воспитание школьников. – 2018. – № 2.
4. Клемантович И. П., Гормакова Л.Д. ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2013-2020 ГОДЫ». Изд. Российская Академия Естествознания. Журнал «Современные наукоемкие технологии»; №4 (1) 2016, стр. 97-102.
5. Клемантович Ирина Павловна, Гормакова Лариса Дмитриевна Педагогическое проектирование — ведущая технология в реализации государственной программы «Развитие образование на 2013–2020 годы» VIII Международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016 г.) Секция № 5. Педагогика общеобразовательной школы.
6. Распоряжение правительства от 29.11.14 №2403-р «Основы государственной молодежной политики»
7. Технологии работы с молодежью (опыт работы кафедры социальных технологий и организации работы с молодежью МГГУ им. М.А. Шолохова). Коллективная монография под ред. С.Ю. Поповой (Смолик). – М.: Москва-Тверь: «СФК-Офис», 2015
8. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» № 98-ФЗ от 28.06.98 г. // Собрание законодательства РФ. М.,1995. № 27. Ст. 2

Просмотров работы: 301