Учебная деятельность является основной деятельностью для студентов высших учебных заведений, т. к. обеспечивает развитие когнитивной сферы человека.
Хорошо развитое внимание является важным условием, как для успешного обучения, так и для любой другой деятельности. Одной из основных особенностей внимания является то, что его нельзя рассматривать в качестве самостоятельного психического процесса. Внимание включено практически во все психические процессы, в том числе, и памяти, т. к. оно обеспечивает селективность в выборе информации.
Исследование проблемы внимания давно вызывало интерес ученых, таких как Д.Е. Бродбент [11], Н.Н. Ланге, [8], А.А. Ухтомский [10]. В настоящее время также активно ведется изучение психофизиологии внимания [1, с. 24–31; 2; 3, с. 26–36]. Однако, несмотря на значительное количество работ в этой области, проблема внимания не становится менее актуальной, так оно является важным и необходимым условием эффективности всех видов деятельности человека, в том числе и учебной.
Внимание – состояние активного бодрствования, характеризующееся готовностью ответить на стимул и выражающееся в направленности психической деятельности на определенный объект. Оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, обеспечивая успешную и четкую работу нашего сознания.
Такие свойства внимания, как концентрация, устойчивость, переключение, напрямую зависят от типа нервной системы человека [2]. Типам нервной системы соответствуют характерные особенности всей нервной организации индивида. Тип высшей нервной деятельности можно рассматривать как интегративный показатель генетически обусловленных признаков, который определяет физические и психические возможности человека.Важный вклад в исследование типа нервной системы внес И.П. Павлов [6], а также ряд современных ученых: В.Д. Небылицин, Б.М. Теплов [5]. В своих исследованиях они отмечают связь внимания с типом ВНД [5].
Целью нашей работы явилось изучение зависимости свойств внимания от типа высшей нервной деятельности студентов разных профилей обучения.
Исследования проводились в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете (ВГСПУ) на базе кафедры эколого-биологического образования и медико-педагогических дисциплин. Всего было обследовано 120 студентов 1 и 2 курса факультета естественнонаучного образования, физической культуры и безопасности жизнедеятельности (пол женский и мужской). Средний возраст студентов – 17–19 лет. Исследование проводилось в первой половине дня.
Для измерения концентрации внимания применялись таблицы Шульте [4], а переключения внимания красно-черные таблицы Шульте-Платонова [4]. Для исследования типов высшей нервной деятельности использовалась методика, получившая название «Характеристика типа высшей нервной деятельности по анамнестической схеме» [4]. Для определения достоверности полученных данных проводилась статистическая обработка результатов исследования с вычислением средней арифметической, ошибки средней арифметической, среднего квадратического отклонения, критерия Стьюдента, с последующим определением уровня вероятности различий.
В результате проведенных исследований у студентов естественнонаучного профиля обучения было выявлено 23,8% обладающих безудержным, 33,3% живым, 7,9% инертным и 34,9 % слабым типом высшей нервной деятельности.
Среди студентов профиля «Физическая культура» обнаружено 6,25% представителей безудержного, 71,8% живого, 6,25% инертного и 15,6% слабого типов высшей нервной деятельности (табл. 1).
Таблица 1
Распределение студентов профилей «Естественнонаучный» и «Физическая культура» по типам ВНД (%)
Профили обучения |
Типы ВНД |
|||
Безудержный |
Живой |
Инертный |
Слабый |
|
Естественнонаучный |
23,8 |
33,3 |
7,9 |
34,9 |
Физическая культура |
6,25 |
71,8 |
6,25 |
15,6 |
Подавляющее большинство студентов профиля «Физическая культура» обладает сильным типом нервной системы, которая позволяет им справляться с нагрузками и стрессами во время тренировок и соревнований, что подтверждают исследования [4; 5, с. 116–118].
В результате проведенных исследований были выявлены достоверно высокие значения концентрации внимания у студентов естественнонаучного профиля, чем у представителей профиля «Физическая культура» (36,22±0,88 и 40,2±1,49 соответственно) (Р<0,05). Что касается переключения внимания, то показатели оказались практически одинаковыми у обоих профилей (91,86±4,74 и 89,07±3,75 соответственно) (табл. 2).
Таблица 2
Показатели свойств внимания студентов профилей «Естественнонаучный» и «Физическая культура»
Профиль обучения |
Виды внимания |
|
Концентрация внимания (сек.) М±m |
Переключение внимания (сек.) М±m |
|
Естественнонаучный |
36,22±0,88 |
91,86±4,74 |
Физическая культура |
40,2±1,49* |
89,07±3,75 |
Примечание. *(Р<0,05)
Анализ показателей свойств внимания студентов с «живым» типом высшей нервной деятельности показал, что значения как концентрации, так переключения внимания выше у представителей естественнонаучного профиля обучения (34,45±1,27 и 38,58±1,93; 86,57±4,25 и 89,22±4,62 соответственно), чем «Физическая культура». Достоверных различий не обнаружено (табл. 3).
Таблица 3
Показатели свойств внимания студентов профилей «Естественнонаучный» и «Физическая культура» с «живым» типом высшей нервной деятельности
Профиль обучения |
Виды внимания |
|
Концентрация внимания (сек.) М±m |
Переключение внимания (сек.) М±m |
|
Естественнонаучный |
34,45±1,27 |
86,57±4,25 |
Физическая культура |
38,58±1,93 |
89,22±4,62 |
У студентов с «безудержным» типом высшей нервной деятельности показатели концентрации внимания оказались практически одинаковыми у обоих профилей обучения (33,93±1,58 и 33,00±1,85), а переключение внимания достоверно выше у представителей профиля «Физическая культура» (68,70±3,31 и 81,75±4,72 соответственно) (табл. 4).
Таблица 4
Показатели свойств внимания студентов профилей «Естественнонаучный» и «Физическая культура» с «безудержным» типом высшей нервной деятельности
Профиль обучения |
Виды внимания |
|
Концентрация внимания (сек.) М±m |
Переключение внимания (сек.) М±m |
|
Естественнонаучный |
33,93±1,58 |
81,75±4,72 |
Физическая культура |
33,00±1,85 |
68,70±3,31* |
Примечание. *(Р<0,05)
Полученные нами показатели свойств внимания студентов естественнонаучного профиля обучения и профиля «Физическая культура» с «инертным» типом высшей нервной деятельности имеют достоверные различия как концентрации внимания (37,26±2,01 и 44,90±2,46), так и переключения (88,98±3,31 и 103,80±5,56 соответственно) (табл. 5).
Таблица 5
Показатели свойств внимания студентов профилей «Естественнонаучный» и «Физическая культура» с «инертным» типом высшей нервной деятельности
Профиль обучения |
Виды внимания |
|
Концентрация внимания (сек.) М±m |
Переключение внимания (сек.) М±m |
|
Естественнонаучный |
37,26±2,01 |
88,98±3,31 |
Физическая культура |
44,90±2,46* |
103,80±5,56* |
Примечание. *(Р<0,05)
Анализ показателей свойств внимания лиц со «слабым» типом высшей нервной деятельности не выявил достоверных различий, так значения оказались практически одинаковыми. Концентрация внимания составила 39,58±1,74 у представителей естественнонаучного профиля обучения и 40,60±2,64 у студентов профиля «Физическая культура; переключение внимания 99,78±5,51 и 101,80±5,59 соответственно (табл. 6).
Таблица 6
Показатели свойств внимания студентов профилей «Естественнонаучный» и «Физическая культура» со «слабым» типом высшей нервной деятельности
Профиль обучения |
Виды внимания |
|
Концентрация внимания (сек.) М±m |
Переключение внимания (сек.) М±m |
|
Естественнонаучный |
39,58±1,74 |
99,78±5,51 |
Физическая культура |
40,60±2,64 |
101,80±5,59 |
Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:
Среди студентов «естественнонаучного» профиля обучения выявлены все четыре типа высшей нервной деятельности с преобладанием «живого» (33,3%) и «слабого» (34,9 %). «Безудержный» и «инертный» типы ВНД представлены в меньшем количестве. Среди студентов профиля «Физическая культура» преобладают представители «живого» типа ВНД (71,8%). Остальные типы представлены в незначительном числе.
Сравнительный анализ свойств внимания выявил, что значения переключения внимания обоих профилей имеют практически одинаковые значения, показатели концентрации внимания достоверно выше у студентов естественнонаучного профиля (Р<0,05).
У студентов естественнонаучного профиля с «инертным» типом ВНД выявлены достоверные различия всех свойств внимания (Р<0,05). Для представителей «живого» и «слабого» типов высшей нервной деятельности достоверных различий показателей свойств внимания не выявлено. У лиц с «безудержным» типом ВНД профиля «Физическая культура» достоверно высокие значения переключения внимания (Р<0,05).
Таким образом, показатели свойств внимания имеют непосредственную зависимость у представителей «инертного» и «безудержного» типа ВНД.
Литература
1. Лебедева, И.С. Электроэнцефалограмма, вызванные потенциалы в условиях избирательного внимания и уровень ряда метаболитов в префронтальной коре головного мозга / И.С. Лебедева, Н.А. Семенова,А.В.Петряйкин // Физиология человека. 2010. – Т. 36. – № 6. – С. 24–31.
2. Маринина М.Г. Изучение свойств внимания учащихся с различными типами высшей нервной деятельности, имеющих нарушения психического здоровья // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журнал ВГСПУ. – 2015. № 6(40). – С. 61–63. [Электронный ресурс]. URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1441606908.pdf (дата обращения: 22.09.2015). - Загл. с экрана. - Электр. данные.
3. Мачинская Р.И. Функциональное созревание мозга и формирование нейрофизиологических механизмов избирательного произвольного внимания у детей младшего школьного возраста // Физиология человека. – 2006. – Т. 32. – № 1. – С. 26–36.
4. Методическое руководство к лабораторным занятиям по возрастной анатомии, физиологии и гигиене человека [Текст]: [для студентов пед. вузов] /Л. И. Алешина [и др.]; Волгогр. гос. пед. ун-т, каф. морфологии, физиологии человека и медико-пед. дисциплин. - Волгоград: Перемена, 2005. - 140 с.
5. Небылицин В.Д. Экспериментальное изучение свойств нервной системы у человека / В.Д. Небылицин, Б.М. Теплов // Журнал высшей нервной деятельности. 1963. Т. XIII. Вып. 5. – С.789-797.
6. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей деятельности (поведения) животных. – М.: Наука, 1973. — 661 с.
7. Психология спортивной деятельности / под ред. Жарова П.А. Казань: Казанский университет. – 1985. – 216 с.
8. Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: 2001. – С. 381-394.
9. Федорова О.В. Фоминова Е.Н., Козак А.А. Изучение типологических особенностей спортсменов разной специализации // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 2. – С. 116–118.
10. Ухтомский А. А. Доминанта. — СПб.: Питер. – 2002. – 448 с.
11. Broadbent D. E. Perception and communication. —London: Pergamon Press, 1958. — 338 p.