ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОЛ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОЛ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Летний отдых детей и подростков имеет свои особенности воспитательного процесса, изучение которых необходимо для создания благоприятной среды пребывания детей. Обеспечить не только здоровый, но и развивающий отдых - важно и нужно, особенно в современном обществе с учётом всех нюансов.

Педагогика каникул сегодня можно рассматривать сегодня, как самостоятельную отрасль практической педагогики, так как условия летнего лагеря полны ресурсов для построения эффективных воспитательных систем, создающих широкие возможности для социализации и всестороннего развития современной молодежи в целом.

Сейчас существует два подхода к типологии видов смен в детских оздоровительных лагерях:

В первом случае - виды лагерей дифференцируются не по деятельности, а по месту размещения (базирования) детей.

Во втором случае мы обращаемся к видовому разнообразию смен лагерей по содержательной деятельности.

Мы можем рассмотреть лагерь, как творческое объединение детей (подростков) и педагогов, задачей которого является реализация потребностей, интересов, желаний в первую очередь детей, а также различных других структур и организаций, в том числе общественных. Эти прослеживается среди задач в области общения, получения и совершенствования знаний и навыков, социализации, профориентации и т. д. Опыт организации лагерей показывает, что при организации и проведении любого лагеря работает как первое, так и второе определение. И только в их гармоничном объединении проявляется истина детского лагеря, проявляется то, ради чего стоит стремиться в лагерь, то, ради чего родители хотят отдать туда своих детей.

Рассмотрим следующее определение профильной смены:

Профильная смена - это объединение детей и педагогов, совместно реализующих один или несколько образовательных проектов (программ) в интересах детей.

На профильных сменах подростков, как правило, делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (как раз таки — профилю) и уровню подготовки. Ребёнок в течение года проявлявший себя в активной деятельности детского объединения или общественной организации, посещающий какой- то клуб (студию) за время каникул может закрепить полученные знания на профильной смене и не прекращать заниматься любимым делом. Изначально профильные смены в условиях ДОЛ (их еще называли тематическими) организовывались по предметному принципу. Это были летние математические школы, в содержательной основе которых лежали расширенные и углубленные программы, предложенные тем, кто увлекается математикой, школы юных геологов, биологов. Можно сказать, что смена становилась или продолжением школы или была по форме ближе к дополнительному образованию. И, опять таки, кроме знаний по предложенной программе подросток увозил особый стиль жизни, а именно стиль творческой, увлеченной жизни, опыт деловых отношений и т.д. Постепенно профильные смены расширялись и охватывали какую-либо область жизни, не описываемую одним предметом. Несмотря на разнообразие тем профильных лагерей, команд специалистов, наличие различных подходов к проектированию смен все понимали, то, что получает ребенок в лагере - жизненный опыт, стиль жизни, изменения в его мировоззрении и есть образование, которое он получил в лагере и которое поможет ему в жизни Так со временем под профилем смены стал пониматься не школьный “предмет”, а комплекс тех жизненных задач, к решению которых готовила сама профильная смена.

По результатам анализа можно сказать, что наибольшей популярностью у «заказчиков» (детей и родителей) пользуются именно те формы и типы учреждений досуга, которые ранее не являлись официально признанными, так называемые профильные лагеря. Именно эти лагеря (смены) дают детям наиболее качественный и полноценный каникулярный отдых и оздоровление, а также делают более осознанным выбор детьми своей будущей профессии Во Владимирской области процент профильных смен по отношению к общему количеству смен в лагерях не меняется на протяжении трёх лет, и составляет 70 %, что свидетельствует о постоянной тенденции «профилизации» смен.

Большое число школьников не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности. В этой ситуации система дополнительного образования может помочь им «раскрыться», создав надлежащие условия. Особую роль как раз и играют учреждения дополнительного образования в организации летнего отдыха школьников.

Отдельным блоком для профильных смен является профессиональная ориентация.

В свою очередь, сам блок «профориентация» содержит в себе разделы или положения, которые сами могут быть модулями образовательных, оздоровительных или воспитательных программ профильного лагеря. К ним относятся: - разработка образовательной программы смены;

- система отбора детей, так как образовательная программа профильной смены подразумевают определённую степень подготовки участников;

- кадровый состав лагеря, так как для достижения «профильности» лагеря необходимо привлекать научный и практический потенциал учреждений, работающих по этому профилю;

- система отслеживания результатов, которая вносит необходимые корректировки во всю деятельность лагеря.

Все блоки связаны между собой. Именно их объединение создает единую оздоровительно-обучающую и воспитывающую программу деятельности профильной смены. В свою очередь каждый блок состоит из модулей, представляющих собой конкретную программу или мероприятие.

Профильные смены имеют свои особенности:

1.Содержание образовательной и развивающей деятельности, которая организуется в соответствии с профилем смены

2.Для работы привлекаются вожатые, педагоги и специалисты, обладающие соответствующими профилю навыками

3.Проводятся для подростков, детей и молодежи, объединенными общими интересами, членством в общественной организации, трудной жизненной ситуации и т.д.

Профильные смены проводятся для освоения ее участниками новых знаний, расширения социального опыта, развития и совершенствования каких-либо творческих, профессиональных или специальных навыков. Основным в содержании деятельности профильной смены может являться практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде социального, художественного, научно-технического и т.п.видов творчества.

В содержании профильной смены особое внимание уделяется конкретному направлению, демонстрации достигнутых результатов, планированию совместных акций и т.д.

Если мы говорим о профильной смене, то уже понимаем, что в процессе пребывания в детском лагере ребенок не только отдыхает и оздоравливается, но и получает знания, опыт, непосредственно того профиля (содержания), на котором основывается вся воспитательная и учебная работа в данном лагере.

Перед реализацией программы (проекта смены) организатору необходимо проработать и учесть не только цели, содержание, но и те факторы, которые могут оказывать воздействие на воспитательный процесс в ДОЛ.

Подобный подход позволит минимизировать риск от непреднамеренных отрицательных воздействий воспитателей и воспитанников, в целом, создавая условия компенсации и комфорта воспитанников, позволяя решать более сложные воспитательные задачи.

Профильную Смену нужно рассматривать как проект, как минимум три этапа:

1. Додействие – подготовительный период до начала смены, разработка программы, набор участников, профильная подготовка вожатых, набор специалистов.

2. Действие – сама смена

3. Последействие – вывод результатов смены

Любая профильная смена начинается с идеи.

Идея – это то, ради чего задумана смена, она определяет ее общую направленность.

Она может вытекать из имеющихся ресурсов, или рождаться из потребностей и проблем. В первом случае содержание смены будет опираться на возможности организации (смены актива, добровольчества, творческой и интеграционной смены и др.)

Если же есть определенные потребности и проблемы, то идея такой смены будет направлена на решение этой проблемы. Например, нужно сформировать актив, развить лидерские качества у детей – смена актива; сформировать толерантность у детей – интегрированные смены и т.п.

Перед реализацией программы (проекта смены) организатору необходимо проработать и учесть не только цели, содержание, но и те факторы, которые могут оказывать воздействие на воспитательный процесс в ДОЛ.

Воспитательная система включает содержательный компонент (комплекс воспитательных целей и задач, характер и содержание деятельности, направленной на реализацию целей, сеть отношений, складывающаяся между участниками деятельности) и технологический (арсенал средств и приемов организующего, развивающего и воспитывающего характера). В связи с этим принципы организации жизнедеятельности можно рассматривать как содержательные и организационные.

К первой группе мы относим принципы:

1. Признание самоценности личности ребенка.

2. Признание периода детства как самоценного этапа жизни ребенка.

3. Определение целей и задач, функций лагеря с учетом обобщенной характеристики детей.

4. Адекватность воспитательной системы центра системе социальных отношений.

5. Целостный подход к развитию личности ребенка.

6. Развивающий характер деятельности в центре.

7. Дифференцированный подход к включению в деятельность.

8. Преемственность, систематичность и последовательность в организации деятельности центра.

Ко второй группе относятся организационные принципы, определяющие методы, приемы, и средства взаимодействия с детьми и детей друг с другом:

1. Активного участия детей в организации жизнедеятельности центра.

2. Обязательного анализа дел, отношений, поступков.

3. Организация общественно и лично-значимой деятельности.

Так же стоит учесть что профильные смены разделяются на типы

Теперь рассмотрим основные типы профильных смен.

В зависимости от типов жизненных задач выстраивается классификация типов профильных смен. Рассмотрим несколько видов:

1. Профильная смена актива самоорганизации.

Профиль - самоорганизация. Основная задача - подготовка ребят к самостоятельным, коллективным действиям по решению различных комплексов социальных проблем детей и молодежи. Содержание программы предполагает освоение участниками поля “само-”: самоанализ, самодиагностика, самоопределение, самопроектирование, самореализация, самовыражение, самоконтроль, саморазвитие и др.

2. Профильная смена “Праздники великих смыслов”.

Профиль – духовная культура. Основная задача - осознание нового смысла своих поступков, действий, жизни в целом, формирование новых привычек, нового образа жизни.

3. Профильная смена “Школа … ” по различным профилям: Здоровьетворение (здоровый стиль жизни); самоорганизация; творчество (в том числе творчество в решении жизненных задач); построение отношений единения и согласия и др. Основная задача – дать основы технологий по данному профилю. Научить грамотно решать задачи выбранной области.

4. Профильная смена “Культурно-образовательная смена” Профиль – разнообразные области культуры, или культура какого-либо народа. Основная задача – помочь детям усвоить основные ценности, нормы и смыслы данной культуры и элементы образа жизни данной культуры Примером такой смены может служить лагерь экологической культуры и др. 5. Профильная смена “Социально-реабилитационный лагерь” Профиль – жизненные стратегии. Основная задача – ценностно-смысловая переориентация. Работа ведется с трудными подростками, инвалидами, малообеспеченными, переселенцами и др. В такой смене требуется специальное обучение и подготовка кадров с привлечением профессионалов (врачей, психологов, социальных работников, юристов), разработка содержания программы с учетом конкретной целевой аудитории, условий проживания.

Таким образом, профильная смена - это конструирование живого образовательного пространства, моделирование той или иной образовательной среды, проживание в которой способствует деятельностному освоению и выработке образа жизни в той или иной сфере, которую мы хотели бы знать и уметь позитивно изменять. Для кого-то из детей профильная смена окажется еще одной ступенькой к достижению поставленной цели. Возможно, кое-кто после смены в нем более осознанно выберет себе профессию, а у некоторых данный род занятий так и останется только интересным и увлекательным хобби. В любом случае такой лагерь – это специально созданная среда для гармоничного развития творческих, одаренных и чем-то увлекающихся ребят.

В заключении хотелось бы сказать, что действительно важно создать условия для самораскрытия ребенка, реализации его потребностей и интересов, развития коммуникативных качеств личности.

Список используемой литературы:

1.Барканов С Лето в вопросах и ответах // Народное образование. -1999.-№5-С. 15-17.
2.Бережная И.Ф. Формирование социальных ориентации подростков в детском загородном лагере: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Воронеж, 1998.- 21 с.
3.Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп / Эрик Берн; Пер. с англ. А.АХрузберга. Екатеринбург.: Литур, 2001. -319 с.

4.Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.; Знание, 1979. - 39 с.
5.Бузырева Организация отдыха и оздоровления молодежи // Народное образование. -2002,- № 3 С. 23-26.
6.Власова Е.В. Особенности коммуникации в различных видах групповой деятельности: Автореф. дис. канд психол. наук -М., 1998. -24 с.
7.Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. — М: Учпедгиз, 1935. 135 с.
8.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989. 208 с.
9.Коваль М.Б. Подготовка вожатых и педагогов к работе с детьми // Народное образование. -2001.- № 3 С. 74-82.
10.Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя. М: Просвещение, 1989. 250 с.
11.Лутошкии А.И. Как вести за собой.- М., 1986.- 46 с.

12. Лутошкии А.И. Эмоцианальная жизнь детского коллектива. М.: Знание, 1978.-48 с.

13. Мудрик А.В. Личность школьника и её воспитание в коллективе. — М.: Знание, 1983.

14. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.-89 с.15. Методология, теория и практика воспитательных систем», Под ред. Л.И. Новиковой. М, 1996.- 86 с.
16. О летнем отдыхе, и не только.(Организация летнего отдыха детей на базе учреждения дополнительного образования). Научно-методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха /Под ред. Ю.П.Кудинова М: НИИ семьи, 1997. - 112 с.

17. Организация летнего отдыха детей и подростков (сборник нормативных документов). Под ред. С.В. Барканова, О.И. Волжиной, А.В. Волохова и др. М.,1997.

18.Организация оздоровительной работы в учреждениях летнего отдыха детей. Методические рекомендации для организаторов летнего отдыха детей / Под ред. С.Р.Коновой, В.И.Бондаря. М1997. - 208 с.

19.Плииер Я.Г. Бух валов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 160 с.
20.Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. — 156 с.

Просмотров работы: 1425