Проблема трудоустройства выпускников высших учебных заведений (далее вуз) и средне специальных учебных заведений (далее ссуз) особенно актуальна в условиях рыночных отношений. Каждый студент в процессе обучения в вузе задумывается, где и кем он будет работать, чем заниматься. Особенно эти вопросы становятся актуальными после получения диплома, когда гипотетическая проблема трудоустройства превращается в насущную. К сожалению, в связи с распадом советского государства и реформами экономики были действенные практики распределения выпускников в народном хозяйстве. Конечно, подобная система не была лишена недостатков: зачастую выпускников направляли на предприятия крупных городов, которые и без этого имели большую насыщенность кадрами, в то время как предприятия периферии испытывали недостаток в подобных кадрах; также, хоть и законодательством предусматривалось предоставление жилья молодому специалисту, но о хороших материально-бытовых условиях мало кто задумывался. Подобные проблемы решались на законодательном уровне, был подписан приказ Гособразования СССР от 22.08.1988 № 286 «Об утверждении Положения о распределении и использовании в народном хозяйстве выпускников высших и средних специальных учебных заведений» в соответствии, с которым выпускники вузов и ссузов направлялись на предприятия на основании решений комиссии по персональному распределению, а также были установлены нормы для жилплощади предоставляемой выпускникам направленных по распределению в другую местность. После распада Советского Союза и переходе на рыночную экономику многое изменилось, трудоустройство молодых специалистов стало проблематичным, так как одно из основных требований к соискателю стало наличие трудового стажа.[1] Помимо этого к проблемам трудоустройства можно отнести следующее:
автоматизацию производственных процессов, которая ведет к сокращению рабочих мест
недостаточная адаптация процесса обучения к реальным нуждам производств;
сложность в организации проведения производственных практик на предприятиях, которые в своей работе оперируют конфиденциальной информацией;
недостаточная мотивация студентов в процессе обучения, которая отчасти возникает в силу неуверенности в возможности трудоустройства по своей профессии [2];
неадекватная оценка выпускником своих навыков и знаний, которая ведет к неправильному оцениванию желаемой величины заработной платы [3];
отсутствие навыков и умений в технологиях поиска рабочих мест;
несоответствие объемов выпуска по ряду профессий и специальностей имеющейся потребности на рынке труда, что в свою очередь может свидетельствовать о недостаточной престижности тех или иных профессий и несоответствии условий труда и заработной платы ожиданиям выпускников
введение налога на самозанятых граждан, а также недостаточная поддержка молодежного предпринимательства в России.
По данным Росстата по итогам второго полугодия 2018 года численность безработных выпускников системы высшего и среднего профессионального образования, окончивших учебные заведения в 2017 году, составила 126 тысяч человек, причем более половины из них имели диплом о высшем образовании [4]. При этом уровень безработицы выпускников в среднем составлял 11,3% и был в 2,4 раза выше показателя для всего населения (4,7%). Если рассматривать в динамике с 2012 по 2017 год уровень занятости недавних выпускников (предшествующего года выпуска), то анализ показывает, что уровень занятости выпускников по программам высшего образования в последние годы снижается, а недавних выпускников с средним профессиональным образованием как по программам специалистов, так и по программам квалифицированных рабочих, наоборот, растет. Также стоит отметить, что уровень трудоустройства выпускников с высшим образованием обеспечивается преимущественно за счет выпускников по программам специалитета и магистратуры (уровень трудоустройства выпускников 2010-2015 гг. в 2016 г. составил 91,5%), в то время как уровень трудоустройства выпускников с высшим образованием по программам бакалавриата даже ниже, чем у выпускников со средним профессиональным образованием, и в 2016 году составил 85,3% [5].
Исходя из обозначенных проблем, по моему мнению, можно выделить следующие рекомендации по их решению.
Во-первых, организация в учебных заведениях и на производствах возможности профессиональной переориентации и переквалификации. На текущий момент есть учебные центры, которые профилируются на профпереподготовке, но возможно более логичным является организация подобных центров на самих производствах.
Во-вторых, превентивные меры со стороны учебных заведений еще на этапе приема заявлений от абитуриентов такие, к примеру, как о положении на рынке труда выпускников по данной специальности. С другой стороны само государство может оказывать влияние на количество обучающихся на более и наоборот менее востребованных специальностях, увеличивая или уменьшая количество бюджетных мест, но данный выбор должен всегда приниматься на основании текущих и прогнозируемых потребностях рынка.
Во-третьих, организация всевозможных ярмарок вакансий. Они на текущий момент, бесспорно, проводятся в учебных заведениях. Но на наш взгляд хотелось бы слегка подкорректировать формат ярмарок: сделать их более интерактивными и масштабными, возможно с привлечением организаций малого и среднего бизнеса. Помимо этого можно добавить ярмарки не только вакансии, но и стажировки, пусть даже неоплачиваемые, но таким образом у выпускников будет реальный шанс посмотреть, с чем они смогут столкнуться на работе и получить необходимые навыки.
В-четвертых, прохождение производственных практик непосредственно на предприятиях, которые связаны с соответствующей специальностью, а также обеспечение достаточным количеством таких мест. Прохождение подобных практик приводит к тому, что студенты смогут понять, с чем в реальной жизни им придется сталкиваться, окончив их специальность [6]. В данном пункте, естественно, сталкиваемся с проблемой, которая заключается в том, что сами предприятия должны быть заинтересованы в том, чтобы к ним пришли практиканты. Возможным решением данной проблемы может выступать введение определенных налоговых льгот для подобных предприятий.
В-пятых, практически во всех областях производств технологии постоянно развиваются. В связи с этим количество реальных сотрудников предприятий ведущих преподавательскую деятельность в учебных заведениях должно расти. Для увеличения мотивации сотрудников можно предусмотреть денежные надбавки к зарплатам. Либо преподаватели должны проходить стажировки в этих организациях, а также корректироваться учебные планы специальностей под навыки необходимые для овладения теми или иными технологиями.
В-шестых, для того чтобы студенты могли полностью быть погружены в процесс учебы и получению новых знаний и навыков, необходимо увеличение минимального размера стипендии студентов, к примеру, до уровня прожиточного минимума по региону нахождения учебного заведения или его филиала.
В-седьмых, консультирование студентов по вопросам трудоустройства, помощь в составлении резюме, организации тренингов направленных на формирование навыков успешной самопрезентации, проведение бесед с представителями кадровых служб работодателей, ведение баз выпускников и вакансий работодателей.
В-восьмых, развитие молодежного предпринимательства и самозанятости, особенно в небольших городах и селах. На текущий момент уже существуют некоторые государственные программы, такие как программы Минобрнауки «Умник», «Старт», «Развитие», программа Росмолодежи «Ты – предприниматель». Минэкономразвития России предоставляет субсидии бюджетам субъектов РФ на реализацию региональным программ развития субъектов МСП. Большинство программ направленно на информационную поддержку молодых предпринимателей и в меньшей степени направлено на финансовую поддержку. Помимо принимаемых мер развитие этого направления предпринимательства может быть достигнуто с помощью следующих факторов: снижение налоговой политики, масштабирование программ кредитно-гарантийной поддержки малых предприятий, упрощение отчетности, принятие дополнительных мер, направленных на увеличение спроса на продукцию.
В-девятых, восстановление практики распределения выпускников на производства, как в советское время. Подобный опыт уже применяется в некоторых сферах промышленности, к примеру, «Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2018–2020г.» или «Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2020 - 2022 годы» [7].
Проблема трудоустройства выпускников является актуальной и насущно острой, а также очень обширной. Решение данной проблемы должно содействовать трудоустройству и адаптации выпускников на рынке труда и иметь комплексный подход. Начиная с всевозможной информационной поддержки абитуриентов и выпускников в учебных заведениях и завершая послаблением налоговой политики для предприятий, проводящих практики, и поддержки молодежного предпринимательства и самозанятых выпускников. Предложенные способы решения отчасти открывают новые проблемы, связанные с увеличением нагрузки на кадровых работников учебных заведений и предприятий, а также с увеличением финансирования и перераспределением бюджетов как государственных, так и бюджетов учебных заведений. Предложенные рекомендации помогут снизить уровень безработицы, а также увеличить уровень экономики страны.
Список литературы:
Шадрина Н. М. Проблема трудоустройства выпускников вузов // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 368-372. — URL https://moluch.ru/archive/127/35042/ (дата обращения: 13.12.2019).
Турарова О. С. Проблема трудоустройства молодых специалистов // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 567-570. — URL https://moluch.ru/archive/110/26668/ (дата обращения: 13.12.2019).
Батыргишиева А.А. Адаптация выпускников учебных заведений на рынке труда в депрессивном регионе // Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-vypusknikov-uchebnyh-zavedeniy-na-rynke-truda-v-depressivnom-regione (дата обращения: 13.12.2019).
Сайт федеральной службы государственно статистики. [Электронный ресурс] URL https://www.gks.ru/ (дата обращения: 14.12.2019).
Анализ положения выпускников с высшим и среднем профессиональном образованием на рынке труда в России. [Электронный ресурс] URL http://spravochnik.rosmintrud.ru/storage/app/media/Analiz%20polojeniya%20vepucknikov_VNII%20tpuda.pdf / (дата обращения: 14.12.2019).
Муругова О.В., Иванова А.Д. Роль и значение производственной практики при обучении на технических специальностях в вузе // Молодежный Вестник УГАТУ. – 2018. – № 2(19). – с. 140-146.
Сайт Министерства труда и социальной защиты. [Электронный ресурс] URL https://rosmintrud.ru/ (дата обращения: 15.12.2019).