К вопросу об использовании механизмов государственно-частного партнерства: зарубежный опыт - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

К вопросу об использовании механизмов государственно-частного партнерства: зарубежный опыт

Шишкина М.А. 1, Савельева О.Е. 1
1Юридический институт Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) вызывает большую заинтересованность в качестве формы взаимодействия между государством и частным бизнесом. Это связано с тем, что во многих странах такое взаимодействие позволяет эффективно разрешать значимые социальные и экономические проблемы посредством объединения ресурсов государства и частного сектора.

Первоочередным в данной ситуации выступает анализ и учет опыта зарубежных стран, для которых применение ГЧП считается одним из основных методов решения социально-экономических вопросов. Именно поэтому, с целью эффективного использования механизмов государственно-частного партнерства в России, следует, прежде всего, проанализировать опыт его применения за рубежом.

Так, Великобритания представляет собой одно из первых государств, где институт ГЧП был закреплен на законодательном уровне. Первым шагом к этому стало принятие в 1992 году особой концепции, которая получила название «Частная финансовая инициатива» (Private Finance Initiative, PFI). Суть данной концепции состояла в том, что частным компаниям переходили функции по строительству, реконструкции, а также эксплуатации объектов социальной инфраструктуры, находящихся в собственности государства.

Эта концепция обладала огромным успехом до мирового кризиса, наступившего в 2008 году. В то время многочисленные проекты были временно приостановлены по причине отсутствия финансирования.

В настоящее время правительство Великобритании выделяет такие ключевые формы взаимодействия государства и частного бизнеса, как:

акционирование – передача государственной собственности в руки частного бизнеса с помощью формирования смешанных компаний или продажи доли акций государственной компании;

частная финансовая инициатива – это заключение долгосрочных соглашений между публичным и частным партнерами на строительство, финансирование, управление, эксплуатацию объектов государственной собственности;

аутсорсинг – предоставление частному бизнесу некоторых государственных полномочий.

Следует указать, что одним из характерных признаков британской модели ГЧП является свобода выбора договорной формы для каждого проекта вследствие отсутствия унифицированного федерального закона о ГЧП.

На данный момент в Великобритании происходит реализация более 700 проектов ГЧП в самых различных областях. Стоимость данных проектов составляет более чем 54 млрд. фунтов стерлингов, вместе с тем наибольшее количество инвестиций было привлечено в транспортную сферу, а именно: более 26 млрд. фунтов стерлингов. Наряду с этим, наибольшее число проектов осуществляется в области здравоохранения и образования. Необходимо указать, что в качестве приоритетных инвесторов правительство Великобритании придает особую значимость страховым и пенсионным фондам, располагающим значительными денежными ресурсами.

Помимо этого, с течением времени все чаще начали использоваться государственные гарантии. Вследствие этого, модификации PFI привели к возникновению новой модели, получившей название - PF2.

Одним из первых проектов, заключенных в рамках модели PF2, стала Программа по приоритетному строительству школ (Priority School Building Programme), которая была принята в 2011 году. Стоимость такого проекта была оценена в 4,4 млрд. фунтов стерлингов, а общее количество школ, попавших в данную программу, приравнивается к 537. Завершить эту программу планируется в 2021 году. Кроме того, в Великобритании функционирует Фонд обеспечения регионального экономического роста (Regional Growth Fund), который был сформирован правительством Великобритании с целью привлечения внебюджетного финансирования. По состоянию на 2018 год, бюджет данного фонда составляет 2,6 млрд. фунтов стерлингов.

Также, на наш взгляд необходимо обратится к практике применения ГЧП в Канаде. Поскольку Канада является государством с федеративной формой устройства, развитие ГЧП в этой стране началось в 1980-х гг. на уровне провинций. Особый вклад в развитие данного института совершили такие провинции, как: Онтарио, Британская Колумбия, Альберта и Квебек.

К примеру, в Онтарио реализацией программ ГЧП занимается государственная Инфраструктурная корпорация.

На национальном уровне важную роль играют Министерство инфраструктуры Канады (Infrastructure Canada) и Совет по государственно-частному партнерству Канады (The Canadian Council for Public-Private Partnerships). В основные полномочия Совета входит информационное консультирование, аналитика и распространение лучших практик ГЧП. Что касается Министерства инфраструктуры Канады, то оно занимается распределением средств Фонда ГЧП (The P3 Canada Fund). Фонд ГЧП представляет собой один из инструментов поддержки региональных и местных правительств по поводу реализации ГЧП-проектов в самых различных сферах.

На сегодняшний день в Канаде происходит реализация 282 проектов ГЧП, совокупная стоимость которых превышает 136 млрд. долларов. Максимальную распространенность приобрели проекты в сфере здравоохранения (99), а также в сферах транспорта (79) и водоснабжения (20). Вместе с тем, один из наиболее масштабных проектов ГЧП реализуется в сфере энергетики – это проект «Строительства атомной электростанции Брюс Пауэр в провинции Онтарио». Совокупная стоимость проекта составляет 23 млрд. долларов, что делает данный проект одним из самых крупных в истории Канады.

В соответствии с исследованиями Европейского инвестиционного банка, в 2018 году совокупная стоимость проектов ГЧП, прошедших стадию финансового закрытия, составила 14,6 млрд. евро. Данная стоимость на 4% ниже, чем в 2017 году (15,2 млрд. евро).

Следует обозначить, что 66% (9,6 млрд. евро) от всей стоимости ГЧП-преоктов на европейском рынке составили 8 проектов:

Мост Чанаккале (3,1 млрд. евро, Турция);

Автомагистраль Анкара-Нигде (1,2 млрд. евро, Турция);

Сеть широкополосного доступа в Жиронде (1,2 млрд. евро, Франция);

Тоннель Бланкенбурга (1 млрд. евро, Нидерланды);

Шоссе A16 в Роттердаме (930 млн. евро, Нидерланды);

Дамба Афслейтдейк (810 млн. евро, Нидерланды);

Лаборатория в Билкентском университете (711 млн. евро, Турция);

Шоссе A10/A24 Нойруппин-Панков (652 млн. евро, Германия).

Согласно приведенным данным, можно установить, что транспортный сектор для ГЧП – это один из наиболее востребованных секторов в европейских странах.

Представляется интересным то обстоятельство, что наличие федерального закона о ГЧП не всегда является неотъемлемым условием эффективного функционирования ГЧП. В частности, данный факт подтверждает опыт Нидерландов или Турции, которые занимают одни из ведущих позиций на европейском рынке ГЧП при отсутствии соответствующего федерального законодательства.

Следует учитывать, что не менее значимый фактор в развитии ГЧП - это наличие органов государственного управления, а также уровень эффективности исполнения государственными служащими своих полномочий. Так, основываясь на опыте зарубежных стран, выделяются две основные модели: 1) создание специализированных органов управления ГЧП

2)регулирование проектов ГЧП в рамках общей системы государственного управления.

Следует отметить, что преобладающая часть европейских стран выбирает первую модель, причем это относится и к тем странам, в которых отсутствует специализированное законодательство. Несомненно, что создание таких органов дает возможность осуществлять наиболее эффективное управление проектами ГЧП, помощь в их реализации, а также выполнять функции по контролю и мониторингу. Важно также отметить финансовую поддержку при реализации проектов ГЧП: она может включать как льготное кредитование, так и меры налогового характера. В некоторых странах, например, в Великобритании и Австралии предусмотрено создание целевых фондов, главная цель которых заключается в софинансировании ГЧП проектов.

В заключение необходимо сказать, что в течение последних нескольких лет количество проектов ГЧП постепенно увеличивается, а также расширяется их отраслевая сфера применения. Анализ опыта зарубежных стран свидетельствует о том, что происходит централизация государственного управления в данной области: публичные институты играют все более важную роль в становлении института ГЧП и его превращения в инструмент развития инфраструктуры. 

Библиографический список

Фадюшин И.С. Международный опыт развития ГЧП // Экономические Науки. - 2019. - №4. - С.39-43.

Роднянский Д. В., Валеева Г. Ф. Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения: региональный анализ // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2019. №1. - С.133-139.

Медведева Н.В., Альховская М.С. Государственно-частное партнерство в России и за рубежом: особенности и ограничения развития. // Вестник НГУЭУ. – 2017. - С. 40-49.

UK Government. RegionalGrowthFund [Электронный ресурс] – URL: https://www.gov.uk/guidance/understanding-the-regional-growth-fund (дата обращения: 04.11.2019).

P3 CanadaFundProjects [Электронный ресурс] - URL: https://www.infrastructure.gc.ca/prog/fond-p3-canada-fund-eng.html (дата обращения: 04.11.2019).

Market Update. Review of the European PPP Market in 2018 // European Investment Bank. – 2019. – [Электронныйресурс] – URL: https://www.eib.org/attachments/epec/epec_market_update_2018_en.pdf. (дата обращения: 04.11.2019).

Просмотров работы: 28