Валютный контроль, как элемент полномочий ФНС России - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Валютный контроль, как элемент полномочий ФНС России

Василова Д.И. 1, Усманова Л.А. 1
1Елабужский институт Казанского Федерального Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Валютный контроль является формой государственного (административного) принуждения, применяемой в целях побуждения резидентов и нерезидентов к исполнению установленных правил совершения валютных операций, предупреждения, пресечения валютных правонарушений и наказания правонарушителей. Иными словами – это деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля.

В связи с тем, что практически любой хозяйствующей субъект, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, имеет право выхода на внешний рынок, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов. Таким образом, сформировалась система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой лежит незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление внешнеэкономической деятельности (злоупотребление данным правом). Причины существования этой системы - непривлекательность инвестиционного климата России не только для иностранных, но и для собственных предпринимателей. Эти обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что тема валютного контроля в России является актуальной на сегодняшний день, поэтому выбрана для рассмотрения в контрольной работе.

Фундамент нормативной базы валютного регулирования образовали Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также принятые в его развитие многочисленные подзаконные акты.

Целью данной работы является рассмотрение понятия валютный контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.

Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

во-первых, определить сущность валютного контроля;

во-вторых, рассмотреть существующие виды, формы и методы проведения валютного контроля;

в-третьих, следует проанализировать возникающие проблемы и попытаться определить пути их решения.

Содержание валютного контроля

Соблюдение норм финансового права, регули­рующих валютно-финансовые отношения, обес­печивается мерами как государственного фи­нансового контроля, так и собственного валютного контроля.

Валютный контроль - само­стоятельный вид государственного контроля, пред­ставляющий собой деятельность специально упол­номоченных на основании закона государственных органов и иных организаций (например, уполномо­ченных банков в качестве агентов валютного контро­ля) по осуществлению комплекса нормативно-за­крепленных административных (правоприменитель­ных) и организационных мероприятий, направленных на реализацию порядка совершения валютных сделок и операций в части валютных ограничений, а также мер по проверке соблюдения, выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы осуществляют государственную функцию по осуществлению валютного контроля в соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, утвержденным Приказом Минфина России от 4 октября 2011 г. №123н.

Налоговые органы являются органами валютного контроля, на которых возложены обязанности по контролю за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).

Предметом валютного контроля является соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и валютного контроля.

Функции валютного контроля.

Валютный контроль осуществляет следующие значимые функции в сфере валютных отношений:

- определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Полномочия ФНС России при осуществлении функции органа валютного контроля.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.04.2016 № 300) Федеральная налоговая служба наделена функциями органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Названным постановлением ФНС России наделена полномочиями:

осуществлять контроль и надзор за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) (пп. 5.1.5);

устанавливать (утверждать) формы уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации) в банках за пределами территории Российской Федерации (пп. 5.9.21);

устанавливать (утверждать) форму уведомления о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, открытых в соответствии с разрешениями, действие которых прекратилось (пп. 5.9.22).

Налоговый орган и его должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса;

выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования осуществляется путем проведения выездных и документарных (камеральных) проверок.

Основанием для назначения проверки является получение из внутренних и (или) внешних источников (в том числе в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок) документов и (или) информации, свидетельствующих о фактах нарушения валютного законодательства, либо поручение на проведение проверки от руководителя (заместителя руководителя) ФНС России.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заключение.

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль валютного контроля.

На сегодняшний день в Российской Федерации сформирована система валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно-правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции.

Так как по роду объекта регулирования сфера валютного регулирования и валютного контроля затрагивает многие отрасли права, довольно часто из-за несоответствия норм права возникают правовые коллизии, которые тем более опасны, что ответственность слишком высока.

Существуют различные мнения законодателей в отношении дальнейшего развития валютного регулирования, однако развитие законодательства в этой области пока движется по пути ужесточения. Однако суть валютного регулирования и валютного контроля не может остановить экспорт капитала из России, если финансовый климат страны не располагает к инвестициям.

Таким образом, рассмотрев систему валютного регулирования и валютного контроля, можно сделать вывод о том, что указанная система не является основообразующим институтом финансового права и ее развитие целиком зависит от финансового и инвестиционного климата страны.

Значение валютного контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами го­сударственной власти и местного самоуправления, предприятия­ми, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляе­мых действий, соответствие их задачам государства и муници­пальных образований. Таким образом, он служит важным спосо­бом обеспечения законности и целесообразности проводимой фи­нансовой деятельности.

Список используемой литературы:

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) // Российская газета.– 1997. - № 245. - С. 4-7.

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) // Российская газета. – 2003.- № 253. - С. 18-22.

Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (принят ГД ФС РФ 11.06.2004) // Российская газета. –2004. - № 138. – с. 10-18.

Валютное регулирование: тема номера: [Новое валют. законодательство, правов. режим валют. операций, правов. основы резервирования, банков. счета резидентов и нерезидентов, паспорт сделки как инструмент валют. контроля, порядок обязат. продажи части валют. выручки] // Закон. - 2005. - №4. - С. 3-72.

Полномочия ФНС России при осуществлении функции органа валютного контроля [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.ru/rn16/related_activities/exchange_controls/

Просмотров работы: 136