Мультимедиа технологии являются неотъемлемой частью жизни современного человека. «Мультимедиа (multimedia) - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию)». С появлением мультимедиа систем происходят революционные изменения во многих сферах жизни общества, в том числе и в образовании. Первая попытка применения мультимедиа в процессе образования произошла почти 35 лет назад, в 1986 году, когда в американские школы поступила на дисках CD-ROMпервая версия «мультимедийной энциклопедии Grolier».
Для современного образования характерно использование в процессе обучения мультимедийного оборудования:
мультимедийный видеопроектор (рис. 1)
интерактивная доска (рис. 2)
интерактивная панель (рис. 3)
беспроводной планшет (рис. 4)
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис.4
Однозначно, процесс обучения с появлением мультимедиа оборудования стал более эффективным и интересным. Благодаря использованию мультимедиа технологий, в данном процессе задействованы все органы человека, служащие для восприятия информации, что позволяет обеспечить максимальную концентрацию внимания на объекте изучения. Возможности мультимедиа технологий позволяют создавать активно использующиеся в процессе образования:
мультимедиа-энциклопедии
деловые игры
лингвистические мультимедиа-системы
интерактивные мультимедиа-презентации
электронные мультимедиа-учебники
С развитием мультимедиа расширяются возможности обучающихся. Теперь для получения качественных знаний не обязательно посещать репетиторов или образовательные учреждения, можно с легкостью обучаться самостоятельно, не выходя из дома.
Как мы уже заметили, в применении мультимедиа в процессе обучения можно выделить немало положительных аспектов:
происходит повышение внимания учащихся во время обучения
у учащихся развивается более осознанный и глубокий подход к процессу обучения
процесс обучения можно подстраивать под свои индивидуальные предпочтения, способности и возможности
способность сэкономить время, т.к. время обучения значительного сокращается
Однако, несмотря на все преимущества, мультимедиа может оказывать негативное влияние, которое в первую очередь выражается в:
уменьшении времени живого общения между обучающимися, между преподавателем и обучающимися
пагубное воздействие мультимедийной техники на здоровье всех участников процесса обучения
В итоге, положительных аспектов все же больше, чем отрицательных, учитывая, что это лишь начальный этап внедрения мультимедийных технологий в образование. А значит, развитие информационных технологий дает возможность для изобретения новых методик в образовании, тем самым, повышая его качество и эффективность.
Список литературы:
1. Смирнов В.И. Дидактика. Часть I. Общетеоретические основы: Учебное пособие. — Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. — 298 с.
2. Плисецкая Б. Сущность мультимедиа, история развития // Подраздел 1.1.2 — мультимедиа в образовании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/74185.html (дата обращения: 18.12.2019)
3. Андреев В.В., Герова Н.В., Москвитина А.А., Роговая О.М. Информатика и ИКТ. Мультимедийные средства в образовании. Рязань: РГУ им. С.А.Есенина, 2012. – 128 с.