ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТЫ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТЫ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Электронныйадресalexeevitch.marina@yandex.ru

Внешний контроль качества работы аудиторов осуществляется Саморегулируемыми организациями и уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору.

Предметом внешнего контроля качества работы аудиторских организаций является соблюдение требований Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Стандартов аудиторской деятельности, Кодекса профессиональной этики аудиторов. [1-2]

Под качеством аудита как элемента ры­ночной инфраструктуры следует понимать степень соответствия результатов аудита, представленных заинтересованным поль­зователям в форме мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, интересам пользователей этой отчетности.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляется Саморегулируе­мыми организациями (СРО) аудиторов, Минфином РФ и Федеральным казначейством РФ представленным на рисунке 1.

Внешний контроль качества

СРО

Федеральное казначейство РФ

Министерство финансов РФ

Рисунок 1 - Организация планового внешнего контроля качества в аудиторской деятельности согласно ст. 10 ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности»

Федеральное казначейство является независимым органом, в полномочия которого входит:

- переход от формального контроля к контролю по существу;

- ориентация на превентивный характер осуществления контроля;

-применение риск-ориентированного подхода, как при планировании, так и при проведении контрольных мероприятий;

- объективность и открытость контроля.

В 2018 году проведено 4 заседания Совета по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций. На Контрольных комиссиях Федерального казначейства были рассмотрены 79 результатов проверок аудиторских организаций, из них 8 – в Центральном аппарате.[4]

Проведение внеплановых внешних проверок качества работы могут входить в полномочия не только саморегулируемой организации, но и Минфина Российской Федерации. [ 3]

Взаимодействие с органами государственной власти и представителями аудиторского сообщества может осуществляться по следующим направлениям:

- совместная подготовка нормативных и методических документов в иных сферах деятельности, сопряженных с аудитом

- создание и функционирование Совета по внешнего контроля качества работы аудиторских организаций (ВККР АО), Рабочих групп, Контрольных комиссий по рассмотрению результатов ВККР АО

- осуществление профилактической и разъяснительной работы

- участие в подготовке к прохождению Российской Федерацией четвертого раунда взаимных оценок ФАТФ

По данным Минфина проведем анализ количества внешних проверок качества работы аудиторских организаций, которые проведены саморегулируемыми организациями в таблице 1 [ 3 ].

Таблица 1 - Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов

Саморегулируемая организация аудиторов

Количество проведенных проверок

Доля проверенных аудиторских организаций - членов саморегулируемой организации аудиторов, в общем количестве аудиторских организаций  - членов, %

2018 г.

2017 г.

2018 г.

2017 г.

РСА

397

488

19

24

ААС

375

330

17

16

Всего

722

818

18

19

Исходя из данных таблицы, следует отметить что произошло снижение внешних проверок качества работы аудиторских организаций на 5,6%.

Количество проведенных проверок РСА за 2018 г по сравнению с 2017 г значительно уменьшилось на 91 проверку, а вот ААС в 2018 г наоборот увеличилось на 1%.

Данные проверки проводятся с целью выявления нарушений о несоблюдении требований стандартам действующего законодательства.

В 2018 г. было выявлено 268 случаев уклонения аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы со стороны саморегулируемых организаций аудиторов, в том числе РСА - 139 случаев, а ААС - 129. Если сравнивать с 2017 годом, их количество значительно увеличилось на 5 %. [5]

Представим ниже данные Минфина о количестве запланированных и приведенных внешних проверок:

- в 2017 году количество проверок составило 1923, а в 2018 году увеличились на 396. Относительная динамика составила 20,59%;

- количество плановых проверок в 2018 году составили 2000, что на 325 выше чем в 2017. Относительная динамика – 20,25 %;

- количество проверок аудиторских организаций в 2018 году составило 346;

- проверки индивидуальных аудиторов значительно уменьшились в 2018 году на 23. Относительная динамика составила -41,82 %;

-аудиторских организаций в 2018 году 29 ( 163,64%). [6 ]

В 2018 году Федеральным казначейством и его территориальными органами с участием СРО рассмотрены результаты внешних проверок качества работы 78 аудиторских организаций, в истекшем периоде 2019 года - 8 .

Не стоит забывать про статистику выявленных нарушений по результатам проверок аудиторскими организациями. В 2019 году нарушений Международного стандарта аудита составило около 31,3 %, а Федеральные стандарты аудиторской деятельности достигли 57,8% [ 7 ].

Таблица 2 – Классификация нарушений

В соответствие с классификатором нарушений

2016

2017

2018

2019

Кол-во

%

Кол-во

%

%

%

Грубые

2955

30,7

2426

17,1

10,6

13,7

Существенные неустранимые

3110

32,3

5199

36,6

50,7

58,3

Существенные устранимые

1165

12,1

966

6,8

7,2

10,6

Несущественные устранимые

1055

11,0

461

3,2

7,9

4,6

Иные нарушения

1334

13,9

5151

36,3

23,6

12,8

Итого

9619

100

14203

100

100

100

Пути совершенствования взаимодействия с саморегулируемыми организациями при осуществлении внешнего контроля качества следующие:

- обмен информацией о заявлениях о выходе из состава членов СРО аудиторов (в целях сокращения количества уклоняющихся от ВККР АО);

- обмен информацией о планах проверок (в целях избегания дублирования проверок;

- обмен мнениями по различным вопросам ВККР АО в целях его совершенствования, совместного анализа практики осуществления ВККР АО, работы по предупреждению нарушений;

- развитие комплексных обучающих программ семинаров и лекций, направленных на предотвращение нарушений;

- единообразные требования к качеству аудиторских услуг и иной деятельности, осуществляемой аудиторскими организациями;

- обобщение правоприменительной практики.

Совершенствование деятельности и задачи на 2019 года включают:

- внедрение риск-ориентированной модели осуществления ВККР АО, основанной на интегральной оценке объектов контроля;

- подготовка проекта Стратегии развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на 2020-2025 годы, определяющей особую значимость контроля в системе аудиторской деятельности и предусматривающей введение национальных стандартов аудита, инновационных методов контроля и дополнительных мер воздействия к аудиторским организациям, нарушившим законодательство Российской Федерации;

- внедрение инновационных подходов к организации и осуществлению ВККР АО;

-создание методологии, предусматривающей современные методы проведения проверок ВККР АО.

Таким образом, правильно сформиро­ванная и организованная система контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов позволит эф­фективно осуществлять аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги, следовать основным принципам и процедурам при осу­ществлении контроля качества работы и из­бежать в дальнейшем судебных издержек.

Список литературы.

1. Федеральный закон от 30.12.08 No 307­ФЗ «Об аудиторской деятельности».

2. Приказ Минфина России от 24.02.10. No 16н «Об утверждении федерального стандарта аудитор­ской деятельности «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских ор­ганизаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля».

3. Годовой отчет о состоянии о результатах ВККР аудиторов и АО-членов СРО ААС за 2018 год. [Электронный ресурс] // Доступ: http://auditor-sro.org/files/activity/quality_control/Otchet/godovoj_otchet_vkkr_za_2018_god.

4. Парушина Н.В. «Планирование аудита» / Н.В Парушина, Т.А. Баркова // АУДИТОР -2003, С. 36-41

5. Лытнева Н.А, Парушина Н.В. Привлечение аудиторов к экспертизам и проверкам по поручению к правоохранительных органов // Аудиторские ведомости . -2001. № 4

6. https://www.minfin.ru/ru/

7. https://roskazna.ru/

Просмотров работы: 44