ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Анисимова И.А. 1
1Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Целью государственного (муниципального)финансового контроля являет соблюдение принципов законности в сфере управления государственными бюджетными ресурсами. Его задача направлена на то, чтобы рационально и эффективно распределять государственные средства и грамотно разрабатывать финансовую стратегию.

Финансовый аудит (контроль) применяется в целях документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты, проверок финансовой и иной деятельности объектов аудита (контроля).[2]

По нашему мнению, государственный (муниципальный) финансовый контроль (далее – Г(М)ФК) представляет собой сферу государственно-правовой деятельности, включающую в себя контроль по формированию и исполнению бюджетов, также по эффективному использованию государственных (муниципальных) денежных средств, и проведению комплексного анализа мероприятий в финансово-бюджетной сфере.

В Бюджетном Кодексе Российской Федерации в ст. 265 Г(М)ФК подразделяют на внешний и внутренний. Мы более подробно остановимся на внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле, но рассмотрим понятие внутреннего финансового контроля.[6]

Внутренний аудит (контроль), представляет собой деятельность, которая направлена на получение независимой оценки, а также разработку способов повышения и улучшения деятельности экономических субъектов. Что касается цели внутреннего аудита, то она направлена на оценку рисков, выявление методов их уменьшения, и наращивание рентабельности бизнес-процессов. Консультации аудиторов содержат в себе оценку, анализ и отчет по причинам продуктивности и надежности процессов. Адресованы они конкретно администрации организации (предприятия).

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль сосредоточен на деятельности самих органов исполнительной власти. Его осуществлением занимаются органы, которые не находятся в подчинении у проверяемого органа, что главным образом отражается на результативности проверочных действий. Органы данного контроля должны подчиняться законам и соответственно нести перед обществом и парламентом ответственность.[1]

В статье 265 Бюджетного Кодекса РФ представлены контролирующие субъекты, включающие органы внешнего Г(М)ФК, которые представлены на рисунке 1.


Рисунок 1 – Субъекты обеспечения внешнего ФГ(М)К

В качестве объекта исследования рассматривается финансово-хозяйственная деятельность муниципального образования Должанского района Орловской области. Контрольно-ревизионная комиссия Должанского района, включает председателя и аудитора.

Контрольно-счетные органы финансового контроля действуют и осуществляют свои полномочия на основании нормативно-правовой базы.

Контрольно-ревизионная комиссия осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, федерального законодательства, Устава Должанского района, решения Должанского районного Совета народных депутатов «Об утверждении Положения о Контрольно-ревизионной комиссии Должанского района», других законов и иных нормативных правовых актов Орловской области и Должанского района. [3]

В Уставе Должанского района Орловской области прописан статус и полномочия Контрольно-ревизионной комиссии Должанского района.

Контрольно - ревизионная комиссия района осуществляет следующие полномочия:

1) контроль за исполнением районного бюджета;

2) экспертизу проектов районного бюджета;

3) внешнюю проверку годового отчета об исполнении районного бюджета;

4) организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств районного бюджета, а также средств, получаемых районным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими району;

6) оценку эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств районного бюджета, а также оценку законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств районного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) финансово-экономическую экспертизу проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;

8) анализ бюджетного процесса в районе и подготовку предложений, направленных на его совершенствование;

9) подготовку информации о ходе исполнения районного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в районный Совет народных депутатов и главе района;

10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами Орловской области, настоящим уставом и решениями районного Совета народных депутатов. [4]

В соответствии с регламентом Контрольно-ревизионной комиссии Должанского района, прописаны компетенции председателя и аудитора контрольно-ревизионной комиссии.

Контрольно-ревизионная комиссия Должанского района является независимым органом финансового контроля в сфере распоряжения государственными финансами и имуществом. В своей деятельности КРК основывается на нормах федерального, регионального и муниципального законодательства.

Необходимо рассмотреть динамику проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, которые представим на рисунке 2. [5]

Рисунок 2 - Динамика проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (количество проведенных мероприятий)

Необходимо также выявить результаты контрольной деятельности, которые представим в таблице 1. [5]

Таблица 1 - Результаты контрольной деятельности

Года

Название проверки и выявленные нарушения

2016 г.

1. Проверка формирования и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности Должанского района. Нарушения: - не была разработана номенклатура ведения дел в отделе муниципального имущества; - отсутствовал отдельный учет объектов находящихся в оперативном управлении или в хозяйственном ведении; - остаточная стоимость имущества не соответствовала бухгалтерским данным.

2. Проверкой финансово-хозяйственной деятельности в Администрации поселка Долгое было установлено: - нарушение ведения бухгалтерского учета по муниципальному имуществу, имущество по 150 объектам не учтены в бухгалтерском учете, также в реестре имущества не учтено имущество по 11 объектам на общую сумму 2 489,6 тыс. рублей; - неверное составление штатного расписания на 83 688 рублей.

3. Были проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности в БОУ «Вышнее Ольшанская СОШ», БОУ «Козьма – Демьяновская СОШ», и БОУ «Урыновская СОШ» в результате которых были выявлены нарушения: - порядок выдачи подотчетных сумм, расчетов с подотчетниками; - не ведется учет бланков строгой отчетности; - нарушения по списанию ГСМ составили -514,75;

4. По запросу КСП Орловской области была проведена внеплановая проверка МУП «Жилкомхоз» по вопросу достоверности расчетов за потребленные энергетические ресурсы с учреждениями, финансируемыми из бюджета Должанского района. Размер задолженности учреждениями финансируемыми из районного бюджета составляет 8,5% от общей суммы задолженности.

2017 г.

1. Проверка в администрации Вышне-Ольшанского сельского поселения. Нарушения: - ведения первичных учетных документов, в следствии чего необоснованно списывают дизельное топливо на расходы которые ничем не подтверждены, сумма нарушения составила 18,5 тыс. рублей; - без основания перечисленные средства за грейдерирования дорог в сумме 5,0 тыс. рублей.

2. Проверка БУК «Никольский МКДЦ». Нарушения: - не проводились ревизии кассы и материальных ценностей; - за январь 2017 г. бухгалтерские документы отсутствовали после предъявления требований к бухгалтеру Немцовой были составлены журналы операций по расчету с поставщиками и по начислению заработной платы; - обороты сначала года не соответствуют главной книги.

3. В ходе Проверки в Администрации Успенского сельского поселения было установлено: - нарушения при начислении заработной платы в сумме 33,6 тыс. рублей; - отсутствие подтверждающих документов о проведении работ на общую сумму 74,9 тыс. рублей; - несоответствие счетов главной книги и регистров бухгалтерского учета в сумме 21,1 тыс. рублей.

4. Проверки сбора, вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов Муниципальным унитарным предприятием «Жилкомхоз». В расчет стоимости сбора, вывоза ТКО включена завышенная стоимость утилизированных ТКО. Планируемая норма накопления с человека в месяц не соответствует фактическому накоплению за предшествующий период.

На основе представленных нарушений можно сделать вывод о том, что экспертно-аналитическая деятельность Контрольно-ревизионной комиссией проводится ежегодно. Главная цель в работе контрольно-ревизионной комиссии направлена на упреждение совершения нарушений бюджетного и бухгалтерского законодательства. Данная информация о результатах всех проверок направляется в Районный Совет народных депутатов и Главе Должанского района.

Из данной статьи видно, что на основе нормативно-правовой базы, контрольно-ревизионная комиссия при выполнении своих полномочий обеспечивает стабильный финансовый контроль. Но данная система государственного (муниципального) финансового контроля не осуществляет своих функций в полном объеме, и нуждается в серьезных изменениях. Следовательно, стоит отметить, что важным пунктом обязательной систематизации экономики и финансовой системы страны считается присутствие развитой системы контроля.

Список литературы

Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 11.12.2019)

О Счетной палате Российской Федерации: федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_144621/ (дата обращения 11.12.2019)

Положение о контрольно-счетном органе муниципального образования - контрольно-ревизионной комиссии Должанского района: решение Должанского районного совета народных депутатов25 ноября 2011 года №10-НПА [Электронный ресурс] Режим доступа: http://admindolgan.ru/index.php?cont=156 (дата обращения 16.12.2019)

Устав Должанского района Орловской области: принят Должанским районным Советом народных депутатов Орловской области 23 июня 2005 года[Электронный ресурс] Режим доступа: http://admindolgan.ru/index.php?cont=73 (дата обращения 16.12.2019)

Администрация Должанского района Орловской области [Электронный ресурс] Режим доступа: http://admindolgan.ru/

Парушина, Н.В.Трудовая деятельность в сфере внутреннего финансового аудита в государственном секторе / Н.В. Парушина, Н.А. Лытнева, А.К. Билиходзе // Аудитор. – 2019. - № 9. – С. 38-45

Просмотров работы: 28