В современной школе соседствует множество методов воспитания, разработанных специалистами для всестороннего развития и расширения кругозора обучающихся. Именно на формирование целостной картины мира, внутренней культуры личности направлена основная воспитательная деятельность педагогов. (концепция воспитания базовой культуры личности О.С.Газмана[3], концепция личностно-ориентированного воспитания Е.В.Бондаревской[2]). Чтобы понимать, какие цели должно преследовать воспитание, нужно помнить, что оно из себя представляет. Воспитание - это целенаправленная профессиональную деятельность педагога, которая содействует максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей. [4] Одним из направления воспитательной работы, которое также нацелено на развитие личности - физическое воспитание. [5] Особенно приоритетным оно является для начальной школы, так как в этом возрасте у обучающихся формируется понимание необходимости дальнейшего ведения здорового образа жизни. Ключевую концепцию в данной парадигме разработал В.Ф.Базарный.
Базарный выступает против построения уроков, которое способствует «обездвиженности» тела, закрепощению всех моторно-реактивных процессов жизни, сужению зрительных горизонтов и угнетению эмоциональных реакций, чувственного познания. Доктор предлагает целую систему здорового воспитания детей, которая успешно внедряется в российских школах.
Здоровье - это состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений, состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.[4] Сохранение здоровья младших школьников – сложная и одна из важнейших задач в педагогике. Базарный выделяет наиболее приоритетные направления в решении этой проблемы: большой упор ученый делает на сохранение здоровья опорно-двигательного аппарата школьников, развитие координации и реакции, скорость ориентации в пространстве. Для этого Базарный предлагает использовать разминки, «физкульт-минутки» со сменой положения тела, движениями глазами и головой и использованием специальных тренажеров в виде схем зрительных траекторий. Для уменьшения нагрузки на обучающихся в работе с учебниками доктор предлагает использовать специальные панно с сюжетами урока, которые также развивают пространственное и творческое мышление, расширяют общее восприятие мира и служат способом познания мира на любом общеобразовательном предмете. Для активизации детей в учебном процессе должны использоваться не только наглядные, но и подвижные, тактильно ощутимые материалы, а также карточки с заданиями и всевозможный раздаточный материал. [1] Все эти несложные приемы могут быть взяты на вооружение любым педагогом и успешно реализовываться с выполнением таких задач, как: повышение общего физического состояния детей, улучшение обучаемости за счет эффективного вовлечения в учебный процесс, создание комфортной атмосферы, противодействие стрессам, улучшение психологического состояния детей в образовательном учреждении, профилактика многих хронических заболеваний современной молодежи.
Все эти несложные приемы могут серьезно повлиять на учебный процесс и поспособствовать длительному сохранению не только интереса младших школьников к преподаваемым дисциплинам, но и удовлетворить их потребности в активном познавании мира, сделать обучающихся подвижными участниками учебного процесса, сохранить их физическое здоровье и заложить хорошую базу для дальнейшего формирования полноценной личности.
Список источников:
Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2005 — 176 с.: ил.
Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1.
Газман О. С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учит, газета. 1997.13 мая.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.Словарь по педагогике. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005 — 448 с.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.; Под. Ред. В.А.Сластенина. Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 576 с.