К ПРОБЛЕМЕ ДОХОДОВ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

К ПРОБЛЕМЕ ДОХОДОВ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Плаксеев А.И. 1
1СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОГО ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день, бедность населения обусловлена тем, что уровень доходов населения находится на низком уровне, особенно это касается людей, которые проживают в сельской местности или в малых городах. Наибольше всего подвержены бедности- это многодетные и семьи в которых нет того или иного родителя. Высокий уровень бедности в нашей Российской Федерации сливается с постоянным давлением и в распределении и перераспределении денежных доходов с населением, у которых уровень жизни считается сверхбогатым.

Во всемирной практике, проблема уровня жизни населения, а также бедности известна еще с самых ранних времен. Данный фактор присущ практически любому обществу независимо от общественного устройства. В странах постсоциалистического строя, в том числе и в Российской Федерации, на официальном уровне она была признана сравнительно недавно. В Российской Федерации, также как и в большинстве стран нашего мира, уровень бедности населения рассчитывается на основе суммы прожиточного минимума. Прожиточный минимум, рекомендуемый как основной показатель социальных обязательств, которое необходимо трудоспособному населению Российской Федерации, состоит из набора каких-либо товаров и услуг, способны удовлетворять текущие а, также насущные потребности человека трудоспособного возраста на уровне таких нормативов, при которых, нарушается физическая активность и само здоровье человека. В данный прожиточный минимум, должны входить расходы на питание, а также непродовольственные товары, сюда же входит оплата за жилье, транспортные расходы, связь налоги и иные платежи.

На сегодняшний день, по официальным данным, бедными считаются примерно 20% населения Российской Федерации. Кроме того, нужно учитывать тот факт, что большая часть населения страны, имеет среднедушевые доходы, лишь примерно на 10-20% превышающие уровень бедности [1. С.95].

Уровень прожиточного минимума для всей России не одинаков, так как существуют различные конъектурные факторы, влияющие на размер прожиточного минимума.

Ниже приведена таблица за 3 года по Северо-Кавказскому федеральному округу [3]. В данной таблице будет указана информация о количестве населения, проживающее в данном регионе Российской Федерации, в том числе, трудоспособное население региона, пенсионеры (неработающие) и дети, а также сумма прожиточного минимума, установленная для конкурентной группы населения.

В 2016 году в Северо-Кавказском федеральном округе, зафиксированы определённые лидеры и аутсайдеры по суммам прожиточного минимума.

Явным лидером в данном регионе является Кабардино-Балкарская Республика, в данной республике согласно таблице, прожиточный минимум для трудоспособного населения составил 10968 рублей в месяц, что является абсолютным рекордом в данном регионе, прожиточный минимум, для детей в данной республике составляет 11506рублей, это на 3937рублей больше чем, к примеру, в Чеченской Республике, где прожиточный минимум на ребенка в 2016 году был равен сумме 7569 рублей. В этот же год, Ставропольский край оказался в числе худших по размеру прожиточного минимума. В этом крае для работоспособного населения прожиточный минимум составлял 8781 рубль, что на 2187 рублей меньше, чем в Кабардино-Балкарской Республике.

 

2016 год

2017 год

2018 год

 

Все население

в том числе по социально-демографическим группам населения

Все население

в том числе по социально-демографическим группам населения

Все население

в том числе по социально-демографическим группам населения

Cеверо-Кавказский
федеральный округ

 

трудоспособное население

пенсионеры

дети

 

трудоспособное население

пенсионеры

дети

 

трудоспособное население

пенсионеры

дети

Республика Дагестан

9066

9361

7184

9121

9405

9682

7426

9538

9262

9528

7329

9405

Республика Ингушетия

8961

9255

7125

9051

9020

9302

7129

9220

9703

9605

7362

9632

Кабардино-Балкарская Республика

10586

10968

8183

11506

10757

11162

8438

11691

10633

11000

8343

11515

Карачаево-Черкесская Республика

8806

9299

7102

8987

9022

9523

7300

9171

9257

9739

7518

9515

Республика Северная Осетия-Алания

8809

9331

7106

9012

9032

9550

7347

9225

9031

9506

7386

9315

Чеченская Республика

8769

9577

8325

7569

9754

10055

8178

9720

10285

10671

8375

10198

Ставропольский край

8266

8781

6726

8505

8543

9078

6936

8806

8659

9198

7031

8934

Таблица номер 1 Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и по субъектам СКФО

(в среднем на душу населения; рублей в месяц)

В 2017 году кардинальных перемен не произошло, Ставропольский Край, продолжает быть аутсайдером в СКФО прожиточный минимум для пенсионеров в 2017 году был установлен на уровне 6936 рублей, что практически на 1400рублей меньше, чем в той же Кабардино-Балкарской Республике.

Согласно данным из таблицы, ежегодно происходит рост прожиточного минимума. В 2018 году в Ставропольском крае произошел незначительный рост, всех показателей в среднем на 7-10%от общей суммы. В целом СКФО по данным показателям, к сожалению, уступает многим регионам Российской Федерации. Стоит также подчеркнуть, что в Кабардино-Балкарской Республике прожиточного минимума являются наиболее высокими по всему Северо- Кавказскому федеральному округу. Это касается всех категорий граждан, за весь наблюдаемый период [2].

А в целом по Российской Федерации лидером является Чукотский автономный округ в данном северном регионе нашей страны, у трудоспособного населения прожиточный минимум в 2016 году был равен 18556 рублей, что в 2 раза больше чем прожиточный минимум в Ставропольском крае, а в 2018 году эта сумма повысилась до 22092 рублей. Поскольку данный регион находится в зоне полярного круга и вечной мерзлоты, на данной территории, существуют различные коэффициенты и надбавки за трудовую деятельность, что сразу же оказывает влияние на прожиточный минимум.

Все данные факторы, как территориальность, численность, масштабность производства в том или ином регионе, оказывает влияние на среднюю заработную плату населения.

В Российской Федерации по инициативе Правительства, а также Президента России был учреждён, так называемый Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Данный термин служит минимальной границей для работодателя. Это минимально установленная сумма, которую он должен выплачивать в виде заработной платы работнику. С 1 января 2019 года согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ составляет 11 280 рублей в месяц. Помимо федерального МРОТ, используются:

Районный коэффициент для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (статья 316 ТК РФ). Принимает значение от 1,15 до 2,1, соответственно увеличивая и минимальное пособие по временной нетрудоспособности;

Региональный МРОТ (статья 133.1 ТК РФ). Обязательным является для всех работодателей, кроме финансируемых из федерального бюджета, работающих на территории субъекта РФ. Размер регионального МРОТ не может быть ниже федерального и примерно половина субъектов РФ имеют свои собственные значения.

 С 1 октября 2019 минимальный размер оплаты труда в городе Москве составляет 20 195 рублей.

Ниже будет представлена таблица численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 2016 по 2018 год.

Таблица 2 Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума [3]

 

2016

2017

2018

Российская Федерация

13,3

13,2

12,9

Северо-Кавказский федеральный округ

 

 

 

Республика Дагестан

10,8

15,51

15,1

Республика Ингушетия

32,0

32,0

31,9

Кабардино-Балкарская Республика

25,8

24,8

24,2

Карачаево-Черкесская Республика

24,8

24,7

24,5

Республика Северная Осетия-Алания

14,3

14,4

14,2

Чеченская Республика

17,3

20,7

20,5

Ставропольский край

14,0

13,8

13,5

етодика от 16.07.1996 № 61, утвержденная постановлением Госкомстата России) в процентах от общей численности населения субъекта Российской Федерации

Согласно данным с таблицы, в 2016 году в Российской Федерации 13,3% получали меньше минимальный размер оплаты труда, который был установлен на этот год, а это значит что, примерно 17 миллионов человек находились за чертой бедности. В Северо - Кавказском Федеральном округе количество населения, которое получало меньше МРОТ, колебалось от 10,8% до 32,0%. Наименьший процент населения, который получал заработную плату ниже МРОТ в 2016 году это Республика Дагестан, в данной республике всего лишь 10,8% населения получали меньше, минимального размера оплаты труда.

Самый наибольший процент населения, которому платили заработную плату ниже МРОТ это Республика Ингушетия, в данной республике зафиксирован один из самых высоких уровней бедности и нищеты. Республика Ингушетия в 2016 году, данная республика уступает лишь Республике Туве, эта республика находится в Сибирском федеральном округе. В 2016 году в данной республике было зафиксировано 42,1 % людей, находящихся за пределами МРОТ.

В 2017 году общероссийский уровень бедности изменился в пределах погрешности, изменившись на -0,1%, что несоизмеримо мало, для такой огромной страны, как Российская Федерация. В СКФО рост бедности произошёл в Республике Дагестан 15,51 %, увеличившись на 5% по сравнению с предыдущим периодом. Лидером в СКФО в 2017 году стал Ставропольский край, в нем количество бедного населения сократилось по сравнению 2016 году на 0,2%, что в конечном итоге составило 13,8%.

Рост бедности произошел также и в Чеченской Республике, рост произошёл на 3,4%, и общий уровень составил 20,7 %.

Наконец, в 2018 году общий уровень бедности в Российской Федерации, продолжилось падение уровня, и в конечном итоге составило 12,9%,падение составило 0,3% по сравнению с 2017 годом.

В 2018 кардинальных перемен не произошло, и в целом тенденция к постепенному медленному снижению уровня бедности в СКФО, во всех без исключения республиках и крае, которые входят в состав данного округа,

произошли небольшие снижения [4].

В целом наблюдаются, некоторые позитивные тенденции в борьбе с бедностью, как в целом по Российской Федерации, так и внутри по регионам.

Для того, чтобы преодолеть полностью бедность, Правительству Российской Федерации, необходимо проделать очень много этапов работы, по разработке конкретных планов и методов, которые должны в себя включать в себя, например:

- повышение социальных пособий, нетрудоспособным гражданам, а также тем, кто находится за чертой бедности;

- постоянное увеличение МРОТ, как минимум уровню инфляции;

- пересмотр налоговой политики в отношении малоимущих граждан, освобождение от подоходного налога работников, и тех кто получает минимальные зарплаты, перенести налоговую нагрузку на сверхбогатое население, тем самым постепенно вводить в стране прогрессивную шкалу налогообложения.

Список литературы:

Вирабова М.Р., Татаренко О.А., Маигов А.А., Бостанова А.Х. Рациональное использование природных ресурсов и человеческого капитала - путь к социально-экономическому развитию Юга России.Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2017.№ 1 (24). С. 94-101.

Кавказу помогут накормить Россию – Кавполит. // URL: http://kavpolit.com/articles/kavkazu_pomogut_nakormit_rossiju-31255/ (дата обращения 02.12.2019)

Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL:http://www.nalog.ru (Дата обращения 09.12.2019).

Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года // URL: http://krskfo.ru/44 (дата обращения 03.12.2019)

Просмотров работы: 28698