МАСКА СКОРБИ (ПРОЕКТ ЭКСКУРСИИ) - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

МАСКА СКОРБИ (ПРОЕКТ ЭКСКУРСИИ)

Поротикова М.А. 1
1Северо-Восточный государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

М емориал «Маска Скорби» посвящен памяти жертв политических репрессий 1930-х–1950-х гг. в СССР. Целью нашей работы – является обобщение имеющихся данных об истории поселка для внеклассной работы с учащимися в рамках курса «Краеведение», в том числе для проведения экскурсии к монументу.

Рис. 1 Монумент "Маска скорби" в г. Магадане

Мемориал был открыт 12 июня 1996 г. на сопке Крутой в городе Магадане. Место выбрано неслучайно – у подножья сопки находился транзитный лагерь заключенных. Решение о строительстве мемориала было принято Магаданским городским советом народных депутатов в 1991 г. Строительство мемориала велось с 1991 по 1996 гг. Скульптор Эрнст Неизвестный и Магаданский архитектор Камиль Казаев являются авторами мемориала Маски Скорби, который оказался первым осуществленным проектом из комплекса «Треугольник страданий»1.

Приказом отдела по охране объектов культурного наследия Правительства Магаданской области от 16 августа 2018 г. мемориал был включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в качестве объектов культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс жертвам политических репрессий «Маска Скорби»2.

По мнению историка А.М. Хазанова «Отношения пост-тоталитарных и пост-авторитарных стран к своему тяжелому прошлому говорит многое и об нынешних политических порядках, и об их поисках национальной идентичности. Вопрос состоит не в том, являются ли ужасы и преступления прошлого предметом памяти и памятных церемоний, а в том, ставит ли перед собой общество в целом, а не только узкий круг выживших, задачу сделать память о жертвах террора общественной обязанностью? Отношение к прошлому остается болезненной проблемой практически во всех бывших коммунистических странах. Но в России она приобретает много специфических особенностей. Историки до сих пор обсуждают количество жертв советского режима, прежде всего тех, кто был казнен или приговорен отбывать наказание в ГУЛАГе. В любом случае счет идет на миллионы. Необходимо учитывать, что многие были осуждены по политических мотивам, но приговорены к заключению по уголовным статьям, причем часто за такие деяния, которые в демократических странах вообще не считаются преступлениями»3.

Другие стали жертвами принудительных переселений во время коллективизации, или этнических чисток и депортаций, были отправлены на принудительные работы в трудовые армии или специальные поселения; были заключены в послевоенные фильтрационные лагеря. Еще несколько миллионов умерли во время голода, несколько раз искусственно созданного властями. Возможно, точное количество жертв никогда не станет известным. Но к числу жертв надо причислять не только тех, кто был казнен или заключен в ГУЛАГе. Родственники репрессированных, даже если они не были арестованы, также являлись жертвами. Их душевные и экономические страдания усугублялись дискриминацией в сферах образования, карьеры, местожительства и т.д. Кроме того, миллионы людей были подвергнуты различным формам дискриминации только по тому, что принадлежат к «неправильным» социальным и этническим группам4.

К 15-метровой железобетонной центральной скульптуре ведет 100 ступеней. На валунах вокруг монумента высечены символы всех вероисповеданий в России. На склонах сопки установлены 11 блоков из бетона с названиями лагерей ГУЛАГа на Колыме: Мальдяк, Серпантинка, Днепровский, Джелгала, Каньон, Хениканджа, Маглаг, Эльген, Северный – в которых были расстреляны около 150 тысяч человек5.

Центральный монумент скульптор выполнил в форме лица человека. «Морщины» на лбу брови и нос образуют крест, из левого глаза течет «слеза» в виде людских голов. Вместо правого глаза- тюремное зарешеченное окно с арестантским номером 937 и колокол, который звонит, когда на сопке дует сильный ветер. На обратной стороне монумента можно увидеть бронзовые фигуры заключенного и плачущей женщины. Во внутренних помещениях воссозданы тюремная камера и участок забоя, где работали репрессированные.

Подводя итог, необходимо отметить, что памятники, такие как Маска Скорби, не дают на забыть о людях, которые стали жертвами политических репрессий.

Библиографический список

Дубичева К. Скорбь в бронзе. – Российская газета. Регион. Сделано в УрФО. – 2017. – С. 34–45.

Казанцев А.П. Сквозь тернии 2 – Верхняя Пышма: Филантроп, 2007. – 213 с.

Монумент «Маска скорби» //Колыма.RU [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kolyma.ru/index.php?newsid=4980 (Дата обращения 04.12. 2019).

«Маска скорби» в Магадане: памятник жертвам репрессий. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fopen-sib.livejournal.com%2F10217.html (Дата обращения 04.12.2019).

Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Магадана «Музейный комплекс города Магадана». Мемориал «Маска скорби» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://museum.mag.muzkult.ru/Maska_Skorbi (Дата обращения 04.12. 2019).

Хазанов А.М. О ком скорбеть и кого забыть? (Ре)конструкция коллективной памяти в современной России // Историческая экспертиза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fphilologist.livejournal.com%2F8915279.html (Дата обращения 04.12.2019).

Вторая жизнь «Маски» // Magadanpravda.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fmagadanpravda.ru%2Fblagoustrojstvo%2Fvtoraya-zhizn-maski (Дата обращения 04.12.2019).

1Монумент «Маска скорби» // Колыма.RU [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kolyma.ru/index.php?newsid=4980 (Дата обращения 04.12.2019).

2Вторая жизнь «Маски» // Magadanpravda.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fmagadanpravda.ru%2Fblagoustrojstvo%2Fvtoraya-zhizn-maski (Дата обращения 04.12.2019).

3Хазанов А.М. О ком скорбеть и кого забыть? (Ре)конструкция коллективной памяти в современной России//Журнал "Историческая экспертиза". [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fphilologist.livejournal.com%2F8915279.html (Дата обращения 04.12.2019).

4Хазанов А.М. О ком скорбеть и кого забыть? (Ре)конструкция коллективной памяти в современной России // Журнал «Историческая экспертиза». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fphilologist.livejournal.com%2F8915279.html (Дата обращения 04.12.2019).

5«Маска скорби» в Магадане: памятник жертвам репрессий. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fopen-sib.livejournal.com%2F10217.html (Дата обращения 04.12.2019).

Просмотров работы: 12