Роль крупных компаний в рыночной экономике - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Роль крупных компаний в рыночной экономике

Харыбина Ю.В. 1, Агафонова М.С. 1
1ФГБОУ ВО "Воронежский Государственный Технический Университет "
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире большую часть в экономике играют крупные предприятия(бизнес).Формирования бизнеса oкaзывaeт бoльшoе влияниe нa экoнoмический рост ,на трудоустройство граждан, на развитие научно-технического прогресса,на наполнение рынка товарами нeoбхoдимoгo кaчeствa , а так же реальные деньги в бюджет страны . В настоящее время в странах идет полным ходом развитие рыночной экономики.
Крупные компании имеют господствующее положение в экономике, они сохранили свою господствующею роль благодаря гигантской концепции капитала. Предприятия составляют основу экономического потенциала любого государства.
Так как у крупных предприятий множества преимуществ, это позволяет им занять лидирующее положение в экономике ,а так же позволяет удерживать лидерство.
Актуальность данной темы
Актуальность данной статьи заключается в том, что абсолютно во всех экономически развитых странах приобретает популярность развитие малого и крупного бизнеса, так как государство проявляет огромную поддержку предпринимательству. Крупные предприятия составляют основу абсолютно любого государства . Сложившееся в России хозяйственные комплексы, большинство из которых являются монополиями, а также транснациональные предприятия , играют важную роль в развитие страны, поэтому проблемы их функционирования должны занимать особое место.

Роль искусственных монополий в экономике
Если углубиться в историю, то первые промышленные предприятия в нашей стране появились к началу XVI в. в форме государственных военных предприятий. На эти предприятия приглашали немецких и английских специалистов ,которые работали вместе с русскими. Много предприятий было создано во времена Петра Первого,когда быстрое развитие получила мануфактурная промышленность. В 1695-1725 годы возникло около 200 мануфактур разного профиля. Были основаны множества мануфактур в текстильной, кожевенной , металлургической отраслях. В мелких отраслях мануфактура помогла развитию мелких промыслов, в металлургии она практически искоренила мелкое производство. В тот период по причине становлению крупных предприятий Россия полностью обеспечила внутренний российский рынок, а также помогала другим странам .В 90-е годы сформировалась система трестов, синдикатов, картелей, холдингов во всех капиталистических странах.

 

Монополия

 

Концерн

Синдикат

Картель

Трест

Рисунок 1. Виды искусственных монополий
Картель- это объединение фирм одной отрасли, которые заключат между собой соглашение, они обсуждают между собой сбыт продукции. Трест-объединение нескольких компаний, как правило – производственного профиля, участники самостоятельно не могут свою стратегию. Синдикат- это объединение предпринимателей для вытеснения конкурентов и для получения прибыли. Компании-тресты проводили угодную им политику, опираясь на свою власть ,они заставляли следовать ей других предпринимателей .В США функционировала система трестов, примерами могут служить американская черная металлургия , табачная промышленность того времени. В странах развитого капитализма выступали картели и синдикаты. Таким образом можно сказать , что история картелей и синдикатов демонстрирует, что они не вели к полному устранению рыночных сил. Даже в случае захвата всего отраслевого производства тресты не могли полностью подавить конкуренцию.В американской промышленности тресты развалились подавлением конкурентов.
Картельная форма в Германии не привела к уничтожению ценовой конкуренции в промышленности. Пример этого, это история германских картелей. В различных отраслях германской промышленности сложился своеобразный ритм развития картелей. Картели характеризовались обычно устранением и повышением цен, это привлекало новых производителей, но они, не будучи связаны, начинали ценовую конкуренцию. В результате чего, доля членов картелей уменьшалась ,что вело к уменьшению объемов их производства и следовательно к росту издержек. Рост издержек вызывал распад картелей, начиналась ценовая конкуренция. Когда проходил период ценовой конкуренции, то вновь создавались картельный соглашения, после чего все повторялось.
Когда заканчивается вторая мировая война, уменьшается значение картелей и синдикатов в Японии и странах Западной Европы. Во всех странах принимаются законодательства, которые ограничивают сферу распространения картелей. Основные причины упадка картелей заключались в следующем: 1) когда картели включали в свой состав всех или многочисленное количество производителей какой-либо отрасли, то это способствовало сохранению технический отсталых предприятий или компаний, 2) выплывший на поверхность противоречие с быстрыми переменами ассортимента и качества товара. После этого на место картелей, синдикатов и трестов в качестве главной отраслевой организации выдвинулась олигополия. Механизм олигополии удерживает базовую роль в рыночной экономике до настоящего времени.[5]
Преимущества и недостатки крупных предприятий
Все крупные компании имеют преимущества и недостатки в сравнении с мелкими предприятиями. Рассмотрим недостатки : крупные предприятия требуют больших вложений, крупные компании влияют на экологию ,так как в большинство из них не предусмотрена система экологической безопасности ,  для строительства крупных предприятий затрачивается больше времени, увеличиваются транспортные расходы , усложняется процесс руководства с возрастанием масштабов компании, требуется больше людей.
Основное преимущество крупных компаний связано с присвоением экономии масштабах производства . Применяя возможность емкого рынка, крупные компании обращают свои усилия на профилирующей продукции, поэтому они имеют преимущество перед мелкими предприятиями. Они лидируют, предоставляя на рынок недорогой качественный продукт. На крупных компаниях результативность производства намного выше, чем на мелких. Обычно это связано с тем, что в крупных компания оборудование всегда больше единичной мощности. В крупные предприятия легче внедрить современное и высокопроизводительное оборудование. Размер постоянных расходов, вне зависимости от величины производства, остается неизменным .

Таблица 1. Недостатки и преимущества малого предпринимательства

Преимущества

Недостатки

Мобильность и гибкость управления предприятием ;

Ограниченность ресурсов всех видов;

Использование сфер, которые невыгодны крупному предпринимательству;

Отсутствие современного менеджмента;

Простые организационные связи;

Ограниченные финансовые и кредитные возможности;

Высокая восприимчивость с новшествами;

Меньше возможностей для социальной защиты;

Быстрая адаптация к конъюнктуре рынка, запросам потребителей;

Сильная зависимость от рыночной конъюнктуры;

Возможность привлечения относительно небольших ресурсов для создания предприятия.

Чрезмерная нагрузка на руководителя.

Рассмотрев преимущества и недостатки крупных и мелких предприятий мы можем сказать, что разумное соотношение между ними зависит от различных факторов. Малые предприятия, взаимодействуя с крупными компаниями, сыграли большую роль в первоначальном этапе накоплении капитала. Во время приватизации мелкие предприятия взяли на себя тяжелый груз проблем реформенного развития экономики.[1,2]
Анализ крупных предприятий в России
Экономика каждой страны представляет механизм крупных, средних и мелких предприятий.

Рисунок 2. Крупные и мелкие предприятия России в период с 1992 по 2018

В настоящее время можно выделить три формы крупного бизнеса в России , которые были в СССР и которые являются основными до сегодняшнего времени: интегрированная Бизнес-группа, компания , независимое предприятие. Стоит отметить основные этапы становления крупных предприятий : становление, кризисная и пост кризисная динамика, испытание подъемом. Если говорить о крупных компаниях в СССР, то об этом существуют разные мнения. Одна из точек зрения отводит о месте крупного бизнеса основной движущей силой. Отечественная экономика в те годы и в настоящее время является не просто открытой, но и мелкой.
На 1 июля 1999 года в России работало 890 тыс. предприятий, что составило от численности российских компаний 30%, а 1 января 1999 года было на 2,5 % меньше по сравнению с июлем. Значительно выросли отрасли транспорта, связи, материально-технического снабжения и сбыта. В сферах культуры, жилищно-коммунальном хозяйстве, науки стало намного меньше предприятий.
На 1 января 2000 года предприятий России действовало 890,6 тыс., если рассчитать , то в среднем на одну тысячу населения приходилось 7 малых предприятий. Нужно отметить неравномерное географическое расположение субъектов мелких предприятий на РФ. Большое количество предприятий было в Центральном районе – 36% , следует отметить , что только в Москве было 20%.

Таблица 2. Крупные предприятия федеральных округов России в 2015 году

Федеральный округ

Число предприятий

Выручка от продаж
( тыс. р.)

Доля в продажах
( %)

Северо-Западный

1137

14 724 808 584

11,0

Центральный

4493

81 087 524 884

60,6

Приволжский

1079

11 452 680 160

8,6

Южный

513

5 380 508 820

4,0

Уральский

637

11 622 438 094

8,7

Сибирский

639

6 721 014 692

5,0

Дальневосточный

292

2 021 129 731

1,5

Северо-Кавказский

104

738 689 105

0,6

Итого

8894

133 748 794 070

100


Уровень разделения труда и нынешние технологии привели к тому, что глубина внутреннего рынка для удачно развивающего среднего бизнеса будет мала. Крупные предприятия имеют несколько специфических черт. Вот несколько из них : хорошее и стабильное положение лишь у тех, чей сбыт зависит от потребности населения; быстрый рост имеют те предприятия , кто сумел ухватиться за хорошею ценовую конъюнктуру на мировых рынках; эффективность работы на крупных предприятиях быстро растет; прибыль крупных компаний падает очень быстрыми темпами.[3,4]
Вывод
В заключении хочется сказать, что роль крупных компаний играет важную роль в экономическом росте. В рыночной экономике существует механизм, который обеспечивает согласование интересов покупателей и продавцов на рынке: фирмы могут увеличиваться и сужать производство в зависимости от изменения спроса, а именно, они свободны в выборе объема и структуры товара, цена изменяется под воздействием предложения и спроса, и самое главное, это наличие конкуренции, без нее рыночный механизм предложения и спроса работать не будет . Если произойдет какое-то событие на рынке, которое нарушит равновесие ( изменится вкус потребителей, выйдет из моды какой-то товар), то: предприятия быстро и обязательно среагируют на изменение рыночных условий, начнется процесс потребителей и производителей к новым условиям, в результате чего сформируется новая цена, а также новый объем производства.
Крупные компании следят и контролируют процесс продукции, но они не в силах предусмотреть процесс изменения мировой конъюнктуры . Нужно отметить. Что мелкие и средние предприятия являются опорой для крупных. В крупных предприятий остается до сих пор большое количество проблем и они сохраняют сложное экономическое положение. Насколько эффективно работают компании и каково их финансовое положении , зависит благосостояние всей экономики.
Список литературы

Агафонова М.С., Половинкин И.С., Баскакова В.В. Модернизации предприятий промышленного сектора и перспективы иннновационно-инвестиционного развития // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2016. № T2. С. 451-455.

Агафонова М.С., Мажарова Л.А. Особенности циклического развития производственной системы предприятия // Научное обозрение. 2017. -  № 12. - С. 129-131

Агафонова М.С., Агафонов П.В. Проблемы обеспечения устойчивого функционирования и стратегического развития предприятий строительной отрасли // Современные наукоемкие технологии. 2013. - № 10-1. - С. 130-131.

Паппэ Я.Ш., Глухина Я. С. Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономическое явление 1993- 2008 гг. ( ИД ГУ ВШЭ, 2009)

Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник/ М.Н. Чепурин, Е.А. Киселев. – Киров: АСА, 2006-832с.

Просмотров работы: 667