Предпринимательство. Проблемы развития предпринимательства в Воронежской области. - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Предпринимательство. Проблемы развития предпринимательства в Воронежской области.

Товстая Ю.А. 1, Хаустова А.А. 1, Агафонова М.С. 1
1ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение в социально-экономическое обоснование проблемы.

Предпринимательство - двигатель современной экономики; это исторически обусловленный социально-экономический институт, проявляющий свое присутствие и участие во всех сферах деятельности и уровнях социального бытия, выступая структурным элементом общественной системы. Оно формирует в обществе особый слой людей, которые самостоятельно решают сложные задачи по управлению хозяйством.
Именно поэтому на протяжении последних лет одним из приоритетных направлений региональной политики является обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства. В учебниках по предпринимательскому праву приводятся сведения о том, что в научный оборот термин «предпринимательство» ввел примерно в 1800 г. французский экономист Ж.-Б.Сэй, а первым российским автором, исследовавшим предпринимательство, общепризнанно считается И.Т. Посошков, издавший в 1724 г. знаменитый труд «Книга о скудости и богатстве».

Актуальность данной статьи заключается в освещении значимости проблемы развития предпринимательства на региональном уровне.

Главными целями предпринимательской деятельности считается получение прибыли, которая в условиях конкуренции повышает вероятность успешной работы, является источником увеличения производства.

Имея центральное место в гражданском праве, предпринимательство также регулируется нормами налогового, конституционного, трудового и других ветвей права.

Институт предпринимательства является участником всех сфер общества: экономической, политической, социальной и духовной. Так его основная функция: решать задачи или проблемы людей вместо них за их деньги.

Чем лучше и больше развивается экономика нашего региона, тем больше предпринимателей появляются на нашем конкурентном рынке, с разнообразными предложениями для потребителей области. Для этого очень важна денежная поддержка, обычно она исходит со стороны государства. Для успешного процветания предпринимателю необходим свой бизнес-план, а также такие качества, как: инициативность, умение работать на свой страх и риск, самостоятельность, организаторские и творческие способности, целеустремленность.
В Российской Федерации функционируют субъекты предпринимательства различных организационно-правовых форм: юридические лица и индивидуальные предприниматели, и типов: малые, средние и крупные предприятия. С исторической точки зрения, как отмечается в работе Г. К. Гинса [5], основанной на изучении различных исторических документов прошлого, первыми предпринимателями были собственники. Они действовали на свои средства, рисковали своим имуществом, поэтому понятие предпринимателя соединялось с представлением о собственности.
В Воронежской области сложилась устойчивая тенденция развития малого и среднего бизнеса. Их динамичное развитие оказывает доминирующее влияние на формирование среднего класса как основы политической и социальной стабильности гражданского общества, также является одним из важнейших факторов прироста валового регионального продукта. Активное привлечение работников на условиях вторичной занятости, свойственное малому бизнесу, создает дополнительные источники доходов для населения.Их значимость для региона определяется: формированием конкурентной среды; насыщения рынка товарами и услугами; создание новых рабочих мест для населения; эффективное решение проблемы реструктуризации экономики без крупных вложений на старте.

Развитие экономики всегда было приоритетной задачей государства, в решении которой предпринимательство способно сыграть ключевую роль. В этой связи важно обеспечить более активное участие предпринимателей в коммерциализации научных разработок, внедрении технологических и управленческих инноваций, создании современных товаров и услуг. От успеха такой работы прямо зависит повышение качества жизни людей, укрепление конкурентных позиций России на мировом рынке [1].
Аналитическое обоснование проблемы развития предпринимательства.
Согласно результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, в субъектах Российской Федерации по итогам 2014 г. Воронежская область заняла 14-е место, получив статус «регион с комфортными условиями для ведения бизнеса». По показателю «Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, млн. рублей» Воронежская область по итогам 2014 г. заняла 3-е место по Центральному федеральному округу и 16-е по Российской Федерации в целом. По статистике на 2015 год территории региона действует 76267 субъектов предпринимательства, занимающих серьезные позиции в таких видах деятельности, как оптовая и розничная торговля, предоставление услуг в сфере транспорта, связи и недвижимости [3].

Важную роль в развитии и поддержки предпринимательства играют: Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области, Микрофинансовая организация Фонд развития предпринимательства Воронежской области, Гарантийный фонд Воронежской области, институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей, деятельность некоммерческих организаций.

Наиболее острыми проблемами, стоящими перед предпринимателями стали следующие (Рисунок 1):

Рисунок 1. Проблемы предпринимательства

Проведенный мониторинг развития предпринимательства в 2018 году показал, что среди наиболее значимых проблем, мешающих предпринимательской деятельности, респонденты выделили высокие налоги – 31%, недостаток квалифицированных кадров – 14% и сложность с доступом к внешнему финансированию – 13%. В мониторинге приняли участие 2500 респондентов – около 3% от числа субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе. Они оценивали бизнес-климат муниципального образования, в котором ведут предпринимательскую деятельность [6].

Согласно данным, отобранных с Росстата, на 2014 г., Воронежская область занимает третье место по численности малых предпринимательств среди регионов ЦФО РФ (Таблица 1).

Таблица 1. Показатели предпринимательства в 2014 г.

Показатели предпринимательства по регионам ЦФО в 2014 г.

Регионы Центрального федерального округа

Количество малых предпринимательств

г. Москва

73509

Московская область

57171

Воронежская область

51498

Белгородская область

45519

Совсем недавно в Воронежской области запущен новый интересный проект Сбербанка, предназначенный для начинающих предпринимателей - «Бизнес-старт». Его продукт предназначен для тех, кто хочет начать предпринимательскую деятельность, но пока не определился с направлением своей деятельности. Им предлагается на выбор несколько вариантов нового бизнеса. Максимальная сумма - 3 миллиона рублей. Доля заемщика (от 30%) и срок кредита зависит от конкретной модели франчайзера, – от 6 до 42 месяцев.

В августе 2019 г. Федеральная служба государственной статистики Воронежской области подвела и обнародовала итоги масштабного исследования - сплошного федерального наблюдения за деятельностью 88,7 тыс. субъектов предпринимательства. В объективе службы оказалось – 57,8 тыс. воронежских индивидуальных предпринимателей и 30,9 тыс. малых и средних предпринимателей [7].

В результате исследования выяснилось:

82 малых предприятия перешли в разряд средних;

На 1000 воронежцев приходится 31 субъект малого предпринимательства. Для сравнения – в Москве – 24;

75% малых предприятий работают в городских округах, 25% - в муниципальных районах, индивидуальные предприниматели – по 50% соответственно;

Разработка способов совершенствования предпринимательства в Воронежской области.

В связи со всем вышеперечисленным жизненно необходимо принятие со стороны правительства таких мер как:

создание благоприятной среды для активизации и развития предпринимательской деятельности в Воронежской области, стимулирование граждан к осуществлению предпринимательской деятельности;

обеспечение доступности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов предпринимательства;

создание благоприятных условий для инвестиционного развития малого и среднего предпринимательства за счет минимизации финансовых и временных затрат на строительство инфраструктуры на территории частных промышленных (индустриальных) парков;

обновление системы финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства;

снижение налоговой нагрузки на предпринимателя [5].

Дополнительными приоритетами и направлениями в сфере развития предпринимательства в соответствии с разрабатываемой на региональном уровне Фондом развития предпринимательства в Воронежской области должны стать:

вовлечение граждан в легальную предпринимательскую деятельность;

встраивание малых и средних предприятий в технологические цепочки государственных компаний;

обновление системы финансово-кредитной поддержки предпринимательства;

усиление межведомственного взаимодействия;

формирование эффективной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Врио губернатор Александр Гусев на совещании в Семилуках в 2018 году отметил, что «самая большая проблема – это рынок. Сейчас наша главная мера поддержки – провести анализ внутреннего рынка. Подсказать предпринимателям, куда можно продавать. Возможно, мы будем создавать преференции для нишевых проектов. Но субсидировать всю продукцию, которую мы выпускаем на территории области, мы не можем – никаких денег не хватит». Значит пока что рыночная проблема остается нерешенной [4].

Главным сдерживающим фактором развития малого производственного предпринимательства является взаимное недоверие между властью и предпринимательством. Недоверие исходит сразу от двух сторон.

Выводы и предложения.

Таким образом, рассмотрев и проанализировав актуальные проблемы института предпринимательства автор статьи приходит к следующим выводам. Предприниматели играют ключевую роль в коммерциализации новой продукции и технологий, эффективно решают проблемы занятости населения, способны привлекать неиспользуемые ресурсы и создавать новые рынки. Благодаря этим способностям и возможностям предпринимательства, начиная с самых первых шагов становления теории предпринимательства, предприниматель стал восприниматься как центральный элемент рыночной экономики, обуславливающий ее эффективность и развитие.

Также, можно сказать, что на сегодняшний день решения проблем развития предпринимательства является одним из приоритетных направлений в осуществлении экономического развития нашего региона.

Для развития предпринимательства необходимо уделить особое внимание следующим темам:

развитие малого и среднего предпринимательства;

партнерство бизнеса и власти;

защиту права частной собственности граждан и юридических лиц;

Список литературы:

Агафонова М.С. Экономические отношения фирмы с различными субъектами // Журнал экономической теории. 2017. -  № 4. - С. 161-163

Асаул А.Н., Грахов В.П., Коваль О.С., Рыбнов Е.И. «Теория и практика разработки принятия и реализации управленческих решений в предпринимательстве» 2014, Электронно-библиотечная система IPRbooks.

Гулин К.А., Мазилов Е.А., Кремин А.Е., Теребова С.В., Якушев Н.О. «Малое предпринимательство в экономике территорий: монография» 2017 г. Электронно-библиотечная система «Лань».

Кузнецова Е.В., Агафонова М.С. Особенности развития предпринимательства в России // Успехи современного естествознания. 2012. № 4. С. 136-137.

Скрябин О.О., Анисимов А.Ю., Савон Д.Ю., Гудилин А.А., Дюнова Д.Н.

«Основы предпринимательства» 2018 г. Методические указания к выполнению курсовой работы. Электронно-библиотечная система «Лань».

Тимофеева А.А «История предпринимательства в России» 2016 г. Электронно-библиотечная система «Лань».

Шемятихина Л.Ю., Шипицына К.С., Синякова М.Г. «Менеджмент малого предпринимательства» 2017 г. Электронно-библиотечная система «Лань».

Просмотров работы: 60